Электронная транспортная накладная (ЭТрН)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронная транспортная накладная (ЭТрН)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Устоявшаяся практика предполагает, что обычно этот документ выписывается грузоотправителем. А им может выступать любая сторона сделки. Например, покупатель заказал доставку транспортной компании и поэтому он формирует ТРН. Условия оформления и ответственных можно заранее закрепить в договоре поставки.

Кто составляет транспортную накладную?

Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

23. Оформление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.

До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).

В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).

С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.

Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.

28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 8 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест и (или) информирует об отказе принять груз с обоснованием причин (при наличии). Перевозчик (водитель) вносит оговорки и замечания (при наличии) о дате и времени прибытия или убытия, о состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования, о массе груза и количестве грузовых мест.

Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносят данные и водитель, и грузополучатель.

ЭТрН — юридически-значимый документ, аналог бумажной транспортной накладной. Состоит из 8 файлов обмена (титулов):

  • четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
  • двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
  • двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.
Ситуация Файл обмена Сведения Подпись
Погрузка Т1 Об участниках перевозки, условиях договора, транспортном средстве и водителе, о грузе и сопроводительных документах. УКЭП грузоотправителя или лица, ответственного за погрузку.
Т2 О состоянии груза на приёмке. ПЭП водителя, УКЭП перевозчика.
Выгрузка Т3 О приёме груза от перевозчика, фактических характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки. УКЭП грузополучателя или уполномоченного на подписание от имени грузополучателя.
Т4 О передаче груза получателю. ПЭП водителя, УКЭП перевозчика.
Изменение финансового состояния перевозчика и грузополучателя Т5 О выполнении перевозки, стоимости, порядке расчёта. УКЭП перевозчика.
Подтверждение факта изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя. Т6 Об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки. УКЭП грузоотправителя.
Переадресация Т7 Об изменении конечного пункта доставки и (или) сведения о новом грузополучателе. УКЭП перевозчика.
Смена водителя и/или ТС Т8 О замене водителя или ТС. УКЭП перевозчика.

Для чего нужна транспортная накладная

ТРН — что это за документ? Он необходим для подтверждения факта оказания транспортных услуг. Им оформляются все автомобильные грузоперевозки в РФ. Она нужна при отправке груза продавцом:

  • силами транспортной компании;
  • с привлечением услуг экспедитора;
  • собственным транспортом — если транспортные услуги выделены отдельно, а не включены в стоимость товара.

Когда и для чего нужна транспортная накладная?

Прежде чем говорить об ЭТрН, рассмотрим, зачем в принципе нужна транспортная накладная в вопросах и ответах:

Транспортная накладная (ТН или ТрН) — что это за документ? Обязателен он или нет?

Читайте также:  Налоговый вычет пенсионерам при покупке квартиры, дома, жилья

Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами, то ТН можно не оформлять.

Кто подписывает транспортную накладную?

Все участники грузоперевозки — грузоотправитель, транспортная компания (перевозчик), водитель, осуществляющий перевозку, грузополучатель.

Кто оформляет транспортную накладную при доставке перевозчиком и когда?

Грузоотправитель оформляет ТН и передаёт её вместе с грузом водителю. Без ТН грузополучатель не может принять груз.

Является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом?

Да, этот документ является первичным документом, подтверждающим заключение договора на перевозку и расходы на логистические услуги.

ТН и ТТН — одно и то же?

Нет, это разные документы. В отличии от ТН, в ТТН есть раздел, описывающий передаваемые ТМЦ. Но, фактически, сейчас это и не требуется. ТТН отменили в 2013 году. Единственное исключение — этот документ по-прежнему нужен для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём даже если перевозка такого груза осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима. Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли ТТН при перевозке, следует ответить утвердительно. Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН.

Кому выгодно перейти на ЭТрН и почему?

К обмену ЭТрН уже сейчас подключаются логистические, транспортные и экспедиторские компании разного масштаба. Даже для небольших компаний внедрение ЭДО в бизнес-процессы становится очень выгодным.

Например, внедрение ЭТрН даёт такие выгоды:

  • Отказ от бумаги. Одна транспортная накладная может включать от нескольких единиц до нескольких десятков листов, а распечатать её нужно как минимум в трёх экземплярах. Несложно представить, сколько сэкономит компания, оформляя ЭТрН, которые не нужно дублировать на бумаге.

  • На 70 % сокращается время на обработку документов. Все участники грузоперевозки могут вести онлайн-контроль изменения статуса документа.

  • ЭТрН увеличивает скорость подписания документов и получения оплаты до 90 %.

  • До 1 % сокращаются ошибки ручного ввода данных и человеческого фактора в обработке документов.

  • На 100 % снижается риск утери или порчи документов.

  • Отпадает необходимость организовывать физический склад для хранения перевозочных документов — они хранятся в электронном архиве. И получить доступ к нужному документу можно в любое время и из любой точки мира.

Формат и порядок формирования электронной транспортной накладной

С 1 марта 2022 года электронные транспортные накладные (ЭТН), которые оформлены по Приказу ФНС от 09.12.2021 г. № ЕД-7-26/1065, имеют юридическую силу. На основании этого же приказа регламентированы форматы электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда.

На данный момент не обязательно их применять, но в дальнейшем в планах Минтранса перевести все перевозочные документы в электронный вид.

С 1 сентября 2022 года начнут действовать и другие документы, которые на данный момент только рассматриваются. В частности, к ним относятся:

  • Постановление Правительства «Об утверждении Правил информационного взаимодействия при передаче электронных перевозочных документов и получении доступа к ним»;
  • Постановление Правительства с изменениями в Постановление от 06.07.2015 г. № 676;
  • Приказ Минтранса «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД)»;
  • Приказ Минтранса «О вводе ГИС ЭПД в эксплуатацию».

Общие условия к заполнению ТН

  1. Все разделы транспортной накладной заполнять обязательно, за исключением случаев, когда раздел имеет отметку “(при необходимости)” или “(при наличии)”. Если нет информации или основания для заполнения отдельных строк (граф) транспортной накладной, в них могут быть поставлены прочерки
  2. Заверять транспортную накладную печатью не надо. Это не предусмотрено ее формой. Отсутствие печати в транспортной накладной налоговых рисков не влечет. Но и наличие печати ошибкой не будет.
  3. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронной транспортной накладной по форме согласно приложению N 4 к Постановлению 2116
  4. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем (лицом, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство), грузополучателем (уполномоченным им лицом) и перевозчиком (водителем). Водителю не допускается действовать от имени двух сторон договора перевозки.
  5. Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
  6. В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
  7. К реквизитам, которые необходимо указать в разделах 1 “Грузоотправитель”, 1а “Заказчик услуг, связанных с перевозкой груза (при наличии)”, 2 “Грузополучатель”, 4 “Сопроводительные документы на груз” (при наличии), 6 “Перевозчик”, 7 “Транспортное средство”, 8 “Прием груза”, 9 “Переадресовка” (при наличии), 12 “Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)” относятся:
    – для юридического лица – полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона;
    – для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителей), номер телефона.
    При этом если в разделе 8 “Прием груза” лицо, осуществившее погрузку груза (лицо – владелец объекта инфраструктуры пункта погрузки), совпадает с лицом, указанным в разделе 1 “Грузоотправитель”, на бумажном носителе в реквизитах указывается только наименование.
  8. К реквизитам, которые необходимо указать в отношении подтверждающих (сопроводительных) документов, относятся ИНН составителя документа, наименование документа, дата и номер документа.
  9. В случае замены транспортного средства, указанного в транспортной накладной, и (или) водителя перевозчик уведомляет стороны договора перевозки о такой замене, о ее причинах до момента подачи транспортного средства под выгрузку, если иное не предусмотрено договором перевозки, с указанием в транспортной накладной дополнительных сведений о произведенных заменах в составе информации, предусмотренной разделами 6 “Перевозчик” и (или) 7 “Транспортное средство”
  10. В транспортную накладную можно вносить исправления. Если при заполнении бумажной транспортной накладной допущена ошибка, ее исправляют следующим образом (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. п. 19, 21 ФСБУ 27/2021, Информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33):
    1) ошибочную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;
    2) вносят корректную запись;
    3) делают оговорку “исправлено” и указывают дату исправления;
    4) заверяют исправления подписями составивших накладную лиц с указанием их фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).
  11. Масса груза определяется следующими методами:
    а) взвешивание (определение разницы между массой транспортного средства после погрузки и перед погрузкой по общей массе или взвешиванием поосно);
    б) расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него и (или) данных измерительных приборов, имеющих регистрацию как средство измерения и прошедших периодическую поверку в соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении единства измерений”.
Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

Разделы новой транспортной накладной

Число разделов новой формы уменьшится с 17 до 12.

Разделы транспортной накладной

до 01.03.2022

после 01.03.2022

1. Грузоотправитель

1. Грузоотправитель

1а. Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости) 1а. Заказчик услуг, связанных с перевозкой груза (при наличии)
2. Грузополучатель 2. Грузополучатель
3. Груз 3. Груз
4. Сопроводительные документы на груз 4. Сопроводительные документы на груз (при наличии)
5. Указания грузоотправителя 5. Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки
6. Прием груза 6. Перевозчик
7. Сдача груза 7. Транспортное средство
8. Условия перевозки 8. Прием груза
9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению 9. Переадресовка (при наличии)
10. Перевозчик 10. Выдача груза
11. Транспортное средство 11. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков (при необходимости)
12. Оговорки и замечания перевозчика 12. Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)
13. Прочие условия
14. Переадресовка
15. Подписи сторон
16. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)
17. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков

В одной машине товары разным покупателям — каждому покупателю отдельную ТН

По согласованию с заказчиками (покупателями и поставщиками) транспортную накладную составляет наша организация-перевозчик. Пункт 9 Правил предоставляет возможность составлять одну транспортную накладную на несколько партий груза, перевозимых на одном автомобиле.

Наш водитель в одной машине везет груз от разных поставщиков к разным покупателям. Когда мы заполняем одну транспортную накладную, то у нас возникает сложность с заполнением п. 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». В этом случае трудоемко выделить стоимость перевозки для каждого заказчика перевозки (грузоотправителя или грузополучателя). Можно ли нам не заполнять п. 15? Или нам надо составить несколько транспортных накладных на каждую партию груза, то есть для каждого грузополучателя?

З.Ф.Байсарова, г. Уфа

Дело в том, что одну транспортную накладную можно составить только в том случае, когда на одной машине доставляются партии разных товаров от одного продавца одному покупателю. Ведь транспортная накладная — это договор перевозки между заказчиком и транспортной организацией . И в одном договоре не могут фигурировать несколько грузоотправителей и грузополучателей.

В вашей ситуации на поставку от каждого поставщика для каждого покупателя надо заполнять свою транспортную накладную. Так же надо делать и в том случае, когда грузоотправитель один, а грузополучателей несколько.

Новая форма vs старая форма: что сейчас используют транспортные компании и заказчики

Мы получаем вопросы и наблюдаем, что у многих представителей рынка еще нет четкого алгоритма, как работать с новой формой.

Часть грузоотправителей уже применяют новые требования к оформлению документов, а некоторые выставляют старую форму — не перестроились на новый формат.

Главное: чтобы снизить налоговые риски, нужно обязательно заполнять в транспортной накладной следующие данные:

  • дата составления транспортной накладной;

  • наименования грузоотправителя, грузополучателя (при необходимости и клиента — заказчика перевозки) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 транспортной накладной;

  • размер провозной платы в разделе 1;

  • наименования должностей, подписи и расшифровки подписей в разделах 1а (при необходимости), 6, 7, 15, 16.

Когда и для чего нужна транспортная накладная?

Прежде чем говорить об ЭТрН, рассмотрим, зачем в принципе нужна транспортная накладная в вопросах и ответах:

Транспортная накладная (ТН или ТрН) — что это за документ? Обязателен он или нет?

Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами, то ТН можно не оформлять.

Кто подписывает транспортную накладную?

Все участники грузоперевозки — грузоотправитель, транспортная компания (перевозчик), водитель, осуществляющий перевозку, грузополучатель.

Кто оформляет транспортную накладную при доставке перевозчиком и когда?

Читайте также:  Котировки акций Мечела могут вырасти примерно на 15% в 1-2К23 - ПСБ

Документооборот международных перевозок автомобильным транспортом

Требование о составлении накладной при заключении договора перевозки груза из одной страны в другую, c перечнем сведений в этом документе, установлены Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве 19.05.1956. В настоящее время наиболее распространено применение накладной CMR (иногда заменяют латинский алфавит на русский и пишут «смр-накладная»). Бланк смр, международной транспортной накладной, заполняется по правилам, приведенным в Письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.

CMR-накладная имеет российский аналог — речь идет о товарно-транспортной накладной (ТТН). Но в первом документе имеется наиболее подробная информация о международной перевозке. Но российский продавец, заключающий договор перевозки товара за пределы территории РФ, не сможет воспользоваться ТТН — надо оформить накладную по международным правилам.

Международной перевозка называется в том случае, если погрузка товара происходила в одной стране, а сдача груза — в другой (перевозка из Петербурга в Калининград, несмотря на пересечение границы, не требует оформления CMR).

В машине перевозчика, помимо накладной, обязаны находиться и другие прилагаемые к ней документы:

  • отгрузочная спецификация;
  • карантинный сертификат;
  • сертификат о качестве и т. д.

При этом все документы составляются на русском или на одном из иностранных языков.

Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:

  • Является универсальным товаросопроводительным документом. Накладная содержит информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другую информацию, без которой невозможно заключить договор о перевозке.
  • В ЦМР по мере осуществления перевозки, делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Отметки имеют значение в определении лиц, которые несут ответственность как за доставку груза, так и за выполнение условий договора перевозки в целом.
  • Накладная CMR, оформленная должным образом, служит подтверждением того, что перемещение груза от отправителя к покупателю осуществляется на законных основаниях. Это значит, что стороны при заключении договора перевозки предусмотрели в нем все существенные условия предусмотренные действующим законодательством.
  • ЦМР предъявляется на таможне в процессе оформления экспорта, импорта или транзита товара. По результатам таможенного досмотра сотрудник пункта пропуска ставит на накладной соответствующий штамп. По таможенным штампам легко отследить весь путь, который преодолел товар в процессе перевозки.

Преимущества и недостатки электронной транспортной накладной

В числе плюсов — сам документ проще составлять, передавать заказчику, все ошибки можно исправлять онлайн. Хранить виртуальные накладные удобнее — документы теперь просто находятся в электронном архиве. Также с электронными накладными значительно легче отслеживать перемещение груза — все этапы отражаются в системе ЭДО. При работе с электронными документами возможна более быстрая передача данных в налоговую и расчет НДС. Нельзя не сказать и об экономии на бумаге и доставке документов.

Сам Минтранс считает, что внедрение электронных транспортных документов полезно, поскольку:

  • сократит издержки предпринимателей при перевозках за счет снижения показателей простоя, повышения эффективности бизнес-процессов, управляемости бизнесом, снижения трудоемкости оформления перевозочных документов;
  • сократит издержки по ведению документооборота;
  • упростит обмен данными между предпринимателями и госорганами, например, ФНС, которая нужные ей документы получает напрямую из системы;
  • даст участникам перевозок возможность взаимодействовать в электронном виде в любое удобное время в формате «единого окна».

Также, по оценкам министерства, электронный формат снизил бы затраты на оформление грузоперевозок «классическим образом» в общей сложности на 16 млрд. рублей.

Из минусов можно отметить расходы на подключение к ЭДО, а также расходы на ПО для работы с электронными накладными.

Как видим, плюсов существенно больше.

Проблемы и ответственность при использовании электронных транспортных накладных

Следует помнить: само по себе оформление транспортных накладных в электронной форме обязанностью не является и может быть заменено бумажным документооборотом. Однако общие для оформления всех электронных документов риски существуют и должны учитываться.

Наличие согласия на электронный оборот

Другая сторона договора вовсе не обязана соглашаться на обмен электронными документами при заключении договоров. Вы не можете принудить контрагента перейти на ЭДО, поэтому при отсутствии взаимопонимания ЭТРН не может быть оформлена.

Сложности перехода на ЭДО

Внедрение в повседневную практику электронного документооборота может представлять трудность для бизнесов в том смысле, что требует переобучения сотрудников и наработки практики бизнес-процессов с использованием ЭДО.

Остальные проблемы, о которых можно было говорить в 2021 году, в большей или меньшей степени решены на законодательном уровне — создана единая система для ЭПД, решен вопрос предъявления ЭТРН контролирующим органам, механизм получения электронных подписей для бизнесов вполне отработан.

Как уже говорилось выше, само по себе оформление транспортных накладных в электронной форме закону не противоречит и ответственности не влечет. Однако общие для оформления всех электронных документов риски существуют и должны учитываться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *