Что такое страховая и накопительная пенсия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое страховая и накопительная пенсия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доходность накопительного пенсионного счета зависит в первую очередь от доходности НПФ, в котором он находится. Поэтому выбор – дело серьезное, требующее грамотного подхода. На официальном сайте ЦБР регулярно публикуются данные о доходности того или иного ПФР. Эту информацию следует изучить, проанализировать и выбрать наиболее перспективный вариант.
Условия и принципы обработки персональных данных в соответствии с GDPR*
АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.
Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:
- — клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
- — контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
- — сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.
Срочная пенсионная выплата
Срочную выплату накопительной пенсии можно получить, если на счете находится крупная сумма. Например, если на счет был положен материнский капитал, или он формировался при помощи программы софинансирования, и дополнительные личные взносы были весомыми. Минимальный период срочной выплаты, как уже говорилось – 10 лет.
Главное отличие срочной выплаты от всех прочих состоит в том, что в этом случае накопительную пенсию возможно передать по наследству. Если застрахованный гражданин умер раньше, чем ему была выплачена вся сумма, ее остаток получат правопреемники (наследники).
Процедура получения срочной выплаты стандартная. Пенсионер пишет заявление, которое рассматривается в течение 10 дней. Затем принимается решение, и начинаются ежемесячные выплаты.
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Сроки назначения и выплаты накопительной пенсии
Заявление о назначении накопительной пенсии рассматривается не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления документов (сведений), запрошенных страховщиком в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных им организациях.
В случае отказа в удовлетворении заявления страховщик не позднее чем через 5 рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения обязан известить застрахованное лицо об этом с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно с этим, страховщик возвращает застрахованному лицу все предоставленные им документы.
Первую выплату накопительной пенсии Фонд осуществляет по реквизитам, указанным застрахованным лицом в заявлении, в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты принятия положительного решения.
Накопительная пенсия выплачивается ежемесячно с 5 по 15 число каждого месяца. Срок осуществления выплаты может быть изменен, если на указанные даты приходятся праздничные или нерабочие дни.
Пример расчета размера накопительной пенсии
Сумма средств пенсионных накоплений (ПН) на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на дату подачи заявления об установлении выплаты составляет 365 000,00 рублей. Страховая пенсия по старости (СП) застрахованного лица составляет 12 780,00 рублей.
Страховая пенсия по старости назначена застрахованному лицу в 2023 году. Условия для изменения ожидаемого периода выплат отсутствуют.
Вопрос: в каком размере застрахованному лицу будет назначена накопительная пенсия (НП)?
Расчет осуществляется согласно статье 6 и статье 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»:
1. Определяем расчетный размер накопительной пенсии (НП):
НП = ПН/Т, где Т – ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в 2023 году он составляет 264 месяца).
НП = 365 000,00/264 = 1 382,57 рублей в месяц
2. Определяем совокупный размер пенсии (П):
П = СП+НП
П =12 780,00 + 1 382,57 = 14 162,57 рублей в месяц
3. Определяем долю (Д) накопительной пенсии в совокупном размере пенсии:
Д = НП/П*100
Д =1 382,57/14 162,57*100% = 9,76%,
Ответ: расчетный размер накопительной пенсии составил более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, поэтому застрахованному лицу будет назначена накопительная пенсия в размере 1 382,57 рублей в месяц пожизненно Указанный размер пенсии подлежит ежегодной корректировке.
ВНИМАНИЕ! Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», расчет Т (ожидаемый период выплаты накопительной пенсии) осуществляется с учетом пункта 3 статьи 7 и пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Как осуществляется деление взносов на две части?
Деление пенсии на страховую и накопительную осуществляется по регламенту государства. Установлено, что всего работодатель обязан уплатить 22% взносов в Пенсионный фонд РФ. Из них 16% всегда идут на государственные нужды. Это и есть страховая часть. Когда россиянин выйдет на пенсию, государственное пособие ему будет выплачиваться из средств других граждан, работодатель которых так же отчислял 16% на страховые взносы.
Накопительная часть может быть переведена или оставлена в ПФР. Однако в период с 2014 по 2021 гг. перевод накопительной части в размере 6% не дает клиентам никакого дохода: действие моратория ограничивает действия россиян по поводу увеличения своей будущей пенсии. Они могут перейти в НПФ, но средства автоматически будут переводиться только на страховую часть.
После отмены моратория средства клиентов-вкладчиков НПФ будут по-прежнему перечисляться и инвестироваться частной финансовой компанией. Граждане, которые выбрали НПФ до 2014 года могут отслеживать размер инвестированных средств в Личном кабинете поставщика услуги.
Чем накопительная пенсионная часть отличается от страховой
Отличия между двумя частями пенсии заключаются не только в методах их формирования, но в индексации сумм и праве на наследование.
Страховая пенсия точно рассчитывается государством с применением стандартных коэффициентов, а накопительная напоминает банковский вклад — сумма наращивается за счет грамотных инвестиций.
Страховая часть считается в баллах, а накопительная исключительно в деньгах. Когда наступает время рассчитать положенную пенсию, умножают накопленные баллы на стоимостный коэффициент одного балла и получают сумму пенсии. До расчета баллы представляют собой обязательства, которые несет государство перед россиянами. Взносы, уплачиваемые работодателем, поступают в фонды, откуда выплачиваются сегодняшним пенсионерам.
СПРАВКА! Стоимость 1 балла для расчета пенсии регламентируется государством. Ежегодно сумма меняется. В 2020 г. 1 балл равен 93 рубля, а на 2024 г. намечен рост до 116,63 руб. за 1 балл.
Накопительная часть аккумулируется в рублях на счете ПФР либо выбранного вкладчиком негосударственного фонда. Деньги не идут на выплаты пенсий сегодня, а целенаправленно собираются для положенных расчетов с вкладчиком по достижении определенного возраста.
Обеспечиваемые страной пенсионные выплаты индексируются по правилам, установленным в РФ, а накопительные взносы растут в зависимости от доходности, обеспеченной управляющей компанией.
Еще одно существенное отличие между накопительной и страховой пенсией — первую можно наследовать, вторую нельзя.
Зачем власти заморозили накопительную часть пенсии
По официальной версии, озвученной для прессы, целью заморозки стало избавление системы от мошенников. Некоторые недобросовестные предприниматели использовали накопления в качестве источника дешевых денег. Предприниматели покупали НПФ, а полученные от вкладчиков средства инвестировали в рискованные проекты. В результате несколько таких частных фондов стали банкротами. Государство вернуло номинальную часть накоплений обманутым вкладчикам, но не инвестиционный доход, который был положен за это время.
Эксперты утверждают, что в 2013 г. бюджет ПФР насчитывал триллионный дефицит. Отчисления от трудоспособных граждан не могли покрыть сумму выплат, положенных пенсионерам. Чтобы исправить ситуацию, накопительную часть заморозили, а новые отчисления направили в страховую часть. Спустя несколько лет повысили пенсионный возраст.
С какого года формируется накопительная часть пенсии
Лица, рожденные в 1966 году и раньше, имеют средства только по страховой части.
У лиц младших поколений сформировались накопления за период работы с 2002 по 2013 год, которая на настоящий момент либо отнесена на страховую часть, либо передана в НПФ.Категория молодых работников, устроившихся на работу впервые после 2015 года, все же имеет право на выбор в пользу накопительной части. Для этого необходимо успеть определиться в течение 5 лет с момента первичного начисления на зарплату страховых взносов. Но если к моменту принятия решения лицу нет 23 лет, то для него срок выбора продлевается до 31 декабря года, в котором ему исполнится 23.
Источником пополнения пенсионных накоплений на данный момент могут быть:
- страховые взносы на ее финансирование;
- дополнительные страховые взносы;
- взносы государства в форме софинансирования;
- материнский капитал;
- положительные результаты инвестирования НПФ.
Как начисляется пенсия
Какая будет пенсия у потенциального пенсионера, зависит от многих факторов:
-
базовой пенсии (фиксированной выплаты) – части пенсии, которая не зависит от трудового стажа и заработанных индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Она устанавливается на законодательном уровне.
В таблице выше указана страховая базовая пенсия на 2019 год. Она равна 5334,19 рубля;
- количества ИПК (зависит от суммы перечисленных взносов в ПФ и срока трудового стажа);
- стоимости ИПК в расчетном году. Для справки: в 2019 году 1 ИПК = 87,24 рубля.
Как уже сказано было выше, страховая и накопительная часть пенсии отличаются в основном именно тем, что накопительной можно самостоятельно управлять, размещая ее в НПФ или любых других подобных организациях. До 2015 года из 22% дохода, отчисляемых в пенсионный фонд, 16% шло на страховую пенсию, а 6% — на накопительную (по желанию плательщика). С начала этого года страховая и накопительная пенсии разделены и вся сумма начисляется непосредственно на страховую, при этом можно выбрать вариант с разделением, при котором часть баллов идет на одну пенсию, а остаток – на другую. Таким образом, вопрос о том, страховая и накопительная часть пенсии — что это, сколько процентов, на данный момент уже не настолько актуален.
В чью пользу сделать выбор?
Какая пенсия больше и что лучше выбрать? Государство заинтересовано в том, чтобы россияне оставляли свои 6 % перечисленных средствна счетах ПФР. Наличие свободных финансов позволяет ПФР выполнять свои обязательства в полном объеме.
Но в случае добровольного отказа от перевода накопительной части пенсии граждане лишают себя достойной пенсии в будущем. В среднем до выхода на пенсию гражданин с заработной платой в 30-35т тыс. рублей в месяц может накопить до 3 млн. рублей. Сверх этой суммы будут начислены проценты, которые инвестирует фонд. Чем выше доходность НПФ, тем выгоднее будет вложение средств и будущая пенсия граждан.
Чтобы сделать выбор в пользу собственной пенсии, 6% взносов гражданину следует перевести в частную компанию. Объем накопленных средств зависит от срока перевода, заработной платы клиента, дохода фонда. Минимальный доход НПФ в России составляет 9%. Этого достаточно, чтобы покрыть уровень инфляции в стране и обеспечить инвестиционный доход сверх начисленных средств.