О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявление и пакет документов подаются различными способами. Вы можете явиться в территориальное управление органа соцзащиты лично, если у вас есть такая возможность. Если ее нет, возможно, обращение через уполномоченного представителя (потребуется дополнительный документ, подтверждающий его полномочия), а также по почте. Через 30 дней орган социальной защиты должен вынести решение о предоставлении льгот, отказе в таковом либо запросить дополнительные документы, если они необходимы. В случае отрицательного решения пенсионер имеет право обратиться в суд и потребовать соблюдения своих прав через органы правосудия.
Какие льготы действуют для репрессированных и реабилитированных граждан в 2022 году
- дети, которые были отправлены вместе с родителями в ссылку, в места лишения свободы или в колонии спецпоселения;
- дети, которые остались без родительской опеки из-за преследований последних по политическому, национальному, религиозному признаку.
Льготы репрессированным пенсионерам и детям жертв политических репрессий
Далёкие потомки (по закону внуки не являются близкими родственниками) жертв репрессий не получают дополнительных привилегий. Исключение составляют случаи, когда они проживают в квартире получателя льгот и пользуются частью его привилегий. Это касается снижения расходов на воду, электричество, тепло и другие коммунальные нужды. Возможно, в будущем ситуация изменится, поэтому подобным людям следует внимательно отслеживать последние новости, касающиеся реабилитации жертв политических гонений.
- обратиться в органы, назначившие несправедливое наказание для получения документов, подтверждающих факт гонений;
- собрать доказательства репрессий (особенно важно собрать сведения об имущественном ущербе);
- обратиться в органы социальной защиты по месту жительства с заявлением о реабилитации;
- дождаться решения.
Законодательный вопрос
Основным законодательным документом, регламентирующим вопрос предоставления преференций, является Федеральный закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических репрессий», который определяет возможность получения преференций, предоставляемых из государственного бюджета.
Размеры и разновидности их могут изменяться, зависимо от годового финансирования данного направления соцподдержки.
Данный законодательный документ определяет понятия жертв репрессий, пострадавших по причине политических преследований. Также, он фиксирует информацию о возможности получения льгот в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ – предоставляет возможность пенсионерам учитывать в общий трудовой стаж время их пребывания в лагерях и других местах отбывания наказаний.
В каком размере предоставляются выплаты?
В ситуации, если гражданина отправляли в тюрьму, либо психбольницу, то размер выплаты составит около 10.000 рублей. Пособие предоставляется для лиц, которые были лишены собственной жилплощади и другого имущества.
Точный размер преференций определяется на уровне отдельных регионов, так как многие муниципальные законы вносят свои поправки к федеральному законодательству. Для уточнения окончательного размера выплат необходимо обращаться в местные законодательные органы власти.
Как пример, на территории Московской области, из регионального бюджета каждый год выплачивается сумма в размере 6.500 рублей для каждого незаконно репрессированного, а также предоставляется бесплатное пользование железнодорожным транспортом.
По ежемесячным денежным выплатам льготник может самостоятельно выбрать один из предлагаемых видов социальной помощи. В СПБ, реабилитированным лицам полагается ЕДВ в размере 3355 рублей, а пребывавшим в ссылке гражданам всех возрастов – 1668 рублей.
Жертвам репрессий создали невыполнимые условия
Общественная палата РФ раскритиковала правительственные поправки к закону «О реабилитации жертв политических репрессий». Речь идет о праве репрессированных и их детей на бесплатное жилье в том городе, где семья проживала на момент ареста.
В прошлом году Конституционный суд потребовал исправить закон так, чтобы граждане смогли наконец получить обещанное государством жилье.
В Общественной палате констатируют, что получившийся законопроект «невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда» — и он не поможет жертвам репрессий.
Вчера Общественная палата (ОП) РФ опубликовала отрицательное заключение к правительственному законопроекту о праве репрессированных на бесплатное жилье (.pdf). «Нулевые чтения» на эту тему прошли в ОП еще 4 августа 2022 года. В итоговом документе говорится, что проект «невозможно признать обоснованным и достаточным для восстановления нарушенных жилищных прав реабилитированных лиц».
Напомним, в декабре 2019 года Конституционный суд постановил исправить закон о жертвах репрессий. Сейчас эти люди имеют право на бесплатное жилье в городе, где семья находилась на момент ареста и высылки.
Но полномочия распределять квартиры были переданы регионам, которые выставили зачастую невыполнимые условия. Летом правительство РФ одобрило законопроект, разработанный Минстроем.
Он убрал некоторые ограничения, но при этом оставил регионам полномочия по распределению жилья. Более того, в нем не был прописан конкретный механизм финансирования.
В случае его принятия жертвы репрессий должны будут встать в конец общей очереди на жилье — чтобы получить квартиру в Москве, им придется ждать около 30 лет. Документ вызвал шквал критики со стороны правозащитников, но 14 июля был внесен в Госдуму.
«Общественная палата выступает за справедливое, окончательное разрешение вопроса о посильной в настоящее время компенсации нанесенного ущерба реабилитированным жертвам политических репрессий, членам их семей,— говорится в отзыве на законопроект.— Однако решение такой задачи посредством предлагаемой поправки в данном случае не может считаться достаточным».
Прежде всего авторы документа указывают, что Конституционный суд постановил решить проблему на федеральном уровне, чтобы у репрессированных из разных регионов были одинаковые права.
А значит, правительственный законопроект не должен был передавать этот вопрос на уровень региональных властей. «Предлагаемый подход невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда», прямо говорится в документе.
Эксперты ОП обращают внимание на заявление, что правительственный законопроект не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. «Данное утверждение представляется спорным»,— говорится в отзыве. Дело в том, что возмещение подобного вреда необходимо «отнести к расходным обязательствам РФ».
«Кроме того, материалы к законопроекту не содержат сведений об общем количестве лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями»,— указывает ОП.
Согласно регламенту пояснительная записка законопроекта обязательно должна содержать «финансовый, экономический и (или) статистический анализ текущей ситуации, (…) прогноз экономических и иных последствий реализации таких решений».
В отзыве указано, что правительственный законопроект сохраняет существующий порядок «очереди» для репрессированных.
При этом КС указывал, что РФ обязана стремиться к «возможно более полному возмещению вреда», причиненного жертвам политических репрессий, «на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала».
«Принимая во внимание зачастую затягивающиеся сроки предоставления жилых помещений в порядке общей очередности», ОП приходит к выводу, что репрессированные, «как правило, люди преклонного возраста», могут не дожить до получения квартир.
«Представляется целесообразным обеспечить жильем реабилитированных лиц в возможно короткий срок, путем разработки и реализации специального порядка предоставления жилых помещений,— заявляет ОП.— Однако представленный законопроект не предусматривает подобных положений».
«Мы удовлетворены результатами нулевых чтений в Общественной палате,— заявил “Ъ” Юрист Григорий Вайпан, представляющий интересы трех заявительниц иска в КС.— Палата указала на главные недостатки правительственного законопроекта. Во-первых, отсутствие федерального регулирования и финансирования жилья для жертв репрессий.
Во-вторых, предоставление жилья жертвам репрессий в порядке общей очереди. Рассчитываем на то, что депутаты учтут позицию Общественной палаты. Законопроект концептуально не соответствует постановлению КС и поэтому должен быть отклонен уже в первом чтении». Господин Вайпан добавил, что создал онлайн-петицию в поддержку права жертв репрессий на получение жилья.
Правительственный законопроект будет рассмотрен 23 сентября на заседании профильного комитета Госдумы.
Льготы жертвам политических репрессий в 2021-2021 году
Пострадавшие граждане обеспечиваются федеральными и региональными преференциями. В большей части субъектов федерации они получают такие льготы:
- 50% скидку (в рамках норм потребления) по оплате:
- водоснабжения (горячего и холодного);
- водоотведения;
- природного газа;
- отопления;
- на приобретение сжиженного газа и твердого топлива;
- бесплатный проездной на все виды городского общественного транспорта (либо проезд без приобретения билета по удостоверению);
- предоставление путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке;
- устройство в дома для престарелых;
- скидку на приобретение лекарственных средств по рецепту врача (в каждом регионе своя).
Льготы Реабилитированным В 2021 Году В Челябинской Области
После устранения причин, послуживших основанием для возврата, неполученные ежемесячные денежные выплаты направляются заявителю повторно в порядке, установленном настоящим Административным регламентом. В случае если произошел возврат сумм, подлежащих зачислению банковскими учреждениями, специалист, ответственный за оформление выплатных документов, устанавливает причину возврата, производит сличение банковских реквизитов с данными лицевого счета заявителя.
Ветеранам труда Челябинской области, которым звание «Ветеран труда Челябинской области» присвоено с учетом периодов трудовой или иной деятельности, возникших после даты установления назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря года N ФЗ «О страховых пенсиях», ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на присвоение звания «Ветеран труда Челябинской области», но не более чем за шесть месяцев до дня подачи заявления о получении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами.
Льготы реабилитированным в 2021 году в челябинской области
Гражданин, выходя на пенсию, признается государством лицом нетрудоспособным, имеющим право на получение ряда льгот, субсидий, доплат. Это вынужденные меры, призванные компенсировать небольшие суммы пенсионных выплат, которых не всегда хватает на самое необходимое. Главная статья затрат человека – оплата услуг ЖКХ, именно об этих послаблениях и стоит поговорить, так как вслед за повышением возрастной планки выхода на пенсию, людям грозит отсрочка по всем льготам. Отметим, что правительство приняло решение оставить привилегии на уровне сегодняшнего пенсионного возраста (55/60 лет) и дало задание региональным властям рассмотреть соответствующие законопроекты.
Для ветеранов труда этих двух регионов предусматривается бесплатный проезд в маршрутном общественном транспорте, а также в пригородных поездах. А для москвичей это существенная статья расходов, особенно если они вынуждены ежедневно ездить из области в город и обратно. При этом первые два условия не могут считаться отдельными основаниями для установления статуса. То есть при наличии только стажа или только необходимых наград невозможно получить звание.
Репрессированные граждане могут оформить пособие в органе социальной защиты населения, к которому они относятся в соответствии с территорией проживания.
Порядок действий следующий:
- пострадавшему необходимо собрать необходимый пакет документов;
- сотрудник социальной защиты должен помочь составить заявление на получение компенсационных выплат;
- обязательным приложением являются документы, в которых содержится информация о факте ссылки, расстрела или наступления другого негативного инцидента;
- орган социальной защиты должен ответить на заявление в течение 30-ти календарных дней.
Оформление государственных бонусов не представляется возможным без наличия следующих документов:
- паспорта гражданина РФ;
- заявления соответствующего образца;
- свидетельства реабилитированного или его копии (документ, подтверждающий период нахождения в психиатрической больнице, лагере, ссылке или другом месте, ограничивающем свободное перемещение);
- документа, свидетельствующего об оправдании заявителя;
- справки из Пенсионного фонда о назначении пенсии (если заявитель достиг пенсионного возраста);
- копии справки о том, что ежемесячные выплаты прекращены.
Для репрессированных граждан, приобретших в 2018 году также и пенсионный статус, в соответствии с законодательством РФ, будут положены и другие льготы, как и для тех, кто ранее вышел на заслуженный отдых. Срок пребывания в ссылке, психиатрической лечебнице или месте лишения свободы в связи с какой-либо политической причиной входит в состав страхового стажа, причем в соответствии с пенсионными законами СССР, то есть в тройном размере.
Компенсации репрессированным в СССР в 2021 году
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 9 ноября 2004 года N 282-ЗО
О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области
(с изменениями на 9 ноября 2020 года)
(в ред. Законов Челябинской области от 27.10.2005 N 409-ЗО, от 25.01.2007 N 96-ЗО, от 26.04.2007 N 130-ЗО, от 24.04.2008 N 253-ЗО, от 30.09.2008 N 305-ЗО, от 25.12.2008 N 343-ЗО, от 29.10.2009 N 483-ЗО, от 29.04.2010 N 577-ЗО, от 23.09.2010 N 640-ЗО, от 23.06.2011 N 148-ЗО, от 26.04.2012 N 306-ЗО, от 28.06.2012 N 354-ЗО, от 27.02.2014 N 657-ЗО, от 18.12.2014 N 94-ЗО, от 07.06.2018 N 725-ЗО, от 30.10.2018 N 802-ЗО, от 30.12.2019 N 80-ЗО, от 12.05.2020 N 142-ЗО, от 09.11.2020 N 243-ЗО)
Принят
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 28 октября 2004 г. N 1419
Настоящий Закон в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» определяет на территории Челябинской области меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (жертв политических репрессий), устанавливает правовые и экономические основания для обеспечения мерами социальной поддержки лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона.
1. Действие настоящего Закона распространяется на лиц, признанных Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий.
(часть 1 в ред. Закона Челябинской области от 29.10.2009 N 483-ЗО)
2. При наличии у гражданина права на предоставление одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
(в ред. Закона Челябинской области от 26.04.2012 N 306-ЗО)
Реализация реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий, права на обеспечение мерами социальной поддержки осуществляется на основании справки о реабилитации, справки о признании лица пострадавшим от политических репрессий или свидетельства о праве на обеспечение мерами социальной поддержки, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах — бывших союзных республиках СССР или бывшими государственными органами СССР, если решения о реабилитации, на основании которых выданы указанные документы, признаны не противоречащими законодательству Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1. Реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;
(п. 1 в ред. Закона Челябинской области от 30.10.2018 N 802-ЗО)
2) внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских организациях, находящихся в государственной собственности Челябинской области или в собственности муниципальных образований;
(в ред. Закона Челябинской области от 27.02.2014 N 657-ЗО)
3) ежемесячная денежная выплата в размере 1600 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
(в ред. Законов Челябинской области от 18.12.2014 N 94-ЗО, от 30.12.2019 N 80-ЗО)
4) — 5-1) исключены. — Закон Челябинской области от 28.06.2012 N 354-ЗО;
6 — 6-1) исключены с 1 июня 2008 года. — Закон Челябинской области от 24.04.2008 N 253-ЗО;
7) исключен. — Закон Челябинской области от 28.06.2012 N 354-ЗО;
8) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, причитавшаяся им до 1 июля 2015 года, но не полученная ими;
(п. 8 в ред. Закона Челябинской области от 18.12.2014 N 94-ЗО)
9) исключен с 1 июля 2009 года. — Закон Челябинской области от 25.12.2008 N 343-ЗО;
10) исключен. — Закон Челябинской области от 28.06.2012 N 354-ЗО;
11) возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированного лица, в размере 5000 рублей;
(в ред. Законов Челябинской области от 29.04.2010 N 577-ЗО, от 30.12.2019 N 80-ЗО)
12) бесплатная консультация адвокатов по вопросам, возникающим в связи с реабилитацией, а также освобождение от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, связанным с применением Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», за исключением споров между реабилитированными лицами и их наследниками;
13) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
14) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.
1. Лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;
(п. 1 в ред. Закона Челябинской области от 30.10.2018 N 802-ЗО)
2) внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских организациях, находящихся в государственной собственности Челябинской области или в собственности муниципальных образований;
(в ред. Закона Челябинской области от 27.02.2014 N 657-ЗО)
3) ежемесячная денежная выплата в размере 1600 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
(в ред. Законов Челябинской области от 18.12.2014 N 94-ЗО, от 30.12.2019 N 80-ЗО)
4) — 4-1) исключены. — Закон Челябинской области от 28.06.2012 N 354-ЗО;
5 — 5-1) исключены с 1 июня 2008 года. — Закон Челябинской области от 24.04.2008 N 253-ЗО;
6) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, причитавшаяся им до 1 июля 2015 года, но не полученная ими;
(п. 6 в ред. Закона Челябинской области от 18.12.2014 N 94-ЗО)
7) исключен с 1 июля 2009 года. — Закон Челябинской области от 25.12.2008 N 343-ЗО;
8) бесплатная консультация адвокатов по вопросам, возникающим в связи с реабилитацией, а также освобождение от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, связанным с применением Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», за исключением споров между реабилитированными лицами и их наследниками;
9) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
10) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;
(п. 10 введен Законом Челябинской области от 27.10.2005 N 409-ЗО)
11) первоочередная установка телефона.
(п. 11 введен Законом Челябинской области от 27.10.2005 N 409-ЗО)
2. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, указанных в настоящей статье, определяются Правительством Челябинской области.
(в ред. Закона Челябинской области от 24.04.2008 N 253-ЗО)
3. Исключена с 1 июля 2015 года. — Закон Челябинской области от 18.12.2014 N 94-ЗО.
Согласно современному законодательству, можно сделать вывод, что реабилитация и положенные льготы полагаются следующим категориям лиц:
- Невинно осужденные;
- Испытавшие на себе неблагоприятные последствия от осуждений;
- Граждане, которые побывали в колониях и поселениях;
- Дети, пребывающие в тюрьмах одновременно с родителями.
Одновременно с родителями, которые потерпели в период репрессий разные неприятности, к данной категории могут быть отнесены и их дети. Это могут быть сироты, потерявшие в результате репрессий всех родителей или одного из них.
Реабилитации подлежат лица, которые были осуждены и репрессированы на основании веских доказательств. Данный неблагоприятный фактор должен быть подтвержден неопровержимыми доказательствами и уликами. Речь идет об обвиненных в измене стране, в насилии, шпионаже и в совершении военных преступлений.
Сотрудник социальной защиты г. Ярославль, Никитенко Анастасия Игоревна.
Гражданам, которые в свое время пострадали от политического терроризма, положено определенное количество льгот. Основная масса выделяется отдельными субъектами РФ за счет регионального бюджета. Количество и объем преференций зависит от региона. Где-то их больше, где-то оказывается минимальная помощь.
К стандартным льготам, которые предоставляются в большинстве регионов, можно отнести следующие:
- Денежные единовременные выплаты;
- Оказание медицинской помощи вне очереди;
- Компенсация в размере 50% на оплату жилья и капитального ремонта;
- Скидка 50% на оплату стандартных коммунальных услуг. Речь идет об электричестве, водоснабжении, плата за устранение сточных вод и за вывоз твердых коммунальных отходов. В определенных населенных пунктах человек обеспечивается топливом. Получает его без очереди;
- Есть возможность бесплатно установить зубные протезы, но только из доступных материалов. Дорогие льготник оплачивает самостоятельно;
- Можно получить 50% скидку на лекарственные препараты. Это касается тех лекарств, которые являются для человека жизненно важными или отпускаются по рецепту;
- Возможность бесплатного проезда на городском общественном транспорте. В определенных районах можно воспользоваться поездкой на маршрутках, на транспорте внутреннего водного сообщения и на автобусах междугородного сообщения;
- Раз в год разрешается получить 100%-ую компенсацию за проезд на ж/д транспорте. В некоторых случаях будет перечислена компенсация 50% от стоимости на воздушном, водном и автомобильном транспорте. Но данные преференции предоставляются только при перемещении в пределах РФ;
- Граждане в первую очередь получают путевки в санатории;
- Особое преимущественное право на получение земельных участков под дачу, огород или сад;
- Возможность вступления в современные жилищные кооперативы.
Что касается положенных ежемесячных выплат, то здесь жертвы репрессий получают разные суммы. Это зависит от региона проживания льготника. Вот примерные суммы начислений:
Город и регион | Сумма ежемесячной выплаты |
Москва | 3330 руб |
Санкт-Петербург | 911 руб |
Иркутск | 550 руб |
Репрессии: о чем идет речь?
Политические репрессии, ставшие одной из самых характерных и известных страниц нашей истории, были типичны для периода, когда власть принуждала широкие массы исполнять незаконные, противоестественные, ущемляющие права человека требования, апеллируя к тому, что это якобы в пользу государства. Многие были насильно переселены, стали изгнанниками. Была ущемлена независимость, права граждан, а некоторые поплатились жизнью. Действующее законодательство устанавливает льготы детям репрессированных и ряд других преференций, если можно доказать причастность к жертвам того времени.
Репрессированных и связанных с ними людей принято делить на несколько категорий. Каждая из них имеет собственные права. В первую очередь упоминают тех, кто был обвинен по политическим обоснованиям, арестован по этой причине и изгнан, направлен в лагерь либо казнен. Программа реабилитации репрессированных многих таких страдальцев позволила признать невинными, но для большинства было уже поздно.