Камеральная таможенная проверка в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная таможенная проверка в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Камеральная проверка (от «камеральный» — производимый в кабинете, лаборатории) — проверка соблюдения законодательства, которая проводится государственными или муниципальными органами власти по имеющимся у них документам без выезда к проверяемому лицу. Может проводиться в отношении как юридических, так и физических лиц. Также называется документарной проверкой.
Примеры употребления на «Секрете»
«По Таможенному кодексу ЕАЭС у таможенных органов есть право в течение трёх лет после выпуска декларации производить таможенный контроль. Это может быть камеральная таможенная проверка (когда у вас запрашивают документы по прошедшей поставке, включая документы о реализации) или выездная таможенная проверка».
(Президент «КВТ Сервис» Юлия Шлёнская — о том, почему везти контрабанду в Россию — опасная и глупая затея.)
«Выездную проверку назначают только после тщательного анализа, в процессе которого собирают крепкую доказательственную базу, подтверждающую, что у компании есть крупные налоговые нарушения. За незначительными доначислениями не пойдут, — объясняет эксперт системы «Актион бухгалтерия» Светлана Ковалевская. — Основная масса проверок — камеральные. Их проводят автоматически по каждой сданной отчётности. Вряд ли инспекторы отменят такие проверки».
Регулирующее законодательство
Камеральная таможенная проверка как юридическая категория введена Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который вступил в силу 6 июля 2010 года и начал действовать на единой таможенной территории России, Беларуси и Казахстана. В связи с тем, что ТС стал структурой в составе более масштабного межгосударственного объединения — ЕАЭС, в которое вступило еще несколько государств, данный кодекс планируется заметить новым документом, юрисдикция которого будет распространяться на все страны ЕАЭС.
Подробнее об учреждении на базе Таможенного союза новой структуры — ЕАЭС — читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический».
Так, 18.12.2014 проект Таможенного кодекса ЕАЭС был направлен на рассмотрение в правительства государств, входивших на тот момент в ТС и Единое экономическое пространство (с 2015 года — ЕАЭС).
Первоначально предполагалось, что вступление в силу нового ТК ЕАЭС произойдет 01.07.2017 (договор о ТК ЕАЭС от 11.04.2017). Но впоследствии Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) сообщила о переносе указанного срока на 01.01.2018.
В новом Таможенном кодексе (ТК ЕАЭС) предусматривается:
Но пока новый Таможенный кодекс ЕАЭС не вступил в силу, действующим источником права, регулирующим процедуру камеральной таможенной проверки, является ТК ТС (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009). Основные положения, относящиеся к рассматриваемой процедуре, содержатся в гл. 19 ТК ТС.
Выездная таможенная проверка
Выездные таможенные проверки проводятся таможенными органами значительно реже, чем камеральные, однако их последствия для бизнеса могут оказаться более серьезными. Для минимизации данных последствий необходимо привлечь опытного таможенного юриста.
До 01 октября 2020 г. действовал мораторий на внеплановые выездные таможенные проверки. Внеплановые выездные таможенные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приостановленные из-за пандемии коронавируса, возобновились в России с 1 октября 2020 года.
Таможенный Юрист поможет подготовить необходимые ответы, возражения, письменные пояснения, аргументировать позицию. Юристы таможенной карты смогут при необходимости присутствовать при проведении выездной таможенной проверки и скоординировать действия участника ВЭД.
Что такое камеральная таможенная проверка
Согласно Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), это форма ТП, проводимая с неограниченной периодичностью по месту нахождения ТО без выезда к проверяемому лицу (далее — ПЛ).
Справка. ТП пришла на смену существовавшей ранее таможенной ревизии, но если таможенная ревизия контролировала факт выпуска товаров и достоверность сведений, представленных при декларировании, то цели ТП значительно шире.
В соответствии с п. 1 ТП нацелена на содействие соблюдению требований, установленных таможенным и другими законодательными актами стран ЕАЭС.
ТП может проводиться в отношении лиц:
- зарегистрированных участников в области таможенного дела;
- напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
- в текущий момент или в прошлом (по информации ТО) владевших или пользовавшихся товарами с нарушением международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов государств ЕАЭС, в том числе товарами, незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС (ст. 331 ТК ЕАЭС).
Основанием для ее проведения является информация, имеющаяся в распоряжении ТО, о товарах, незаконно ввезенных или находящихся на таможенной территории ЕАЭС (п. 8 ).
Обязанности лиц, подлежащих камеральной проверке
В положениях ст. 135 ТК ТС также фиксируются обязанности лиц, подлежащих таможенной проверке:
- предъявление товаров, которые подлежат проверке на таможне;
- предъявление в установленные сроки информации и документов по требованию сотрудников таможенного органа (вне зависимости от того, на каком носителе они располагаются);
- проставление отметки о получении документа о проведении проверки на оригинале соответствующего документа;
- представление проверяющим лицам таможенного ведомства перевода источников, необходимых для целей проверки, если это необходимо, на государственный язык страны, входящей в ТС;
- определение круга лиц, которые ответственны за предоставление сведений сотрудникам таможни, осуществляющим проверку, в срок не позднее 2 дней с момента предъявления документа о проведении проверки;
- исполнение прочих обязанностей, которые предусмотрены законами ТС и законодательствами стран, которые входят в ТС.
Общие рекомендации при проведении проверок:
- Проверьте служебные удостоверения сотрудников таможни, документы о проведении проверки;
- Потребуйте доведения до вас оснований и повода для проведения проверки в отношении вашей компании;
- Предоставляйте документы таможенному органу при проведении проверок и направлении запросов о представлении документов;
- В случае идентификации товаров, взятии проб и образцов, осмотра помещений, ареста товаров – не препятствовать законным действиям таможенных органов, но обратиться за квалифицированной юридической помощью;
- Присутствуйте при проведении всех мероприятий таможенного контроля;
- Подписывайте документы только после их тщательного изучения;
- Требуйте от инспекторов предоставления копий документов (актов осмотра, протокола изъятия);
- При необходимости проводите фото и видео фиксацию;
Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки
Наименование нормативно-правового документа | Номер документа | Описание |
Таможенный кодекс | Статья 111 | Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации |
Статья 131 | Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы | |
Статья 134 | В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки | |
Статья 135 | Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой | |
Статья 136 | Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором |
Статья 131. Камеральная таможенная проверка
1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).
3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
Статья 136. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки
1. Налоговые и иные государственные органы государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств — членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.
2. Банки и иные кредитные организации государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
Таможенники провели в ООО «Пассив» проверку по факту возможной продажи недекларированной компьютерной техники, хранившейся на складе фирмы. Документов, подтверждающих этот факт, инспекторы не нашли. Директор фирмы заявил, что вся недекларированная компьютерная техника, хранившаяся на их складе, была украдена.
Тогда таможенники провели осмотр персональных компьютеров работников фирмы. В осмотре участвовал специалист по программированию и компьютерной технике. Именно он обнаружил и восстановил удаленное электронное сообщение, в котором проверяемая фирма предлагает предпринимателю Сергеевой приобрести компьютерную технику. Ее характеристики (заводские и серийные номера, изготовитель и пр.) совпадали с якобы украденной компьютерной техникой.
Такая проверка связана с выездом комиссии на объект: место нахождения организации, место ведения коммерческой деятельности предпринимателем, организацией. Регламентируется эта процедура ст. 333 ТК ЕАЭС и ст. 229 ФЗ-289.
В отличие от камеральной, выездная проверка может проводиться в соответствии с планом либо внепланово. Внеплановая проверка может быть встречной, т.е. проверяются несколько участников ВЭД во взаимосвязи.
Внепланово проверки назначаются по ряду причин (ст. 333 ТК ЕАЭС п. 16).
Одна из основных — появление у таможенных органов обоснованных подозрений в нарушении таможенного законодательства.
Выездные контрольные мероприятия может назначить не только руководитель таможенного органа или его заместитель, но и лицо, которое в данный момент замещает их обоих. День начала выездной таможенной проверки – это день вручения решения проверяемому лицу либо при отправке по почте – дата получения. Если получать документ это лицо отказывается, проверка начинается в день, когда зафиксирован отказ, либо на 6-й день после отправки по почте.
Если документ отправлен по ЭКС, за дату начала проверки берется день получения адресатом электронного послания. Заметим, что процессе проверки информация, содержащаяся в первоначальном решении, может изменяться и дополняться. К примеру, изменения могут коснуться состава ответственных за проверку лиц, предмета проверки.
Проверять могут не более 2-х месяцев. В исключительных случаях руководитель контрольного органа может принять решение о продлении проверки еще на месяц. Кроме того, если контролеры решат, что нужны дополнительно встречная проверка, экспертиза и другие меры, способствующие эффективному завершению контрольных мероприятий, данная проверка может приостанавливаться. Общий период продления ограничен 9-ю месяцами.
Формы таможенных проверок
Целью таможенного контроля является проверка учета задекларированных таможенных товаров и операций с ними путем сопоставления данных, отраженных в документации на продукцию с отчетными и учетными сведениями проверяемых лиц. К таковым относят:
- Декларантов – юр. лиц и предпринимателей.
- Таможенных перевозчиков и представителей.
- Тех, кто выполняет хранение товаров, обладает различными полномочиями и так или иначе участвует в сделках по товарам, помещенным под таможенную процедуру.
- Уполномоченных операторов данных.
- Собственников таможенных складов, магазинов беспошлинных торговых операций.
- Лиц, использующих товары, незаконно завезенные в страну.
- Иных лиц, принимающих участие в сделках по таможенной продукции.
Выездная таможенная проверка
Данную проверку проводят с осуществлением выезда по фактическому адресу юридического лица либо ИП. Она может проводиться в соответствии с планом либо внепланово.
Если проверку проводят на основании плана, для нее необходимо решение, принятое таможенным органом. Плановые проверки обычно профилактического характера, их цель – контролировать соблюдение законодательства.
Внеплановые проверки же проводят, чтобы выявить нарушение.
Основанием для ее назначения могут быть:
- Официальная информация, поступившая от гос. органов;
- Информация, которая поступила от вышестоящих таможенных органов;
- Другая официальная информация;
- Результаты камеральных проверок.
Прежде чем начнется проверка, сотрудники таможенной службы проводят анализ всей имеющейся информации. Для этого действует специальное подразделение по аналитике. Также исследуется стоимость всех товаров, подлежащих декларированию.
Иногда для вынесения решения об административном наказании достаточно только аналитического этапа. Если же данных явно недостаточно, назначается административное расследование либо выездная проверка.
Если выездная проверка является плановой, проверяемому юрлицу направляется извещение, с уведомлением, подтверждающим факт получения. Если заказное письмо вернется (адресат отсутствует) это не причина для отмены проверки.
Также лицу нужно вручить решение о проведении проверочных мероприятий.
Перед тем как начать проверку, сотрудники обязаны предъявить свои служебные удостоверения.
Если документ подписан лицом, которое не имело права этого делать, сотрудников на территорию компании можно не допускать.
Если проверка камеральная, то таможенники только изучают документацию.
А если выездная, то вполне могут:
- Осмотреть товары;
- Осмотреть помещения и территорию;
- Провести ревизию;
- Арестовать и изъять товары;
- Отбирать пробы;
- Истребовать информацию и документы;
Все мероприятия, которые планируется провести, должны быть перечислены в решении о ее проведении.
Как вести себя предпринимателю
Любая проверка заставляет предпринимателя нервничать, даже если скрывать ему нечего. Поговорим о том, как себя вести, если к вам пришли проверяющие, в частности, таможенники и какие последствия могут быть у неправомерного поведения обеих сторон.
В самом начале общения стоит обратить внимание на документы (удостоверение), которые демонстрируют сотрудники таможенных органов. Если документация в порядке, ваша обязанность пустить инспектора на территорию. Если этого не сделать, сотрудники вправе проникнуть на территорию с применением физической силы. Если доходит до такого, то в присутствии понятых об этом уведомляется прокурор в срок 24 часа.
За препятствие проведению проверки, предпринимателю грозит штраф. Предприниматель или руководитель компании будет оштрафован на 2-4 тысячи рублей, другие работники на 500-1000 рублей.
Обязанность проверяющего – вручить вам копию решения о назначении проверки. Вы знакомитесь с ним, задаете вопросы, если что-то непонятно.
Вы, как проверяемое лицо, имеете следующие права:
- Без предъявления документов не пропускать проверяющих на территорию;
- Отказать в предоставлении информации по вопросам, которые не указаны в решении;
- Потребовать разъяснения ваших прав и полномочий;
- Отказать в доступе на территорию тем инспекторам, которые не значатся в решении о проверке.
Камеральная таможенная проверка
Камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможенного органа путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов. Таможенные органы обязаны уведомлять лицо о начале проверки. Проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения. Срок проверки – 90 календарных дней с момента направления уведомления, в отдельных случаях может быть продлен на 120 календарных дней. Этапы проведения: Подготовительный – происходит сбор сведений и данных, принимается решение о необходимости проведения проверки; Основной – происходит непосредственная проверка имеющихся документов. Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:
- помещен ли товар под надлежащую таможенную процедуру;
- достоверность сведений о товаре в декларации и прочих документах;
- соблюдение запретов и ограничений по использованию товара;
- соблюдение требований лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере;
- иные требования, предусмотренные таможенным законодательством.
Дополнительный – таможенным органом могут быть запрошены документы, необходимые для осуществления проверки. Кроме того, в ходе камеральной проверки таможенные органы могут провести таможенный осмотр и досмотр. Заключительный – составляется акт о завершении камеральной таможенной проверки с описанием полученных выводов и результатов. По результатам проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, имеет право знакомиться с материалами проверки, а так же представить возражения относительно выводов.
Статья 135. Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки
1. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:
1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;
2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;
3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза;
4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства — члена таможенного союза.
2. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:
1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;
2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;
3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;
4) сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);
5) в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства — члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;
6) определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 (двух) календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);
7) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
Как проходит проверка
В процессе выездной проверки таможенники могут: осматривать товары, помещения и территорию фирмы, проводить инвентаризацию товаров по правилам, аналогичным для налоговых инспекций, арестовывать и изымать товары, получать пояснения, проверять маркировку, назначать экспертизу товаров, привлекать специалистов, брать образцы и пробы, а так же использовать средства для идентификации товаров.
Имейте в виду: каждое из этих действий таможенники вправе провести не только в рамках проверки, но и отдельно. Мероприятия, планируемые инспекторами, должны быть перечислены в решении о проведении выездной проверки. Правильно оформленные результаты ревизии суд может признать доказательствами по уголовным и административным делам (ст. 134 Таможенного кодекса ТС).