Когда назначается штраф за езду по обочине в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда назначается штраф за езду по обочине в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Езда по обочинам может привести к серьезным последствиям. При определении нарушения ГИБДД учитывает различные ситуации на дороге, которые могут приведти к использованию обочины. Если обочина не обозначена знаками, то в некоторых случаях езда по обочине может быть допустима.

Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

Какое наказание за езду по обочине в 2021 году?

Если вы решили выехать на встречную полосу движения (направо), то это нарушение квалифицируется в соответствии со ст. 12.15, ст. 1 КоАП РФ — на вас может быть наложен штраф в размере 1, 500 рублей.

Если вы решили совершить обгон транспортного потока во встречном потоке (слева) и для этого пересекли компактную линию дорожной разметки (неважно, разделяет она встречный поток с полосой встречного движения или дорогой), то на вас налагается штраф в размере 12. Наказание по части 4 статьи 15: штраф 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев.

За повторную езду по обочине водительских прав лишают на один год. Если нарушение зафиксировано автоматической камерой, штраф составляет 5 000 рублей.

Как ГИБДД ловить «обочечников»?

Езда по обочине является серьезным правонарушением в соответствии с Правилами дорожного движения. Причина этого кроется в исключении, упомянутом выше — при принятии решения о движении по обочине, по ней могут двигаться мопеды, тележки, велосипеды, пешеходы, коммунальные машины и припаркованные автомобили. Кроме того, транспортные средства, движущиеся по тротуару, могут иметь неисправности, ускоряться относительно транспортных средств, остановившихся для смены колес.

Кроме того, при езде по бордюрам поднимается пыль, что ухудшает видимость как для нарушителей, так и для всех остальных участников движения.

По этой причине в последнее время ГАИ стала уделять больше внимания таким нарушителям. Зацепка очень проста — путешественник стоит на обочине дороги с обычной видеокамерой и снимает все течение нарушителя. Даже если водитель успевает «выскочить» на дорогу при виде инспектора, нарушение уже выявлено.

Например, подобный рейд был на трассе М-7 М-7 в Татарстане. Инспекторы схватили преступников, которые хотели как можно быстрее объехать участок дороги.

Кроме того, многие камеры СТСИ теперь могут автоматически фиксировать скорость движения на дороге.

Кто не получит штраф за обочину в 2022 году

Есть редкие исключения из правил, которые разрешают движение по обочине некоторым лицам и транспортам:

  • Пешеходы. Согласно правилам, пешеходы должны идти по дорожкам, тротуарам или велодорожкам, но если их нет, то идти по обочине не будет нарушением правил.

  • Велосипедисты. Если отсутствует специально оборудованная велодорожка, то велосипедист может проехать по обочине и не нарушать тем самым ПДД.

  • Мопеды. Им тоже разрешается использовать обочины, но помнить, что преимущество там у пешеходов.

  • Гужевые повозки. То же правило, что и с мопедами — разрешён проезд по обочине, не мешая при этом пешеходам.

«Обочечников» становится меньше

В ЦОДД признаются, что проблема уже не стоит так остро, как в прошлом. Автомобилисты стали реже злоупотреблять ездой по обочине.

Читайте также:  Определение площади (с 2021 года)

«Стационарные комплексы фото- и видеофиксации давно ведут контроль таких нарушений по всему городу. Теперь к ним прибавятся мобильные комплексы. Водители уже привыкли к тому, что ездить по обочине нельзя. При этом необходимо обязательно отделять наказуемый проезд по обочине в нарушение ПДД от ненаказуемой и рекомендованной ПДД вынужденной остановки на обочине», — рассказал Александр Евсин.

Он также подчеркнул, что в любом случае остановка на такой дороге, как МКАД, крайне нежелательна и чрезвычайно опасна для жизни. Поэтому водителям лучше предпринять все усилия, чтобы как можно быстрее переместиться в более безопасное место.

Размеры штрафов за езду по обочине

Размер штрафа за езду по обочине установлен статьей 12.15 КоАП. В соответствии с Административным кодексом штраф за езду по обочине в 2023 году составляет:

Нарушение правил расположения транспортного средства Размер штрафа
Езда по обочине по правой стороне 1 500 рублей
Езда по обочине по левой стороне 5 000 рублей или лишение права вождения сроком на 6 месяцев. При повторном нарушении — лишение прав на срок до 1 года.
Езда по тротуару или газону 2 000 рублей

Ответственность за нарушение

Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.

Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:

  • Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
  • Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
  • От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
  • Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.

В каких случаях движение по обочине не наказывается штрафом

Не всегда езда по обочине считается нарушением правил, существуют случаи, когда за этот вид нарушения автомобилисту ничего не грозит.

Свободно перемещаться по обочинам могут машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также это могут делать автомобили, подвозящие грузы к зданиям, которые располагаются у обочины и других подъездов не имеют.

Если езда по обочине запрещена, то съезжать на нее для остановки и возвращаться обратно на дорогу не запрещено. Некоторые водители пытаются использовать этот нюанс в качестве лазейки, чтобы не платить штраф, — выехал на обочину с целью остановки, но места не нашел, поэтому пришлось продолжить движение. Однако от штрафа подобное объяснение не убережет — свободное место для остановки нужно искать заранее, находясь в общем потоке.

Есть смысл сделать поправку.
Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2020 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

  • Мопеды, не создающие помех пешеходам, могут ездить по обочине

    Мопеды, не создающие помех пешеходам

  • Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.
  • Автомобили экстренных служб
  • Машины коммунальных служб
  • Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект
  • Гужевые повозки
  • Велосипедисты
  • Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам
  • Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

Читайте также:  Адвокат по уголовным делам: ответственность за неисполнение решения суда

Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2020 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что в каждом случае существует запрет на движение транспортных средств по проезжей части. В местах, где остановка и стоянка не запрещена законом, вы всегда можете свернуть на эту часть дороги и припарковать свой автомобиль.

После того, как вы остановились и припарковались, вы также можете без проблем съехать с обочины — штрафуется только езда по ней. Однако в некоторых местах рельеф настолько сложный, что автомобилистам приходится некоторое время ехать по обочине дороги.

Если по факту происшествия будет проведена проверка и водителю сделают замечание, вы можете попытаться убедить инспектора, что автомобиль остановился в конце остановки или на стоянке, но не собирался выезжать на дорогу. Чтобы избежать подобных неприятностей, при повороте на обочину можно включить аварийные огни.

Примечание: Иногда водители, совершившие маневр уклонения на противоположной стороне дороги, пытаются объяснить свои действия тем, что они объезжали препятствие — в такой ситуации штрафа можно избежать.

Но такие аргументы редко принимаются во внимание — ни пробки на дороге, ни автомобили, остановившиеся из-за сложного уклонения, не считаются препятствием в правилах дорожного движения. Только в случае серьезной аварии такие объяснения иногда сходят с рук.

В каких случаях по обочине ехать можно

Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.

Кому разрешено двигаться по обочине:

  • Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
  • Транспорту коммунальных служб.
  • Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
  • Велосипедистам старше 14 лет.
  • Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
  • Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.

Кому разрешено движение по обочине

Движение по обочине запрещено не всегда. Езда разрешена, если:

  • водителю нужно загрузить или разгрузить автомобиль (при условии, что иного подъезда к месту нет);
  • на дороге авария, объехать которую можно только по обочине;
  • нужно развернуться, когда недостаточно места для совершения маневра (только вне перекрестка);
  • водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.

Обратите внимание, что все перечисленные случаи являются вынужденными.

Также движение автомобиля по обочине разрешено для:

  • коммерческих транспортных средств;
  • авто, принадлежащих коммунальным службам;
  • транспортным средствам, которые принадлежат МЧС, скорой помощи, ГИБДД и другим экстренным службам.

Кроме того, передвигаться по обочине могут велосипедисты, пешеходы, повозки с верховыми и вьючными животными, водители мопедов, сигвеев, самокатов и гироскутеров.

Последствия нарушения правила

Езда по обочине может быть допустима в некоторых случаях, например, для объезда препятствий или при пробках на дорогах. Однако, нарушение правила об использовании обочины для езды может привести к серьезным последствиям.

В первую очередь, за нарушение правил, водители могут получить штрафы, которые в 2023 году будут значительно увеличены. Так, водители, которые будут ездить по обочине на расстоянии более 20 метров, могут получить штраф в размере до 5 тыс. рублей. А если такое нарушение повторится в течение года, то штраф может быть увеличен на 50%.

Кроме того, использование обочины для езды может стать причиной ДТП из-за неожиданного появления автомобиля на дороге. В таких случаях, водители могут получить увечья, а иногда и оставить жизнь на дороге.

За нарушение правил езды по обочине, водителю грозит и проверка ГИБДД на предмет других нарушений, которые могут стать причиной дополнительной оплаты.

Таким образом, использование обочины для езды должно быть ограничено и возможно только в определенных случаях, когда такая езда допустима и разрешена со стороны правительства. Во всех остальных случаях, граждане должны соблюдать правила дорожного движения и не ездить по обочине, чтобы избежать штрафов и возможных последствий.

  • Кому разрешено ездить по обочине?
  • Какие цели можно использовать обочину для езды?
  • Какие штрафы могут быть наложены за нарушение правил?
  • Получить можно скидку на штрафы за нарушение правил езды по обочине?
  • Кто может попасть в ДТП из-за нарушения правил езды по обочине?
  • Какие препятствия можно объезжать по обочине?
  • Что такое обочина и какие определения существуют для этого термина?
  • Могут ли водители использовать обочину для объезда пробок?
  • Какие последствия может иметь езда по обочине?
  • Как происходит проверка нарушения правил езды по обочине ГИБДД?
Читайте также:  Детское пособие по уходу за ребенком в 2023 году

Повторное нарушения под знак «Обгон запрещен»

Часть четвертая статьи 12.15 регламентирует: вторичное нарушение норм ПДД в течение года влечет за собой лишение прав на срок 12 месяцев. Это положение действительно и для случая, когда водитель второй раз за год совершает обгон в неположенном месте.

Важно принимать во внимания и изменения, вступившие в силу в 2019 году. Согласно новым требованиям автомобилист не сможет вернуть себе право управления ТС без сдачи экзаменов. Если ранее для возвращения удостоверения можно было просто подать соответствующее заявление, то сейчас придется повторить ПДД.

Попытки сдачи экзамена после года лишения прав из-за повторного нарушения норм обгона предоставляются в неограниченном количестве. Однако после неудачной сдачи экзамена автомобилист может попробовать снова только после недельного перерыва. Также приступать к тестированию можно только после истечения годового срока лишения удостоверения.

В каких случаях обгон возможен

Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:

  • Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
  • Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
  • Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.

В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.

Как фиксируется нарушение

Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.

Водителю можно препираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.

Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.

Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:

  • На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.

Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.

Движение же по обочине категорически запрещено.

  • Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.

Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.

Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:

  • поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
  • создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
  • после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *