4. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить нанимателю материальный ущерб, причинный им виновно в результате противоправного действия (бездействия) в установленных законом размере и порядке. Субъектом материальной ответственности является работник, состоящий в трудовом правоотношении с нанимателем.
В зависимости от размера возмещаемого ущерба выделяют два вида материальной ответственности работников: ограниченную, полную.
Ограниченную материальную ответственность несут:
1) работники – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
2) руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
Работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю, в случаях, когда:
1) между работником и нанимателем заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей;
2) имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
3) ущерб причинен преступлением. Освобождение работника от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности;
4) ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
6) ущерб (с учетом неполученных доходов) причинен не при исполнении трудовых обязанностей.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Примерный перечень таких должностей и работ, а также примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Разновидностью полной материальной ответственности по договору является коллективная (бригадная) материальная ответственность, которая вводится при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности.
Необходимость введения коллективной (бригадной) материальной ответственности определяется нанимателем в соответствии с законодательством. Примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, а также примерный договор о такой ответственности утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь (гл. 37), коллективными договорами, соглашениями и другими актами законодательства.
Отметим, что материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, наступает при одновременном наличии следующих условий: ущерба, причиненного нанимателю; противоправности поведения (действия или бездействия) работника; прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вины работника в причинении ущерба.
По общему правилу обязанность по доказыванию наличия указанных условий материальной ответственности возложена на нанимателя. В отдельных случаях невиновность в причинении ущерба должны доказывать сами работники, в том числе при возложении полной материальной ответственности по основаниям, предусмотренным пп. 1, 2, 4, 6 ст. 404 ТК.
При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, т. е. утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобрести имущество или иные ценности либо произвести излишние выплаты, к которым, в частности, относятся: заработная плата, выплаченная незаконно уволенному работнику, штрафы, взысканные с нанимателя по вине работника, потери нанимателя в связи с неудовлетворением исковых требований по причине пропуска исковой давности, расходы, связанные с перевозкой, экспертизой поставленной в торговую сеть некачественной продукции (товара), сверхнормативный расход электроэнергии, горюче-смазочных материалов.
Под противоправным поведением работника понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по трудовому договору (контракту), предусмотренных в нормативных актах, в том числе: тарифно-квалификационных справочниках, должностных инструкциях работников, правилах внутреннего трудового распорядка и т. п.
Согласно ст. 21, 272 Трудового кодекса, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 14 лет, с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя), а с несовершеннолетними, достигшими 16 лет, – без согласия названных лиц. Применительно к пп. 1 и 2, а также к ч. 1 и 2 п. 3 ст. 25 Гражданского кодекса, учитывая положения ст. 273 Трудового кодекса, материальную ответственность в размере, установленном Трудовым кодексом за ущерб, причиненный нанимателю несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет, несет сам несовершеннолетний, а лицо, давшее письменное согласие на заключение трудового договора, – субсидиарную ответственность.
Несовершеннолетние, достигшие 16 лет, такую ответственность несут самостоятельно. Несовершеннолетние не несут материальной ответственности по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 404 ТК, поскольку письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет (ч. 1 ст. 405 ТК).
Согласно ст. 242 ТК, для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного работником, устанавливается срок в один год со дня обнаружения ущерба, то есть со дня, когда ему стало известно о наличии ущерба, причиненного работником.
Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, следует считать день подписания соответствующего акта или заключения.
Гарантии и льготы мужчинам, воспитывающим детей без матери
Льготы по материнству вправе получить не только женщины, которые имеют несовершеннолетних детей, но и одинокие мужчины, воспитывающие ребенка самостоятельно. Также данным правом могут пользоваться опекуны и попечители, воспитывающие детей младше 18-и лет.
Такие мужчины имеют право:
- ограниченно работать в ночное время, т.е. работать в режиме эргономики;
- не выходить на сверхурочные работы;
- не привлекаться к работе в выходные, нерабочие, праздничные дни;
- не отправляться в служебные командировки;
- получить дополнительный отпуск;
- работать по сокращенному рабочему графику;
- пользоваться иными гарантиями, льготами, которые установлены законом и нормативно-правовыми актами.
Общая характеристика и понятие охраны труда по трудовому праву
В российском трудовом праве принято рассматривать охрану труда в широком и узком смысле слова. В широком смысле охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Это определение охраны труда приведено в ч. 1 ст. 209 ТК РФ.
В узком смысле понятие охраны труда и его общая характеристика дают представление об охране труда как правовой категории. При этом охрана труда рассматривается, во-первых, как один из основных принципов трудового права, во-вторых, как самостоятельный правовой институт, в-третьих, как субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Требования охраны труда
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
Государственными нормативными требованиями устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Указанные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения РТК (ст. 211 ТК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда» к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). Проекты указанных актов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей, а также организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, после чего передаются на рассмотрение РТК и издаются Минтрудом России.
В федеральном законе могут быть установлены повышенные требования к охране жизни и здоровья работников. В зависимости от видов работ, различных производств и условий труда приняты Федеральные законы от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Обеспечение безопасных условий и охраны труда во многом зависит от работодателя, от исполнения им своих обязанностей. Обязанности работодателя установлены в ст. 22 ТК РФ и раскрываются, детализируются в ст. 212 ТК РФ. Работодатель обязан обеспечить: безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов, применяемых в производстве сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; режим труда и отдыха работников, установленный трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Одной из важных обязанностей работодателя является обеспечение работникам рабочих мест, соответствующих требованиям охраны труда. Для этого проводится специальная оценка условий труда.
Для определения соответствия рабочих мест прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам проводится специальная оценка условий труда.
Охрана труда для лиц с пониженной трудоспособностью Кодексом
Законов о Труде Республики Беларусь запрещает дискриминация при приеме на работу и в трудовых отношениях в зависимости от недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей ст.6/1ТК РБ. Действующее законодательство допускает ограничения в трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов только в том случае, если состояние здоровья препятствует ей (ст.32 ТК РБ): — для инвалидов 1 и 2 групп установлено сокращенное рабочее время (36 часов в неделю); — пенсионерам по старости и инвалидам I и II групп по их желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух месяцев; — на предприятиях широко использующих труд инвалидов имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации (ст. 34 ТК РБ).
Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда отдельной котегории лиц
Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность.
Так, уголовная ответственность за преступление против трудовых прав граждан предусмотрена статьями УК РБ: ст.133-за нарушение законных прав профсоюзов; ст.136-за отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или кормящей матери; ст.136/1- за преследование граждан за критику; ст.134- за нарушение законодательства о труде. ст.137- за нарушение правил охраны труда. Если в результате допущенного правонарушения причиняется еще и материальный ущерб, виновная сторона привлекается и к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяются общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности (ст. 119-126, п.4 ст.214 ТК РБ).
Организация труда беременной женщины
Говоря про особенности охраны труда женщин и несовершеннолетних, важно выделить защиту законодательством беременных работниц. Так, женщина в положении не может быть привлечена к работам в сфере животноводства, растениеводства. Запрещена для нее летная, диспетчерская деятельность. Поэтому беременные женщины сегодня не трудятся бортпроводниками.
Важно отметить, что нормы СанПиНа ограничивают занятость работницы в положении с компьютером или вовсе запрещают такую деятельность для нее. Максимальное время работы с ПК — 3 часа.
Санитарные предписания также исключают допуск беременной работницы к подобному труду:
- с возбудителями инфекций;
- с инфракрасным излучением;
- поднятие предметов с пола, выше плечевого пояса человека;
- пребывание на сквозняке, намокание обуви, одежды.
Труд несовершеннолетних
Продолжаем разговор об особенностях охраны труда женщин и молодежи. Перейдем к работникам, чей возраст менее 18 лет:
- Подписание трудового соглашения возможно только с гражданином старше 16 лет.
- Если подросток уже получил основное общее школьное образование либо оставил колледж, техникум со всем соблюдением законодательных предписаний, то по достижении 15 лет с ним также возможно оформить трудовой контракт или договор.
- Чтобы подготовить молодого человека, девушку к производственному будущему труду, разрешен прием на работу студентов, но с привлечением их только к легкой занятости, что не приносит вреда здоровью, не мешает образовательному процессу (во время, свободное от учебы). На это обязательно требуется согласие родителей или законных опекунов.
- Деятельность детей до 14 лет разрешена в творческих организациях (театрах, концертных залах, киноплощадках и проч.) Но только с письменного согласия родителя, усыновителя или попечителя.
- Особенности охраны труда женщин и молодежи уравнивают в правах работника-взрослого и работника-подростка. Последний при этом наделяется дополнительными льготами.
- Лица младше 18 лет не могут быть задействованы в занятости, каким-либо образом причиняющей вред их нравственному развитию. А именно: в ночных клубах и кабаре, игорном бизнесе, производстве, доставке, распространении табачных изделий, алкоголя, наркотиков и токсических препаратов.
Документы международных организаций об охране труда женщин
Необходимость охраны труда женщин закреплена в документах международных организаций, в частности в конвенциях Международной организации труда:
- Конвенция МОТ № 3 об охране материнства (1919 г.);
- Конвенция МОТ № 4 о труде женщин в ночное время (1919 г.);
- Конвенция МОТ № 41 (пересмотренная) о труде женщин в ночное время (1934 г.);
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
- Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд (1951 г.);
- Декларация МОТ о равенстве возможностей и обращения в отношении трудящихся женщин (1975 г.);
- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) и др.
Охрана труда беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет
Каковы обязанности работодателя по отношению к беременным женщинам. Статья 254 Трудового кодекса РФ регламентирует порядок перевода беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на более легкую работу. Для беременных женщин в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, либо нормы обслуживания. Кроме того, они могут быть переведены на другую работу, которая исключает воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. В соответствии с Гигиеническими рекомендациями беременные женщины не должны выполнять операции, связанные с: подъемом предметов труда выше уровня плечевого пояса; подъемом предметов труда с пола; преобладанием статического напряжения мышц ног и брюшного пресса; вынужденной рабочей позой (на корточках, на коленях, согнувшись, упором животом и грудью в оборудование и предметы труда); наклоном туловища более 15 градусов. Кроме того, беременных женщин необходимо отстранить от выполнения работы на оборудовании с управлением с помощью ножной педали. Также должны быть исключены операции на конвейере с принудительным ритмом и работы, сопровождающиеся нервно-эмоциональным напряжением. Действующим законодательством установлены оптимальные условия производственной среды для беременных женщин, а именно:
- беременные женщины не должны допускаться до работ в условиях применения на производстве потенциально опасных химических веществ, в т. ч. аллергенных и канцерогенных;
- запрещается использование труда беременных женщин в условиях воздействия чрезвычайно и высокоопасных (I и II класс опасности) химических веществ, веществ, обладающих отталкивающими, отвратительными запахами, а также не имеющих токсикологической оценки;
- беременные женщины не допускаются к выполнению работ, связанных с воздействием возбудителей инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний;
- беременным женщинам, работающим на производстве, должны быть обеспечены оптимальные параметры температуры, влажности и подвижности воздуха;
- беременные женщины не должны трудиться в условиях воздействия инфракрасного излучения, особенно направленного на область живота и таза.
- беременным женщинам противопоказаны виды деятельности, связанные с намоканием конечностей, одежды и обуви, на сквозняке; в период беременности женщин необходимо переводить на рабочие места без воздействия вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения;
- интенсивность шума на рабочих местах беременных женщин не должна превышать 50–60 дБА;
- беременные женщины не допускаются к работе на установках и сооружениях, являющихся источниками электромагнитных излучений, параметры которых выходят за пределы оптимальных значений, установленных для жилых помещений;
- для женщин в период беременности абсолютно противопоказана работа в условиях резких перепадов барометрического давления;
- со дня установления беременности женщинам запрещается работать в условиях воздействия промышленных аэрозолей преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия; естественное и искусственное освещение рабочих мест беременных женщин должно соответствовать величинам действующих оптимальных гигиенических нормативов,
- работа беременных женщин в безоконных и бесфонарных помещениях (т. е. без естественного света) не допускается.
Ключевые нормы в области охраны труда содержит Трудовой кодекс РФ — в частности, его 41 глава.
Статья 253 в ТК РФ говорит о применении следующих ограничений:
- Запрещено использовать женский труд в случае, когда работа связана с подъемом тяжелых предметов и их перемещением вручную, если вес груза выше установленной нормы.
- Необходимо ограничить женский труд на тяжелом производстве или работах, где присутствуют опасные или вредные факторы трудового процесса.
- На участие женщин в подземных работах установлен запрет еще с 1935 года. Исключения составляют нефизический, санитарный и бытовой труд.
Перечень тяжелых, опасных и вредных работ составляется Правительством РФ. Субъекты федерации могут этот список дополнять.
В настоящее время действует Постановление № 162 от 25.02.2000.
Среди них:
- котельщик;
- корчевщик пней;
- сталевар;
- взрывник;
- маляр, который трудится внутри емкости с использованием свинцовой краски;
- машинист бульдозера и многие другие.
Также важнейшее значение имеет соблюдение санитарных требований к условиям женского труда.
Санитарные нормы и правила 2.2.0.555-96 утверждены постановлением № 32 Государственного комитета санэпиднадзора от 28.10.1996 и являются обязательными для исполнения, распространяясь на организации любой формы, в которых используется женский труд.
В документе изложен полный список требований, выдвигаемых к условиям, в которых трудится женщина, ее рабочему месту, бытовому и санитарному обеспечению, соответствию оборудования физиологическим особенностям, а температуры определенным показателям и т. д.
Например, в правилах есть требования к тому, каким должен быть стул, на котором трудится беременная женщина (СанПиН, п. 4.2.2).
Об оснащении рабочего места: оно должно быть таким, чтобы имелась возможность менять позу. Нельзя постоянно работать в одном положении, и это должно учитываться при оборудовании.
Установлена и норма поднятия тяжести для женщин (правительственное постановление № 105, утвержденное 06.02.1993).
Они допускаются к работе, где присутствуют подъем и перемещение груза вручную. Но масса перемещаемых предметов не должна превышать определенные показатели.
Вес | Условия |
10 кг | Если поднятие тяжести чередуется с другой работой, то есть данная нагрузка возможна не более 2 раз за один час |
7 кг | При постоянном подъеме и переносе груза на протяжении всей смены |
1750 кг | Вес за смену, но подразумевается перемещение груза по рабочей поверхности, за которым не надо наклоняться для поднятия. |
875 кг | Общий предельно разрешенный вес (имеется в виду подъем) за всю смену. |
Ограничения на применение труда женщин в сельской местности
Ст. 263.1 ТК РФ устанавливает дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности. Среди прочего данная норма права содержит ряд положений, касающихся охраны труда.
Женщины, которые работают в мельской местности, имеют право:
- на получение одного дополнительного выходного ежемесячно без сохранения зарплаты (предоставляется по письменному заявлению);
- на сокращенную рабочую неделю длительностью 36 часов, если меньшая продолжительность рабочей недели не установлена иными нормативными актами (зарплата сохраняется как за полную рабочую неделю).
- на повышенную зарплату, если согласно условиям труда рабочий день делится на части.
Действующим законодательством установлены особенности охраны труда женщин. Так, они не должны трудиться на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме работ, не связанных с использованием физического труда и санитарно-бытового обслуживания.
Согласно общим принципам охраны труда женщины на производстве, существует перечень профессий, которые для них запрещены. Например, женщина не может работать плотником, слесарем-сантехником, машинистом бульдозера.
Сотрудницы, проживающие в сельской местности, не должны быть допущены к работе, где используют токсические препараты или яды. Они также не могут работать трактористами и водителями грузовиков.
В этом плане охрана женского труда сводится к наличию полного списка запрещенных для работниц видов деятельности.
Если говорить кратко, охрана труда женщин основана на таких запретах в связи с тем, что они не могут брать на себя такую же нагрузку, что и представители сильного пола. В силу физических возможностей и необходимости сохранить репродуктивную функцию для них введены определенные ограничения:
Вид ограничений | Описание |
Физические нагрузки | Находясь на рабочем месте, запрещено поднимать или перетаскивать тяжести весом больше:
|
Температура воздуха | Должна поддерживаться на оптимальном уровне: от 25 до 30,5C в зависимости от продолжительности рабочего дня и категории работ |
Уровень шума и вибрации | Шум и вибрация должны соответствовать нормам, установленным СанПиН |
Оформление трудовых отношений
Трудовые отношения с женщиной оформляются по общим правилам, установленным трудовым законодательством РФ. При этом согласно ст. 213 ТК РФ в некоторых случаях до заключения договора женщина направляется на медицинский осмотр. Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Отметим, что до подписания трудового договора женщину необходимо ознакомить под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, связанными с ее трудовой деятельностью (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Кроме того, в трудовом договоре необходимо отразить сведения и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.
Также напомним положения ч. 4 ст. 70 ТК РФ, по которым испытание при приеме на работу не устанавливается беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет. Соответственно, трудовой договор с работницами этих категорий не может содержать условие об испытании. Иначе оно не подлежит применению согласно ч. 2 ст. 9 ТК РФ.
При приеме на работу любых работников, в том числе женщин, учтите, что ч. 1 ст. 64 ТК РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора. Согласно ч. 3 данной статьи нельзя отказать женщине в заключении договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Если же работодатель отказывает женщине в приеме на работу по указанным основаниям, ей следует потребовать от работодателя сообщить причину такого отказа в письменной форме (ч. 5 ст. 64). Считаем, что обоснованными причинами отказа в оформлении трудовых отношений могут являться:
- несоответствие требованиям к состоянию здоровья;
- недостаточный уровень образования;
- недостаточный уровень навыков;
- представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на работу.
При этом согласно ч. 6 ст. 64 ТК РФ отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суде.
Напомним, что положениями ст. 145 УК РФ предусмотрена ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательных работ на срок до 360 часов.
Действующим законодательством установлены особенности охраны труда женщин. Так, они не должны трудиться на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме работ, не связанных с использованием физического труда и санитарно-бытового обслуживания.
Согласно общим принципам охраны труда женщины на производстве, существует перечень профессий, которые для них запрещены. Например, женщина не может работать плотником, слесарем-сантехником, машинистом бульдозера.
Сотрудницы, проживающие в сельской местности, не должны быть допущены к работе, где используют токсические препараты или яды. Они также не могут работать трактористами и водителями грузовиков.
В этом плане охрана женского труда сводится к наличию полного списка запрещенных для работниц видов деятельности. Речь идёт о следующих нормативных актах:
- постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 с ;
- постановлении ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 .
Если говорить кратко, охрана труда женщин основана на таких запретах в связи с тем, что они не могут брать на себя такую же нагрузку, что и представители сильного пола. В силу физических возможностей и необходимости сохранить репродуктивную функцию для них введены определенные ограничения:
Вид ограничений | Описание |
Физические нагрузки | Находясь на рабочем месте, запрещено поднимать или перетаскивать тяжести весом больше:
|
Температура воздуха | Должна поддерживаться на оптимальном уровне: от 25 до 30,5C в зависимости от продолжительности рабочего дня и категории работ |
Уровень шума и вибрации | Шум и вибрация должны соответствовать нормам, установленным СанПиН |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
В целях качественного государственного контроля за выполнением должностных (служебных) обязанностей в Украине создана система государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов согласно ст. 38 [1] Законодательства, осуществляют (рис 1.3.1):
• специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;
• специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;
• специально уполномоченный государственный орган пожарной безопасности;
• специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.
Органы надзора не зависят от хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, Советов народных депутатов. Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом „Об охране труда”, и Законами Украины: „Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, „О пожарной безопасности”, „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения”, другими нормативно правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждены Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.
Должностные лица органов госнадзора за охраной труда (государственные инспекторы) имеют право:
— беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые согласно с законодательством используют наемный труд, и, осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку выполнения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;
— получать от работника и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по необходимым вопросам, отчеты о состоянии и причинах допущенных нарушений законодательства и принять меры по их устранению;
— выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным, юридическим и физическим лицам, которые соответственно законодательству используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Раде министров Автономной Республики Крым, местным государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) по устранению нарушений и недочетов в отрасли охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;
— запрещать, останавливать, предотвращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств, исполнение отдельных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или останавливать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работников;
— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и нормативных актов по охране труда;
— направлять собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы в органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности.
Органы надзора устанавливают порядок разработки и утверждения собственниками положений, инструкций и других актов по охране труда, разрабатывают типовые документы.
Должностные лица государственного надзора за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины „О государственной службе”. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.
Высший надзор за выполнением Законодательно-нормативной базы в Украине осуществляет Генеральный прокурор Украины и местные прокуратуры.
Собственник обязан создать необходимые условия для работы представителям государственного надзора за охраной труда.
Общественный контроль за охраной труда
Согласно ст. 41[1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.
Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:
— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;
— трудовые коллективы через своих уполномоченных;
— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.
Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.
Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.
При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.
Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,
Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:
— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;
— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;
— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;
— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;
— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;
— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;
— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;
— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.
Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.
Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.
Трудности переходного периода, кризисное состояние экономики, формирование рыночных механизмов регулирования рынка труда по-новому заостряют проблемы участия женщин в общественном производстве, усиливая дискриминационные тенденции. Именно эта категория населения в настоящее время наиболее уязвима в сфере занятости и трудовых отношений, наименее конкурентоспособна на рынке труда, имеет ряд законодательно установленных трудовых льгот, ставящих женщин в неравное положение с мужчинами и создающих прецедент возникновения неравных возможностей.
Законодательно установленные запреты на направление женщин в командировку, привлечение к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни женщин, вышедших на работу до достижения ребенком возраста трех лет, действуют вопреки их желаниям, Практика свидетельствует, что на работу ранее достижения ребенком трехлетнего возраста выходят именно те женщины, которые по материальным соображениям не имеют возможности не работать. Сегодня закон делает их неудобной и невыгодной рабочей силой для предпринимателя.
Дискриминационный характер данных норм снижается в том случае, если они из разряда льгот для женщин переходят в разряд гарантий, дающих женщине право выбора пользоваться или нет своими правами. Фактически имеют место нарушения законодательно установленного равенства при приеме на работу. Несмотря на наличие в законодательстве норм, определяющих недопустимость прямых или косвенных ограничений при приеме на работу, не связанных с деловыми качествами, такие нарушения имеют место. Около трети руководителей предприятий различных форм собственности указывают, что при приеме на работу производственных рабочих отдают предпочтение мужчинам (исследования Генеральной прокуратуры РФ).
Имеет место и нарушение законодательства о трудовых правах и льготах, установленных для женщин. Женщины, имеющие несовершеннолетних детей, привлекаются к сверхурочным работам, их труд применяется на рабочих местах с вредными условиями. Из 40 предприятий, проверенных Генеральной прокуратурой РФ, на каждом шестом выявлены нарушения законодательства в отношении беременных женщин, которые привлекались к работе в ночное время, незаконно увольнялись с работы.
В российском трудовом законодательстве содержатся определенные гарантии обеспечения выполнения женщинами репродуктивной функции. Установлен комплекс мер, направленных на защиту родительства, материнства, отцовства. Это защита беременных женщин от безработицы и обязательное их трудоустройство при возникновении ситуаций, когда сохранить рабочее место невозможно. охрана труда беременных женщин и матерей, имеющих детей грудного возраста, предоставление перерывов в связи с кормлением грудного ребенка. Оплачиваемым отпуском по уходу за больным ребенком может воспользоваться любой член семьи.
Однако эти нормы не всегда соблюдаются. Проверки исполнения законодательства о трудовых правах и льготах женщин, проводимые органами Рострудинспекции, позволили выявить факты дискриминации по признаку пола, в значительной степени касающиеся применения труда беременных женщин и многодетных матерей, Игнорировались их преимущественные права на сохранение работы при сокращении численности или штата работников, создавались различные препятствия при трудоустройстве.
За 9 мес. 2008 г. органы Рострудинспекции, осуществляя надзорно-контрольные функции, провели более 206 тыс. проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда, в ходе которых было выявлено и устранено 1,7 млн. нарушений. Кроме того, госинспектора труда провели более 3,5 тыс. таких целевых проверок.
Для устранения выявленных нарушений госинспекторами труда было выдано более 136 тыс. предписаний, большинство из которых уже исполнено. По результатам проверок более 25 тыс. руководителей и других ответственных работников предприятий и организаций привлечены к административной ответственности.
По всем выявленным нарушениям работодателям выданы предписания, органы исполнительной власти проинформированы, отдельные руководители привлечены к административной ответственности (штрафу).
За 10 мес. 2008 г. за нарушение трудового законодательства, в первую очередь в отношении женщин, к дисциплинарной ответственности привлечено 17,4 тыс. должностных лиц, в том числе 323 чел, уволено с занимаемой должности.
Распространенный характер получили правонарушения, связанные с незаконным увольнением женщин в период нахождения их в отпусках по беременности и родам, уходу за детьми. Чаще всего такие правонарушения допускались при реорганизации предприятий или смене их собственника в Алтайском крае, Оренбургской, Архангельской, Волгоградской и Нижегородской областях. Как правило, по требованию госинспектора труда незаконно уволенные работницы восстанавливались на работе, а руководители, допустившие нарушение законодательства, привлекались к административной ответственности.
Несмотря на закрепление в законодательстве норм, направленных на ограничение применения труда женщин в неблагоприятных условиях труда, проблема работы женщин в опасных и вредных условиях труда остается достаточно актуальной.
Единовременный перевод женщин с этих видов работ, запрещение использования их труда имеют двоякое значение. С одной стороны — сохранение здоровья женщин, В связи с этим улучшение условий их труда является обязательным предметом специальной государственной программы, предусматривающей в числе прочего разработку мер, стимулирующих предприятия к улучшению условий труда работников, в том числе и женщин, а также программ по созданию средств малой механизации для облегчения труда работников промышленных, сельскохозяйственных предприятий и сферы обслуживания.
С другой стороны — необходимость максимально сохранить социальные права и гарантии для женщин, связанных с выполнением ими репродуктивной функции и участием в общественном производстве. Это актуально в условиях сложной экономической ситуации, складывающейся в России с появлением таких новых явлений, как феминизация бедности и нищета.
Минтруд России совместно с научными организациями и по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработал и подготовил к утверждений проекты перечней работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста (15-49 пет). Однако при их утверждении возникли серьезные препятствия. Ужесточение требований возрастного ценза при регулировании запрещения на определенные виды работ для женщин, безусловно, повлекло бы за собой рост безработицы среди женщин. Проведенные в отдельных регионах исследования показали, что, например, в г. Старый Оскол женская безработица с введением этой меры возрастет в 1,8 раза, г. Шебекино — в 3,2, г. Губкине — в 4,5 раза.
Принятию решения, предусматривающего снятие категорического запрета применения труда женщин детородного возраста на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, и законодательному его оформлению должна предшествовать серьезная подготовительная работа по уточнению характера воздействия на женский организм тяжелых, вредных и опасных условий труда с учетом специфики различных производств и последующего внесения соответствующих изменений в перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц до 21 года, а также организация опережающего профессионального обучения высвобождаемых женщин.