Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.
Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ
1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).
3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.
4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
5. Административное задержание также не допускается:
а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).
6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.
Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.
В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.
8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.
Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).
9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.
Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).
10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.
11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).
12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).
13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?
Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.
- Протокол об административном правонарушении
- Сроки составления протокола об административном правонарушении
- Образец составления протокола об административном правонарушении
- Ошибки в протоколе об административном правонарушении
- Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении
Основные действия при задержании
После того как полицейский задержал гражданина, он обязан предоставить ему возможность позвонить родственнику — в течение 3 часов с момента задержания. Разговаривать вы можете только в присутствии полицейского. Если вы не смогли дозвониться — это не считается. Вам должны разрешить разговор, а не звонок. Поэтому смело звоните другому человеку.
Если полицейские задержали вас по административному делу, они не вправе отбирать телефон. Поэтому препятствовать тому, чтобы вы позвонили, никто не должен. По вашей просьбе полицейские должны сами уведомить вашего адвоката, сообщить на работу или в учебное заведение.
Очень важно дозвониться до близкого человека сразу после того, как вас задержали. Дело в том, что в это время на задержанного очень легко надавить. Так что вы можете нечаянно признаться даже в том, чего не совершали. Кроме того, в целях оказания психологического давления от вас могут скрывать, где вы находитесь.
Обратите внимание, что позвонить вы можете только члену своей семьи или близкому человеку. Связаться с юристом — это уже их задача. Говорить можно только на русском языке. Время звонка точно не ограничивается. Однако в законе сказано, что у задержанного есть право рассказать о своем задержании и о том, где он находится. Поэтому долго разговаривать вам вряд ли разрешат.
Незаконные действия полицейских
Совершение правонарушения не является основанием для нарушения прав задержанного лица со стороны правоохранителей. При несоблюдении в момент задержания регламента, полицейского можно привлечь к ответственности.
Непосредственно в момент удержания гражданин вправе позвонить в Главное управление собственной безопасности по номеру 102 и сообщить о незаконных действиях сотрудника. При этом необходимо назвать:
- личные данные задержанного лица;
- серию и номер паспорта;
- контактный телефон.
После того, как гражданина отпустят он вправе подать жалобу в прокуратуру или управление собственной безопасности. Обращение можно направить по почте или через официальный сайт ведомства.
Жалоба подается в письменной форме. В ней указываются:
- обстоятельства удержания;
- информация о сотрудниках, нарушивших права гражданина;
- действия, являющиеся неправомерными;
- просьба о привлечении должностных лиц к ответственности.
Что делать в первую очередь после задержания
Если вы чувствуете, что происходит что-то не то, важно как можно скорее найти адвоката. Не рассчитывайте на защитника, предоставляемого государством: он может быть материально не заинтересован в успехе дела, так как свой гонорар получит в любом случае. Плюс вас он видит в первый раз, а с полицейскими ему ещё работать.
При задержании в рамках уголовного дела закон даёт право на один телефонный разговор с близкими (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки).
Важно, что речь идёт именно о разговоре. Если не дозвонились с первого раза, отказать вам в повторных попытках не имеют права.
Звоните тому близкому, кто не будет тратить время на причитания и максимально быстро найдёт вам адвоката. Сейчас это важнее эмоций, так как цель звонка, прописанная в законе, — уведомить о задержании и месте нахождения. Хоть продолжительность разговора и неограниченна, вряд ли вам дадут время на долгие разъяснения.
Дать вам возможность связаться с родными полиция обязана не позднее, чем через 3 часа после задержания.
При административном деле полицейские должны по вашей просьбе уведомить ваших родственников или защитника о происшествии в кратчайший срок, но какой именно, в законе не сказано.
Первое, на что необходимо обратить внимание, – это то, что согласно ст. 5 п. 4 федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудник правоохранительных органов вправе проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Поэтому проверка документов, как и любая другая процедура, которая ограничивает права гражданина (право на свободу передвижения гарантирует ст. 27 Конституции РФ) должна проводиться только на законных основаниях, после объяснения причин ее проведения, а также разъяснения прав и обязанностей, которые возникают в связи с ее проведением.
Обязанности и права сотрудника полиции
Сотрудник полиции обязан соблюдать права задержанного. Существует ряд дисциплинарных мер, призванных привлекать сотрудников, превышающих полномочия, к ответственности.
Полицейские также защищены законом.
Они имеют право на:
- обеспечение надлежащих условий для выполнения служебных обязанностей;
- ознакомление с должностным регламентом;
- отдых: выходные, праздничные дни, отпуск;
- оплату труда;
- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
- доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы;
- ознакомление отзывов о работе до внесение их в личное дело;
- защиту персональных данных;
- профподготовку и переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
- рассмотрение служебного спора в соответствии с законом РФ;
- защиту своих прав и законных интересов;
- государственное пенсионное обеспечение.
Зная свои права, обязанности и правила поведения сотрудников правоохранительных органов, человек избежит трудностей, связанных с обоснованным или незаконным арестом.
На сколько суток могут задержать в полиции? Юристы отмечают, что больше 2-х дней держать в следственном изоляторе без предъявления обвинения закон не позволяет, а надзорные органы контролируют его соблюдение. Только после передачи дознавателем прокурору обоснованных доказательств, он инициирует продление срока в суде. Во время лишения человека свободы, пусть и временной, сотрудник обязан вести себя корректно:
- представиться, назвав полное имя и занимаемую должность в исполнительных органах;
- показать служебное удостоверение, не выпуская из рук, в развернутом виде, чтобы можно было прочесть в документе информацию;
- озвучить основания для ограничения свободы;
- ознакомить с правами.
Человеку предоставляют служебную машину для переезда в здание ближайшего полицейского отделения. Здесь сотрудники:
- возьмут вещи на досмотр;
- опишут предметы изъятые из карманов, кейсов, сумок;
- составят протокол;
- ознакомят с документом.
Прежде чем решиться на подпись, бумагу следует внимательно прочесть, чтобы не взять на себя признательные показания, которые не соответствуют действительности.
Обязанности сотрудников правоохранительных органов
Права человека при задержании полицией включают в себя извещение родственников, работодателя или адвоката о задержании. По требованию задержанного гражданина указанные лица извещаются в кратчайшие сроки.
Обязанности сотрудника полиции при задержании гражданина:
- Представиться. Он обязан назвать целиком ФИО и сообщить задерживаемому лицу занимаемую должность.
- Показать удостоверение. Документ демонстрируется в раскрытом виде с фотографией и основными сведениями.
- Объяснение причины задержания. Указывается основание применения процессуальной меры.
- Разъяснение прав. Сотрудник полиции объясняет задержанному гражданину его права и обязанности (на основании ст. 27.3 КоАП РФ).
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. |
---|---|---|---|---|---|---|
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итак, произошло задержание лица сотрудником полиции. Ошибочное или преднамеренное – это не меняет сути дела. Какие стоит предпринимать действия при задержании полицией? Вот пара советов:
- Ведите себя спокойно и вежливо. Любой диалог обречен на провал, если один из участников ведет его на повышенных тонах и с негативным посылом. Общаться необходимо спокойно и вежливо. Во-первых, это минимизирует риск возникновения конфликта, а во-вторых, вы произведете на представителя правопорядка впечатление человека адекватного и уравновешенного, спокойного и, скорее всего, невиновного, что предрасположит к быстрому и мирному урегулированию конфликта
- Правильно начните беседу. Чаще всего задержание полицией начинается с фраз «Пройдемте с нами…» или «Предъявите ваши документы..». Это – не правильно и не является основанием задержания. Сотрудник полиции обязан представиться, указать свое звание и показать удостоверение. Если он этого не сделал, стоит спросить его фамилию и звание, попросить показать удостоверение. Просьба покажет вашу юридическую подкованность. Хорошей идеей будет записать данную информацию, а также время и место задержания.
- Почему? Зачем? За что? После того, как вы убедились, что вас задержал именно сотрудник полиции, а не самозванец или бандит, необходимо узнать причину задержания. Даже проверка документов должна иметь основания.
Проверка документов. Что является документом, удостоверяющим личность
У сотрудников правоохранительных органов, находящихся при исполнении профессиональных обязанностей, есть безусловное право требовать представления документов, удостоверяющих личность. Надлежащими документами, удостоверяющими личность, будут являться:
- общегражданский паспорт гражданина РФ;
- паспорт гражданина иностранного государства при наличии действующей визы или иного документа, подтверждающего законность пребывания на территории РФ;
- документ, разрешающий пребывание в РФ лица без гражданства;
- свидетельство о рождении гражданина, не достигшего возраста 14 лет;
- военный билет военнослужащего, проходящего действующую службу в рядах Вооруженных Сил РФ или иных аналогичных формирований.
Иные бланки и справки (например, водительское удостоверение) помогут идентифицировать личность гражданина, однако не являются документом, удостоверяющим личность.
При отсутствии документов необходимо сообщить сотрудникам полиции свои личные данные и адрес регистрации. Как правило, процедура проверки личности занимает не более нескольких минут или часа, для этого используются данные информационных баз МВД.
Если у вас возникли проблемы с задержанием сотрудниками полиции, рекомендуем немедленно обратиться за помощью к нашим опытным адвокатам. Это позволит устранить причины задержания и соблюсти законные права гражданина.
Незаконные действия по административному ограничению свободы
На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.
Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.
Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.
Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.
Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.
Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.
Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.
Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.
Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.
Какой срок административного задержания?
Административное задержание — это связанное с правонарушением ограничение свободы на срок от 3 часов до 2 суток. Оно описано Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
Там сказано, что применять эту меру можно в виде исключения и только если это необходимо для рассмотрения дела о правонарушении или исполнения постановления по нему. То есть когда вы совершили правонарушение. Но такой вид задержания упоминается и в Законе «О полиции». И по нему полицейский имеет право задерживать человека просто по подозрению в правонарушении.
Если вы ничего не нарушали или проступок малозначительный, то в большинстве случаев все решается на месте, но при наличии у вас паспорта. А если документа с собой нет и рядом нет троих знакомых, которые смогут подтвердить, что вы — это вы, то вас могут задержать.
Человек имеет право сообщить о своем задержании близким людям. Если такой звонок поступил вам, то лучшее, что можно сделать — нанять специалиста, который разбирается в КоАП.
А если это вы попали в такую ситуацию и считаете действия полиции незаконными, юрист поможет обжаловать ограничение свободы в суде.
Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!
По этой услуге подключено 48 компаний
Начать подбор в несколько кликов >
Первое и основное правило для любого человека, к которому обращаются сотрудники правопорядка — не паниковать. Вне зависимости от возраста задерживаемого, его статуса, пола и вероисповедания — попытки драки, оказание сопротивления, оскорбления, а также попытки к бегству, не только негативно скажутся на настроении всех участников процесса, но и значительно усугубят положение.
Итак, в первую очередь сотрудник обязан представиться — назвать фамилию-имя, звание, должность, продемонстрировать удостоверение (из своих рук, но всё же). Далее должно следовать объяснение о цели его обращения, а в случае с задержанием — объяснение причины такого действия. Также должны быть объяснены права задерживаемого — на отказ от каких-либо объяснений, помощь юриста или адвоката, уведомление родных или прямых работодателей о факте задержания. Иностранные граждане имеют право на переводчика.
Следующий этап — составление протокола о задержании и доставление задержанного в отделение органов правопорядка. Одним из прав является пятиминутный звонок кому-либо в течение трёх часов с момента задержания.
Как происходит задержание несовершеннолетнего
Полицейские могут задержать несовершеннолетнего при наличии следующих оснований:
- ребенок занимался попрошайничеством;
- употребление алкоголя, наркотических средств;
- был нарушен закон;
- поведение несовершеннолетнего было общественно опасным;
- при ребенке не оказалось документов (задержание до установления личности);
- ребенок находился в общественном месте после 23:00 без сопровождения взрослых.
Задержав несовершеннолетнего, полицейские обязательно должны уведомить его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), сообщив им отделение, в которое будет доставлен ребенок.
Правоохранители не имеют право обыскивать несовершеннолетнего. Досмотр проводится только при согласии задержанного. Для этого необходимо оформить протокол, в который заносятся все вещи, выявленные при обыске. Если в ходе процедуры было выявлено оружие, оно подлежит незамедлительному изъятию.
Если подростка задерживает полиция, ему следует прислушаться к таким советам:
- не следует паниковать;
- желательно не пререкаться с полицейскими;
- нужно спросить причину задержания;
- необходимо вежливо попросить предъявить удостоверение;
- предпринимать попыток к бегству или оказывать сопротивление правоохранителям не следует;
- нужно сообщить полицейским контактные данные родителей и дождаться и приезда.