Правила перевозки группы детей в автобусе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки группы детей в автобусе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.

Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ

Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)

Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).

По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.

При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)

Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.

Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:

  • нерегулируемые железнодорожные переезды;
  • ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).

При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:

  • О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
  • О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
  • О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
  • Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
  • О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
  • О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.

Требования к школьным автобусам

1 января 2017 года вступили в силу новые требования к школьным автобусам для перевозки детей. В частности, это ГОСТ Р 51160 98, действующий в отношении ТС при передвижении по территории нашей страны. На школьный автобус распространяются следующие требования:

  • использование спутникового устройства ГЛОНАСС;
  • дата выпуска автобуса: не более 10 лет;
  • обязательно присутствие тахографа (контроль времени управления ТС одним водителем), а также аптечки и 2-3 огнетушителей;
  • наличие техталона либо диагностической карты для подтверждения исправного состояния ТС;
  • размещение опознавательных табличек «Перевозка детей» впереди и позади школьного автотранспорта (ГОСТ 33552-2015);
  • окраска кузова только в желтый цвет;
  • снаружи и по обеим сторонам ТС должны быть нанесены надписи «Дети». Если автобус движется в организованной колонне, он оснащается табличкой с указанием его порядкового места и сведениями о количестве ремней безопасности.
Читайте также:  Котировки акций Мечела могут вырасти примерно на 15% в 1-2К23 - ПСБ

Используемый для перевозки детей автобус проходит обязательный предрейсовый осмотр, где проверяются все детали и комплектующие. Их исправное состояние крайне важно для безопасного передвижения автобуса и благоприятной обстановки на дороге.

Основные правовые документы, регламентирующие процедуру

  • Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  • Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Особенности закупки автобусов для перевозки детей.

В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.

Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.

По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.

При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.

Требования к водителю

Чтобы автопутешествие прошло максимально безопасно и без осложнений, водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям:

  • Стаж категории D.
  • Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев).
  • Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.

С какого возраста можно перевозить ребенка без дополнительных устройств?

Однозначный ответ только один — с 12 лет. С этого возраста ребенка можно сажать и на заднее, и на переднее кресло автомобиля, пристегивая только штатным ремнем безопасности. Однако следует учесть индивидуальные данные несовершеннолетнего пассажира.

Если его рост меньше 150 см, лучше использовать бустер. Дело в том, что ремни безопасности в автомобилях рассчитаны на пассажиров и водителей ростом от полутора метров, и, если пристегивать ребенка, при ДТП ремень может навредить.

На заднем сиденье ребенка без кресла можно перевозить уже с 7 лет, пристегивая только ремнем. Однако для безопасности маленького пассажира лучше использовать как минимум адаптер.

Если ребенку меньше 12 лет, но его рост выше 150 см, его можно сажать и на переднее сиденье автомобиля без детского автокресла. Автомобиль имеет ремни безопасности, которых будет достаточно. Бояться штрафа не стоит: сотрудники ГИБДД всегда оценивают внешний вид и рост ребенка перед тем, как спрашивать о возрасте.

Правила перевозки детей в машине

Несовершеннолетним разрешено находиться в салоне легковой машины или кабине, если это грузовик. Ни в кузове, ни в прицепе детей размещать нельзя. Перевозка ребенка в машине на руках не допускается. В случае ДТП, если произойдет столкновение, возможность удерживания юного пассажира в стабильном положении сводится к нулю. Поэтому для повышения безопасности перевозки детей в автотранспортных средствах, были разработаны автокресла.

В ПДД содержится пункт, в котором указана информация о перевозке детей в автокреслах, которые относятся к возрастной группе до 7 лет. Таких пассажиров разрешено брать в легковой автомобиль или кабину грузовой спецтехники, где есть ремни безопасности или была интегрирована удерживающая система ISOFIX. Это система со встроенными в кресла направляющими из металла с замками.

Читайте также:  Единовременная выплата средств пенсионных накоплений

Перевозка детей 7-11 лет должна выполняться с применением удерживающих устройств либо ремней безопасности. Если маленький пассажир находится на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен с помощью детского удерживающего устройства.

Как удобно располагать автокресло?

Статистика показывает, что наиболее безопасным местом для перевозки пассажиров является середина заднего сидения. Слишком опасным считается переднее пассажирское кресло, поэтому родители часто сами отказываются от использования данного места для перевозки несовершеннолетних.

Но некоторые родители предпочитают сажать детей рядом с собой во время управления автомобилем. Когда можно сидеть ребенку на переднем сидении? Процесс может выполняться в любом возрасте, если используются соответствующие удерживающие устройства. Чтобы расположить средство защиты удобно, рекомендуется учитывать некоторые советы:

  • Для фиксации детского сидения в машине должна иметься система Isofix, причем данные крепления должны присутствовать как в автомобиле, так и на детском удерживающем устройстве.
  • Если данные элементы отсутствуют, то перевозка детей разрешена только на заднем сидении.
  • В случае, если используется автолюлька, она устанавливается таким образом, чтобы младенец смотрел непосредственно в салон автомобиля.

Перевозка детей в машине на переднем сидении должна выполняться исключительно с отключенными подушками безопасности и тщательным пристегиванием несовершеннолетних.

Правила посадки и высадки

Требования к организованным перевозкам группы несовершеннолетних на автобусе включают в себя рекомендации относительно посадки и высадки детей. Так, лица, являющиеся сопровождающими группы, должны запомнить следующее:

  • Дети должны быть собраны в безопасном месте, находящемся не более чем в 15 метрах от автобуса.
  • Необходимо сверить пассажиров по имеющемуся списку.
  • Багаж должен быть загружен в отсек, который предназначен для этого.
  • Важно убедиться в том, что ручная кладь соответствует критериям, которые для нее установлены.
  • Несовершеннолетние должны пройти инструктаж относительно правил поведения в дороге и при непредвиденных ситуациях.
  • Дети должны быть рассажены по местам. Также важно проследить за тем, что ручная кладь размещена правильно и безопасно.
  • Водителя необходимо проинформировать о том, что все готовы начинать поездку.
  • Выходить из автобуса дети должны исключительно через переднюю дверь. Первыми выходят сопровождающие лица.

Перечень детей может меняться до начала поездки сопровождающим (при наличии свободных сидений). Оповещать об этом организацию-перевозчика не нужно.

Ответственность за нарушения требований

При нарушении правил перевозок детей предполагается административная ответственность и для водителя, и для юридических либо должностных лиц, которые организовывают перевозку (ч. 3-6 ст. 12.23 КоАП РФ). Причем штрафы в последние несколько лет стали существенно больше.

  • Часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ гласит, что нарушения требований, установленных для перевозки детей по ПДД предполагает административный штраф. Для водителя он составляет 3 тысячи рублей, для должностных лиц – 25 тысяч, для юридических – 100 тысяч.
  • В части 4 той же статьи говорится, что при несоответствии установленным требованиям водителя или автобуса, отсутствии договора фрахтования, если его наличие предполагается, отсутствии программы маршрута, перечня детей или сопровождающих предусматриваются штрафы 3 тысячи рублей для водителя, 25 тысяч – для должностного лица и 100 тысяч – для юридического лица.
  • Часть 5 статьи 12.23 КоАП РФ содержит информацию о том, что при нарушении правил перевозки несовершеннолетних в ночное время положен административный штраф для водителя в размере 5 тысяч рублей или же утрата права управлять автомобилями в течение срока от 4 до 6 месяцев. Величина штрафа для должностных лиц составляет 500 тысяч рублей, для юридических – 200 тысяч.
  • В части 6 аналогичной статьи говорится о том, что нарушения требований перевозки группы детей автобусом помимо случаев, описанных в статье 4 и 5 предполагает административный штраф для должностных лиц в размере 25 тысяч рублей, для юридических – 100 тысяч.

Достаточно соблюдать простые правила, и вас не коснутся ни штрафы, ни другие последствия несоблюдения установленных требований. Наша компания всегда подходит к организации перевозок ответственно!

При организации перевозки необходимо подготовить такую документацию:

  • Договор перевозки, подписанный заказчиком и транспортной компанией.
  • Договор с медицинским работником о сопровождении группы детей (если движение колоны продлится более 12 часов).
  • Копию разрешений на перевозку детей.
  • Копию заявки на сопровождение или уведомления из ГИБДД.
  • Список сопровождающих лиц с указанием ФИО, паспортных данных и номеров телефонов.
  • Список перевозимых детей.
  • Перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
  • Информация о водителях (ФИО, номера водительских удостоверений, контакты).
  • Документ о посадке с указанием места для каждого ребенка.

Специфика российских автобусов

Она подчеркнула, что специфика автобусного парка в России такова, что автобусы старшего возраста в среднем лучше, чем те, которым сейчас менее 10 лет. Тюрина пояснила, что более старые — это машины лучших европейских марок: Mercedes, MAN, Neoplan, Setra, Scania.

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

По ее словам, для запрета не было никаких оснований. «С самого начала было понятно, что это промышленное лобби в чистом виде. А перспектива изъятия из перевозки детей автобусов старше 10 лет привела к тому, что их владельцы перестали вкладываться в капитальный ремонт этих машин — какой смысл, если все равно запретят? Таким образом, постановление №1177 нанесло вред автобусному парку и никак не повысило безопасность перевозок. Очень хочется верить, что здравый смысл наконец возобладал», — заявила Тюрина.

Как уточняется в пояснительной записке к документу, при использовании для туристско-экскурсионных перевозок автобусы стоимостью от 10 до 30 млн рублей имеют годовой пробег не более 45-50 тысяч километров и к 10 годам их суммарный пробег редко превышает 500 тысяч километров, а при полноценном техническом обслуживании это менее половины ресурса, причем даже не общего, а до капитального ремонта агрегатов.

«Использование комфортабельного туристского автобуса за 10-летний период невыгодно для организаций, осуществляющих деятельность в сфере детского туризма, что в свою очередь влечет увеличение стоимости турпродукта в сфере детского туризма. Таким образом, данная норма является избыточной и способствует возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности и может привести к росту аварийности и к ухудшению безопасности детских перевозок, поскольку владельцы автобусов перед наступлением «предельного» срока эксплуатации перестанут обслуживать и ремонтировать свои автобусы», — говорится в документе.

Перечень документов для перевозки детей на автобусе

Организованные перевозки несовершеннолетних подразумевают проведение обязательного оформления поездки.

В перечень документов, необходимых для согласования и получения разрешения на организованные перевозки детей входят:

  • договор на оказание услуг, заключенный организатором поездки и перевозчиком;

  • уведомление на перевозку детей ГИБДД и ксерокопия заявки на сопровождение колонны представителями ГАИ (подача которых осуществляется не менее чем за 2-е суток до выезда);

  • список детей, включенных в состав группы на данную поездку;

  • копии письменного разрешения официальных представителей несовершеннолетних на их транспортировку;

  • карта посадки, с указанием закрепленного за каждым ребенком посадочного места;

  • копия распоряжения организатора перевозок о назначении сопровождающих группу лиц, с указанием их паспортных данных, номеров телефонов, иных онлайн-контактов;

  • копия договора с медработником, сопровождающим группу в поезде (если ее продолжительность составляет более 12 час);

  • путевой лист, с указанием сведений о водителей (ФИО, открытая категория, номер водительского удостоверения);

  • перечень продуктов питания, предусмотренных для организованного кормления группы.

Какие штрафы за нарушения правил?

Для водителей легковых автомобилей есть штраф 3 000 рублей за перевозку ребёнка до 7 лет без автокресла или непристёгнутым в нём.

А вот за нарушения правил перевозки группы детей транспортом есть свои наказания.

Штрафы за нарушения перевозки детей
Норма КоАП Нарушение Штраф
Часть 4 статьи 12.23 Если автобус не соответствует правилам, нет договора фрахтования, водитель не соответствует обязанностям, без программы маршрута, сопровождающего или без списка детей. 3 000 рублей – на водителя,
25 000 – для должностных лиц,
100 000 – для юр. лиц и ИП.
Часть 5 статьи 12.23 Нарушение правил перевозки в ночное время. 53 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев – на водителя,
50 000 – для должностных лиц,
200 000 – для юр. лиц и ИП.
Часть 6 статьи 12.23 Другие нарушения. 25 000 – для должностных лиц,
100 000 – для юр. лиц и ИП.

Штраф за перевозку детей без кресла

Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.

В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.

Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).

Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *