Зимние коэффициенты норм расхода топлива
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зимние коэффициенты норм расхода топлива». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ |
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ |
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ |
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Когда нормативы понижаются
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий |
Коридор значения коэффициента |
---|---|
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов |
До 15% |
При работе в пригородной зоне |
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах |
Поправочные коэффициенты к норме расхода топлива
В зависимости от условий эксплуатации к базовым нормам расхода топлива могут применяться определённые коэффициенты:
Норма расхода может повысится:
Условие | Коэффициент % |
---|---|
Работа в зимнее время года | до 5-20 |
Работа в горной местности | до 5-20 |
Работа за городом на дорогах со сложным планом | до 30 |
Работа в городской среде | до 5-35 |
Работа с частыми остановками | до 10 |
Работа на пониженной скорости движения | до 15-35 |
Обкатка новых автомобилей или после кап.ремонта | до 10 |
Перегон автомоблия своим ходом | до 10-20 |
Для автомобилей с возрастом более 5 лет или с пробегом более 100 т.км | до 5-10 |
Для грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов | до 10 |
При работе в качестве технологического транспорта | до 20 |
При работе специальных автомобилей (патнульная, пожарная, скорая, автовышка и т.д.) | до 20 |
При работе в карьерах | до 20-40 |
При работе в чрезвычайных климатических или тяжелых дорожных условиях | до 35-50 |
При учебной езде | до 20-40 |
При использовании концидионера или климат-контроля | до 7 |
Иные виды надбавок к базовым значениям
Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:
- работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
- работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
- работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
- обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.
Правила учета ГСМ: проводки
Бухгалтерский учет купленных горюче-смазочных материалов будет зависеть от того, каким способом их приобретали:
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Покупка ГСМ по топливным картам и талонам | ||
Отражение денежных средства, перечисленных за карты/талоны, в качестве выданного аванса | 60, субсчет «авансы выданные» | 51 |
Принятие к вычету НДС с выданного аванса | 68, субсчет «расчеты по НДС» | 76 |
Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам (на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей). | 10 | 60 |
Отражение НДС по ГСМ | 19 | 60 |
Принятие к вычету НДС по ГСМ | 68, субсчет «расчеты по НДС» | 19 |
Восстановление НДС, принятого к вычету с перечисленного аванса | 76 | 68, субсчет «расчеты по НДС» |
Покупка ГСМ за наличные | ||
Выдача денег под отчет на покупку ГСМ | 71 | 50 |
Оприходование ГСМ на основании авансового отчета от водителя | 10 | 71 |
Отражение НДС по приобретенным ГСМ | 19 | 71 |
Принятие к вычету «входного» НДС по ГСМ | 68, субсчет «расчеты по НДС» | 19 |
Показатели, существенные для объема списания (срок эксплуатации автомобиля и др.)
Базовая норма расхода горючего устанавливается в количестве его литров, расходуемых на 100 км пробега автотранспорта. Для специализированных авто, дополнительно оборудованных техникой, работающей на том же топливе, существует еще одна норма, отражающая расход, обеспечивающий работу этого оборудования. Она указывается в литрах на 1 час работы.
Однако объем расхода ГСМ определяют еще и множество иных факторов, которые в основном приводят к увеличению этого объема, но могут служить и основанием для снижения расхода. В первую очередь, это факторы, которые отражают варианты нормальной работы (загрузка грузом или пассажирами, наличие прицепов/полуприцепов и их вес или загрузка) и приводят к необходимости деления норм на:
- базовые, отвечающие стандартному снаряжению авто конкретного вида, обычному для него топливу, типовым условиям эксплуатации;
- транспортные, учитывающие грузоподъемность, конкретный вес груза или нормальную загрузку пассажирами; для грузовых авто их устанавливают в литрах на 100 тонно-километров.
Каждая из этих норм корректируется на поправочные коэффициенты, отражающие реальные условия эксплуатации. Повышающие их значения (с необходимой детализацией в зависимости от градации, применяемой для конкретного фактора) установлены для работы:
- в горной местности;
- в крупных населенных пунктах;
- с частыми остановками;
- с пониженной скоростью при движении;
- при обкатке нового или прошедшего ремонт авто;
- при перегоне или буксировке;
- без учета транспортной составляющей перевозок;
- в качестве специального или технологического транспорта;
- в условиях отсутствия дорог;
- в период чрезвычайных климатических явлений.
Учитывают при использовании повышающих коэффициентов для списания ГСМ также срок эксплуатации автомобиля и его пробег. Увеличение нормы возможно на величину:
- до 5% при сроке использования, превышающем 5 лет, или пробеге свыше 100 тыс. км;
- до 10% при сроке использования, превышающем 8лет, или пробеге свыше 150 тыс. км.
Кроме того, повысить норму позволяют:
- учебная езда;
- применение кондиционера или установки «климат-контроль»;
- наличие дополнительного оборудования (например, рефрижераторов);
- невозможность выключения двигателя в пунктах погрузки-разгрузки;
- работа в холодное время года (в зависимости от региона);
- необходимость перемещений для осуществления техобслуживания;
- увеличение собственной массы авто.
Снизить норму можно, когда:
- собственная масса авто уменьшена;
- работа ведется на несложных трассах в слабохолмистой местности.
Применяемые коэффициенты можно суммировать с учетом отражающего их суть знака (повышающие или понижающие).
Формула списания по Минтрансу
В распоряжении АМ-23-р Минтранс приводит не только величину норм и пределы возможных их корректировок, но и формулы списания ГСМ по норме, давая 6 их вариантов в зависимости от того, для автотранспорта какого вида они будут использоваться:
- легковых авто;
- автобусов;
- грузовых бортовых авто, тягачей и фургонов;
- самосвалов;
- специализированных авто — для них указаны 2 формулы: для выполняющих работу во время стоянки и для делающих ее в процессе движения.
Каждая из формул учитывает специфику работы транспорта соответствующего вида, вследствие чего формула:
- для легкового авто оказывается самой простой, в которой взятая из справочника норма делится на 100, умножается на фактический пробег и на поправочный коэффициент;
- для автобуса содержит дополнительное слагаемое, отражающее расход топлива на использование отопителя с учетом времени его работы;
- для грузовых авто (кроме самосвалов и специализированных) использует 3 значения нормы (на пробег самого автомобиля, на массу прицепа/полуприцепа и на транспортную работу), применяемых каждый к своему показателю, и сумма этих произведений затем делится на 100 и умножается на поправочный коэффициент;
- для самосвалов также задействует 3 значения нормы (на транспортную работу самого самосвала, на массу его прицепа/полуприцепа и на каждую ездку с грузом), но деление на 100 и поправочный коэффициент применяются к сумме произведений, полученных от первых 2 видов норм, а расчет от 3-го является дополнительным к этой сумме слагаемым;
- для специализированных авто, выполняющих работу во время стоянки, содержит корректируемую на поправочный коэффициент сумму расчетов, сделанных от нормы на пробег, деленной на 100 (можно дополнить его расчетом от нормы по перевозке груза), и от норматива на работу спецоборудования;
- для специализированных авто, делающих работу во время движения, тоже формируется как корректируемая на поправочный коэффициент сумма расчетов, но здесь она вся будет делиться на 100 и составится из умноженных на соответствующие им показатели нормы на пробег и нормы на пробег при выполнении работы.
Таким образом, расчет, который выполняется по нормам Минтранса, не так уж и прост. И хотя примеры подобных вычислений приведены в документе этого ведомства, устанавливающем нормативы, лучше систематизировать все данные, относящиеся к имеющемуся в наличии автотранспорту, постаравшись свести к минимуму возможность возникновения ошибок в расчетах.
О списании. Нормативный подход
Технико-экономические нормы расхода автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета — Экономика отрасли (автомобильный транспорт) Допускается устанавливать ту же базовую норму расхода топлива, что и для базовой модели — для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колёсной формулы, кузова и не отличающихся от базовой модели собственной массой. Как правило, летом расход топлива соразмерен с базовой нормой, а в некоторых случаях фактический расход ГСМ повышается за счет применения в салоне охлаждающей системы или кондиционера. |
Как сократить расход ГСМ и увеличить моторесурс
На расход горюче-смазочных материалов влияет целая совокупность факторов:
- Манера и стиль вождения, которые зависят от климатических условий в регионе, где эксплуатируется авто, особенностей характера владельца машины, сюда же можно отнести опыт (продолжительность) езды за рулем и марку самого транспортного средства.
- Тип используемого горюче-смазочного материала, поскольку при переходе на более высокое октановое число происходит потеря мощности – оставшийся бензин нагреет двигатель, и расход будет увеличен. Позволяется менять тип ГСМ, если автомобиль оснащен технологией, помогающей регулировать угол зажигания.
- Работа двигателя, точнее его общее состояние: свечи зажигания, поскольку недостаточность искры напрямую влияет на работу системы зажигания, при этом увеличивается расход бензина; кислородный датчик, потому как его поломка ухудшает характеристики мощности и, как следствие, также увеличивается расход топлива.
С какого числа применяются зимние нормы расхода топлива на 2021 год
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2021 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок, не более, % |
Москва | 01.11–31.03 | |
Белгородская область | 15.11–15.03 | |
Брянская область | 01.11–31.03 | |
Владимирская область | 01.11–31.03 | |
Воронежская область | 01.11–31.03 | |
Ивановская область | 01.11–31.03 | |
Калужская область | 01.11–31.03 | |
Костромская область | 01.11–31.03 | |
Курская область | 01.11–31.03 | |
Липецкая область | 01.11–31.03 |
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Приказ Изменение Норм Расхода Топлива в Связи • Расчет гсм для автобусов
Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет • Об утверждении норм расхода топлива.
При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.
С этой целью по каждому автомобилю производится расчет, в котором остаток топливного ресурса на начало отчетного времени складывается с суммарным числом поступлений в него за весь период. А затем остается лишь вычесть топливо, которое осталось на конец года. Вся сумма в БУ может подлежать списанию в расход.
В процессе включения горюче-смазочного сырья в расходы для налоговых учетных мероприятий необходимо обеспечить выполнение требования обоснованности объемов.
Обосновать расход можно путем его сравнения с нормативом, который должен иметь место в процессе выполнения определенных работ.
Нормативные значения могут формироваться предприятием в самостоятельном порядке, однако чаще всего используются документы от Минтранса России.
Вот еще несколько хозяйственных операций, используемых в процессе учета:
Эти хозяйственные операции – лишь часть из всех проводок, применяемых в процессе бухгалтерского учета.
Особых требований к заполнению бумаги не имеется. Тем не менее, существует образец, которого следует придерживаться во избежание внесения ошибочных сведений.
«38 — это мама»: все о правилах указания кодов родственной связи в больничном листе
Прежде чем производить списание горюче-смазочных материалов с налогового или бухгалтерского учета, необходимо определиться с фактически израсходованным количеством сырья.
Чтобы избежать подобных неприятностей, следует грамотно проводить учет. Для несущественных отклонений принято применять проводку Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 10.3.
Выбор конкретного счета затрат при этом осуществляется исходя из того, для каких именно задач применяется то или иное авто, и по какой схеме производится учет в фирме. Если перерасход необоснованный, принято использовать проводку Дт 73.2 Кт 10.3.
Не принимаемые к учету расходы отражаются по записи Дт 91 Кт 10.3.
Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок. Если Минтрансом РФ в рекомендации не включены нормы потребления для имеющегося на предприятии автомобильного средства, то руководитель имеет право ввести собственные разработанные показательные значения личным приказом.
Обязательно ли утверждать нормы расхода ГСМ
Все очень просто – нормы расхода ГСМ можно установить внутренним приказом по организации. В нем необходимо учесть специфические особенности эксплуатации автотранспортного средства и утвердить более высокие или более низкие значения для списания топлива по сравнению с рекомендуемыми от Минтранса.
В то же время издание приказа (или другого локального нормативного акта) остается на усмотрение экономических субъектов. Можно обойтись и без него. Связано это с тем, что налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ и их можно списывать по факту. Это подтвердил и Минфин в своих последних разъяснениях, см., например, письмо от 26.09.2019 № 03-03-07/74189.
Но нужно помнить, что утвержденные предприятием нормы способны помочь в конфликтах с налоговиками, если те решат, что затраты на топливо слишком велики. Суды в спорных ситуациях часто встают на сторону компаний при наличии подписанного приказа, которым подтверждается экономическая обоснованность расходов – а это значимое условие для отражения их в налоговом учете.
Кроме того, нормирование расходов поможет предотвратить нецелевое использование или хищение ГСМ. При наличии норм, полученных опытным путем, легче просчитать рентабельность автотранспортной техники.
Все указанные факторы склоняют к тому, чтобы утвердить нормы расходы для списания ГСМ внутренним распорядительным документом.
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 10.02.1999
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 10.02.99 N 6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» |
Вид документа | постановление, нормы |
Принявший орган | госстрой рф |
Номер документа | 6 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 10.02.1999 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |