Комитет по защите прав ребенка в России — порядок обращения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет по защите прав ребенка в России — порядок обращения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка
Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.
Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.
Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:
- представители в регионах на постоянной или временной основе;
- эксперты, консультанты в различных областях;
- состав рабочих групп.
Обращаться с жалобой к детскому омбудсмену вправе родитель, законный представитель и сам ребенок, чьи интересы были нарушены. Это также может сделать любой гражданин или организация, имеющие сведения о соответствующем нарушении. Поводом для обращения могут быть вопросы, касающиеся защиты интересов несовершеннолетнего относительно:
- решения жилищных вопросов (расширения, улучшения жилплощади);
- жестокого обращения с детьми;
- оказания медицинской помощи;
- опеки над несовершеннолетними (усыновления, лишения родительских прав);
- помощи детям-инвалидам;
- урегулирования конфликтов между несовершеннолетними и их законными представителями;
- помощи в судебных процессах (в том числе обжалования уже принятых решений);
- урегулирования проблем между участниками образовательного процесса (буллинга в образовательных учреждениях и т. д.);
- бездействия/неправомерных действий со стороны власти и пр.
Как правило, обращение направляется, когда использованы другие правовые возможности и другие инстанции не помогли добиться желаемого результата. В таком случае с помощью жалобы омбудсмену можно оспорить неправомерное решение должностного лица или государственного органа.
Варианты решений вопроса
Детский омбудсмен вправе принять жалобу к рассмотрению или отказать. В последнем случае отправителю направляется письменное уведомление с указанием причин такого решения и нормативных актов, подтверждающих правомерность отказа.
Если жалоба принята, Уполномоченный может использовать один из следующих вариантов:
- Рассмотреть ее самостоятельно как должностное лицо высшей инстанции (если заявителя не удовлетворил результат рассмотрения уполномоченными органами). Важно учитывать срок давности – не более года с момента нарушения прав ребенка или момента, когда в уполномоченные органы поступила информация о нарушении.
- Перенаправить в инстанции, специализирующиеся на решении проблем, указанных заявителем.
- Лично изучить обращение, после чего направить его для рассмотрение уполномоченным органам и следить за ходом дела.
Функции института уполномоченного по правам ребенка в России
Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.
Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:
- Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
- Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
- Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
- Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
- Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
- Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
- Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
- Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.
Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.
Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.
Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.
«Когда все вокруг довольны омбудсменом, это плохо»
По словам Бунимовича, самое трудное было не прописать какие-то нормы в законе, а убедить власть и людей в том, что это вообще нужно, когда есть прокуратура, суды, следственные органы и общественные организации. «Какая-то логика в этом есть, потому что правозащита и правоохрана по идее должны быть синонимами, — говорит эксперт. — Проблема в том, что в нашей стране они антонимы. И официальные структуры привыкли защищать государство от человека, а не наоборот. Я не могу сказать, что за прошедшие десять лет институт уполномоченного по правам ребенка заслужил огромный авторитет, но, по крайней мере, сама по себе эта идея уложилась в головах людей. И даже то, что многие, в том числе журналисты, в каких-то резонансных ситуациях часто возмущаются: “Где был уполномоченный по правам ребенка?”— уже важно. Это означает, что институт омбудсмена востребован, нужен».
Органы опеки и попечительства
Как только возникает вопрос, куда обратиться по защите прав ребенка, сразу же вспоминаются именно органы опеки и попечительства. В большинстве случаев они занимаются вопросами, касающимися маленьких граждан, которые остались без родителей, а также эти органы ответственны за подбор опекунов.
Если в городе нет специальной организации, функции надзора за опекой и попечительством могут осуществлять органы местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону, такая служба обязана выполнять следующие задачи:
- защищать права и интересы тех граждан Российской Федерации, которые нуждаются в установлении над ними опеки или уже находящихся на попечении;
- следить за тем, как опекуны и законные представители осуществляют воспитание;
- контролировать процесс выполнения всех необходимых медицинских и социальных услуг;
- следить за имуществом несовершеннолетнего, чтобы по достижении им 18 лет он сам мог распоряжаться своими вещами и деньгами.
Если в законах субъектов РФ прописаны дополнительные обязанности органов опеки и попечительства, они обязуются выполнять и их тоже, не игнорируя при этом общие законы Российской Федерации.
Такие органы по правам ребенка имеют следующие полномочия:
- вести списки граждан, которым нужна опека;
- признавать подопечных дееспособными или недееспособными в зависимости от обстоятельств;
- устанавливать опеку и попечительство и снимать их;
- следить за выполнением своих обязанностей опекунами или общественными организациями, занимающимися попечительством;
- заключать договоры, которые разрешают опекунам распоряжаться имуществом несовершеннолетних с их на то согласия;
- выдавать разрешения на отдельное проживание опекунов и их подопечного;
- производить проверки качества жизни подопечного;
- оказывать необходимую помощь опекунам и подопечным.
Если семья по каким-либо причинам переезжает в другой город, служба опеки и попечительства обязана переслать личное дело подопечного в органы, выполняющие там те же функции.
Комитет по защите прав ребенка
Каждый ребенок наделен рядом прав, начиная с самого рождения. Его родители должны обеспечивать их соблюдение. Но это не только обязанность взрослых. На официальном уровне определены инстанции, в обязанность которых входит обеспечение прав каждого малыша. Таковыми являются Комитет по защите прав ребенка, а также отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав. Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может и должна выполнять необходимые действия в интересах несовершеннолетних.
Лица, которые владеют информацией по фактам нарушений, могут направить сведения в Комитет или отдел. Чтобы обратиться в указанные инстанции, заинтересованному лицу потребуется собрать подтверждающие документы и оформить заявление в письменном виде.
Законодательные основы
Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.
Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:
- Конвенция по правам ребенка;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс;
- закон об образовании.
Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.
Право несовершеннолетнего на образование – это общее понятие. Оно состоит из целого комплекса защищаемых законом интересов. Среди них:
- подбор образовательной организации может осуществляться как по территориальному признаку, так и по предпочтению ребенка;
- школьное обучение должно быть предоставлено безвозмездно;
- смена учебного заведения возможна в любое время, но при наличии согласия несовершеннолетнего и его законных представителей;
- процесс обучения должен быть безопасным;
- ребенок может заниматься творчеством или искусством в рамках дополнительного образования;
- учитель должен передавать обучающимся знания по предметам;
- равенство всех учеников перед педагогами;
- уважение к личности несовершеннолетнего;
- участие в мероприятиях по благоустройству (по желанию);
- получение учебных материалов;
- помощь психолога (при наличии ставки);
- возможность получать знания в соответствии со способностями (экстернат) и состоянием здоровья (дети с органичными возможностями и инвалиды).
Некоторые права ребенка в школе должны быть обеспечены образовательной организацией в обязательном порядке, например, на уважение личности или равное отношение ко всем ученикам со стороны педагога. Другие – при участии законных представителей (смена учебного заведения или перевод на специальную программу обучения).
Приоритетные направления
В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.
В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.
Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.
Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.
Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.
На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте. Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.
Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.
Читать так же: Раздел имущества супругов
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Функции детского обдусмена
Ключевая функция уполномоченного по правам ребёнка в РФ – восстановление прав и свободы несовершеннолетних, если таковые были не соблюдены. Омбудсмен содействует исправлению нарушенных интересов гражданина государственными или муниципальными органами/служащими.
Уполномоченный также выполняет роль посредника, выступая в качестве регулятора в конфликтных, либо каких-то спорных вопросах между ребёнком (или его представителем) и государством. Именно от омбудсмена должны поступать правовые предложения способные удовлетворить обе стороны.
Омбудсмен – это эксперт, в обязанности которого входит выявление имеющихся противоречий или пробелов в законодательстве РФ по части прав и интересов несовершеннолетних. Специалист даёт рекомендации государственным структурам по совершенствованию актов. Являясь экспертом, уполномоченный обязан консультировать граждан по методам и формам защиты своих прав.