Экономические районы и федеральные округа России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономические районы и федеральные округа России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.

Какие есть экономические районы?

Экономические районы Российской Федерации

Северный

Северо-Западный

Дальневосточный

Восточно-Сибирский

Западно-Сибирский

Волго-Вятский

Поволжский

Центрально-Черноземный

Прибалтийский

Результат деления на федеральные округа

Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации. Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.

Основная проблема сегодняшнего федеративного устройства заключается в организации целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилии. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения общегосударственных проблем.

Положительным итогом деления на федеральные округа можно назвать:

На уровне федеральных округов применяются различные экономические и социальные программы, придерживающиеся общегосударственного курса и законодательства. Деление на федеральные округа позволяет государству более точечно решать общенациональные проблемы. Например, решать вопросы демографического кризиса, регулировать потоки миграции, улучшать качество и экономику, социальную составляющую жизни регионов. Повышается возможность создавать и развивать инфраструктуру с учетом потребностей территории, обеспечивать свободное перемещение готовой продукции, стимулировать перераспределение благ.

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Состав федеральных округов

На момент создания Федеральных округов 13 мая 2000 года их было семь. Единственным изменением названий округов стало переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года указом президента Дмитрия Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа.

Почти все районы состоят в основном или исключительно из территорий и областей. Единственным районом, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский федеральный округ. В округах выделены городские центры, в которых размещены их руководящие координационные органы в виде Полномочного представителя Президента РФ, его аппарата и офисов федеральных агентств. Северо-Кавказский округ — единственный, в котором центр города не является административным центром или крупнейшим городом своей составной части.

Информации о федеральных округах нет в Конституции Российской Федерации. Ряд специалистов считает, что данный тип территорий все-таки является территориально-административными единицами, только нового типа. Проводятся аналогии с делением прошлого – генерал-губернаторствами (РИ) и округами региональных мероприятий (Французская Четвертая республика).

Полпред Президента РФ, который ведет свою деятельность в городах-центрах, не является главой местных органов власти. Основной род его деятельности – контроль работы федеральных властных структур. Среди последних выделяются:

  • Войска Росгвардии.
  • Управление Центробанка.
  • Таможенные управления ФСБ.
  • Росрезерв.
  • Роскомнадзор.
  • Генпрокуратора.
  • Росприродназдор.
  • Центры

В каждом ФО имеются города-центры, в которых располагаются контролирующие работу органу. Контролирует их деятельность полпред Президента РФ и подчиненные ему структуры, муниципальные органы и структуры. В ряде ФО центры не являются крупнейшими населенными пунктами. Это наблюдается в Приволжском (Нижний Новгород по сравнению с Казанью) и Северо-Кавказском (Пятигорск меньше многих городов). Аналогичная ситуация наблюдалась до упразднения Крымского ФО (Симферополь меньше Севастополя).

Экономические районы Российской Федерации


Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.
Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов

Район

Субъекты РФ

Площадь,
тыс. км²

1. Центральный

1. Брянская область

2. Владимирская область

3. Ивановская область

4. Калужская область

5. Костромская область

6. Московская область

7. Орловская область

8. Рязанская область

9. Смоленская область

10. Тверская область

11. Тульская область

12. Ярославская область

13. Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1. Белгородская область

2. Воронежская область

3. Курская область

4. Липецкая область

5. Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1. Республика Бурятия

2. Республика Тыва

3. Республика Хакасия

4. Забайкальский край

5. Красноярский край

6. Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Мурманская область

6. Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1. Республика Адыгея

2. Республика Дагестан

3. Республика Ингушетия

4. Кабардино-Балкарская Республика

5. Карачаево-Черкесская Республика

6. Республика Крым

7. Республика Северная Осетия — Алания

8. Чеченская Республика

9. Краснодарский край

10. Ставропольский край

11. Ростовская область

12. Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1. Ленинградская область

2. Новгородская область

3. Псковская область

4. Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1. Республика Калмыкия

2. Республика Татарстан

3. Астраханская область

4. Волгоградская область

5. Пензенская область

6. Самарская область

7. Саратовская область

8. Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1. Республика Башкортостан

2. Республика Удмуртия

3. Пермский край

4. Курганская область

5. Оренбургская область

6. Свердловская область

7. Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1. Республика Марий Эл

2. Республика Мордовия

3. Чувашская Республика

4. Кировская область

5. Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1. Республика Алтай

2. Алтайский край

3. Кемеровская область

4. Новосибирская область

5. Омская область

6. Томская область

7. Тюменская область

8. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9. Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1. Калининградская область

15,1

Федеральные округа Российской Федерации

Основная статья: Южный федеральный округ

Центр федерального округа — город Ростов-на-Дону

Основная статья: Северо-Кавказский федеральный округ

Центр федерального округа — город Пятигорск

Основная статья: Приволжский федеральный округ

Центр федерального округа — город Нижний Новгород

Основная статья: Уральский федеральный округ

Центр федерального округа — город Екатеринбург

  • Экономическое районирование России
  • Экономическое районирование России
  • Экономическое районирование России
  • Экономическое районирование

Федеральные округа (ФО) являются самостоятельными административными единицами, позволяющими с одной стороны интенсифицировать процессы самоуправления, а с другой — активизировать государственные программы общественного и социального характера. В России подобная система администрирования была законодательно утверждена относительно недавно, на основании предварительно проведенного анализа опыта других развитых стран со значительными территориями.

Основные особенности федерального деления в Российской Федерации заключаются в следующем:

  • Организация федеративного деления была осуществлена на основании Указа президента, № 849, то есть деление произведено директивным, искусственным путем. Все вопросы администрирования регламентированы документом “О полномочном представителе Президента …”, принятом 13.05. 2000 года.
  • Округ – не относится к субъектам власти и не является частью конституционного управления государства на территории России.
  • Деление по данному типу производилось по территориальному принципу, аналогично тому, как создавались военные округа и экономические районы, входящие в РФ.
  • Начало делению территории государства было положено в 2000 году, первыми были семь федеральных округов.

    По своей сути и принадлежности федеральные округа являются региональными единицами, но более масштабными по территории, промышленному и трудовому потенциалу. Контролирующие органы округа расположены в городе, являющемся по сложившейся традиции центром. Здесь размещаются службы представителя Президента – руководителя ФО, его административный аппарат, руководящие и контролирующие органы.

    Необходимость подобного деления была тесно связана с многообразием и рядом особенностей, присущих нашей стране, а именно:

    • Исторические традиции и уклад жизни населения. Например, город Череповец отличается от Нижегородской области, Алтайский край от Новгородской области, московские обычаи от уклада в Новгороде, Уфе, Иркутске или Ижевске, других городах и районах.
    • Природные ресурсы, запасы недр, плодородные почвы, пригодные для возделывания, климат, способствующий эффективному высокопроизводительному фермерству в промышленных масштабах.
    • Особенности регионального характера, обычаи, вера и характер народов и народностей, населяющих конкретную территорию или регион.

    Исходя из этого, роль централизации РФ трудно переоценить. Пограничная линия и центр – далеко не все, чтобы успешно управлять страной. Значительное количество областей и региональных делений, где народ стремится всемерно расширять суверенитет, в значительной мере ослабляет влияние руководящих органов. На президентском уровне была спущена директива о создании самостоятельных центров, управление которых осуществляется непосредственно из столицы Российской Федерации.

    Читайте также:  Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года

    Немного сведений о том, когда и на основании какого документа был организован тот или иной регион. На сегодня в Российскую Федерацию входят девять отдельных самостоятельных единиц РФ. Их список:

  • Центральный или ЦФО, столица Москва, дата образования — 13.05.2000 г. на основании Указа № 849.
  • Северо-Западный, СЗФО, Санкт-Петербург, — // -.
  • Южный ФО, Ростов-на-Дону, образован 13.05.2000 г. на основании Указа № 849, изменения внесены 19.01.2010 г. Указом № 82. Впоследствии, через 10 лет от Южного ФО был отделен Северо-Кавказский Административный Округ.
  • Северо-Кавказский ФО, Пятигорск, образован на основании Указа № 82 от 19.01.2010.
  • Приволжский или ПФО, Нижний Новгород, образован 13.05.2000 г. на основании Указа № 849.
  • Уральский или УрФО, Екатеринбург, — // -.
  • Сибирский ФО, Новосибирск, — // -.
  • Дальневосточный ФО, самый восточный из всех, центр в городе Хабаровск, — // -.
  • АО Крым, Симферополь, Декларация Крымского ВС о независимости от 11.03.2014 года.
  • Важно. Изначально, при реструктуризации было учреждено семь единиц самоуправления. В перспективе возможны дальнейшие изменения и нужные доработки в аспекте повышения эффективности руководства, сколько их будет в будущем – неизвестно.

    Применение федеративного деления страны имеет свои позитивные и негативные стороны. Но положительных позиций значительно больше. Контроль позволил успешно управлять отдаленными областями, краями, регионами. Существование системы из девяти самостоятельных подразделений в настоящее время является оптимальным вариантом управления, в полной мере устраивающим властные структуры на самом высоком уровне.

    Интересный обзор кадров, познавательных фактов обо всех 9 ФО РФ смотрите в предложенном ниже видео.

    Россия всегда была огромным территориальным образованием, эффективное управление которым представляет определенные трудности. Российская империя держалась за счет самодержавной власти императора, который с аппаратом бюрократии контролировал даже мельчайшие процессы, именно с огромным масштабом страны связаны довольно частые реформы управления регионами. Первый раз это произошло в правление Петра Великого, который разделил всю территорию страны на губернии во главе с губернаторами, при этом главы регионов также были подотчетны особым коллегиям, таким образом царь пытался ввести трехстепенную систему управления государством. Однако некоторые области были по территории равны некоторым европейским странам, поэтому было дополнительно произведено разделение на большее количество губерний. В целом реформа в некой степени упорядочила управление, и центр получил возможность более оперативного контроля над отдаленными регионами. Однако все еще не было четкого соподчинения.

    Исправляя ситуацию, императрица проводит новую реформу. В 1775 году последовал указ о разделении России на 51 губернию, которые, в свою очередь, делились на уезды. Во главе, как и раньше, находился губернатор, а вот далее были произведены значительные изменения. Для контроля вводится пост генерал-губернатора, который под своим началом объединял несколько областей, всего с 1775-го по 1917-й было создано 20 генерал-губернаторств и особая административно-территориальная единица — Кавказское наместничество. Как видим, такая система очень напоминает федеральные округа Росси, состав которых также неоднократно изменялся. Правительство Екатерины II сделало это с целью усилить надзор над местными властями, поставить под контроль действия губернаторов и снизить вероятность народных выступлений и недовольства. Действительно, это позволило в значительной мере повысить эффективность административно-бюрократического аппарата.

    Революция 1917 года внесла свои коррективы в управление страной. Большевики первоначально дали окраинам и отдаленным территориям значительную власть. Что впоследствии привело даже к свержению советской власти в некоторых регионах. Осознав свою ошибку, СНК быстро стал менять тактику и стратегию управленческого устройства. При формировании СССР были заявлены федералистские принципы организации государства, но на самом деле всю власть контролировали партийные чиновники, и если провести аналогию с Российской империей, то станет ясно, что суть не поменялась. А изменилось только название. Так, вместо губернаторов и прочих областных администраторов вводились разного уровня партийные секретари, которые поддерживали железную дисциплину во вверенных им «вотчинах». Степень централизации в советский период достигла своего апогея и по своему уровню была гораздо выше имперской.

    • Субъекты Российской Федерации
    • Экономические районы России
    • Геостратегические регионы России
    • Макрорегионы России
    • Статья
    • Обсуждение

    В рамках данного исследования нельзя не затронуть вопросы правовой природы самих федеральных округов, ибо они выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия. Итак, в Российской Федерации учреждено семь федеральных округов: Центральный (центр — г. Москва), Северо-Западный (центр — г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный вскоре в Южный (центр — г. Ростов-на-Дону) , Приволжский (центр — г. Нижний Новгород), Уральский (центр — г. Екатеринбург), Сибирский (центр — г. Новосибирск), Дальневосточный (центр — г. Хабаровск).

    Указ Президента РФ от 21 июня 2000 г. N 1149 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2748.

    По справедливому мнению некоторых авторов, текст Основного Закона страны не содержит положения, прямо предусматривающие возможность учреждения в стране системы федеральных округов . Определенные исследователи даже усматривают в создании федеральных округов ключевой институт построения параконституционализма в России, выстраивание параллельной структуры управления, дублирующей институционально закрепленный механизм власти . Вместе с тем, что неоднократно отмечал и бывший глава государства, и некоторые федеральные, региональные политические деятели, решение об образовании федеральных округов не противоречит действующей Конституции России . Это подтверждается рядом ее положений, в частности, что федеративное устройство и территория Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

    Окончательная картина административно-территориального устройства РФ

    Помимо этого подписано 260 иных соглашений о разграничении полномочий, при этом объем совместных полномочий постоянно возрастал, а их реализация все более становилась предметом ведения региональных властей при постоянном снижении активности (а нередко устранении или са­моустранении) Центра.

    По мнению В.М. Манохина, федеральные округа во главе с полномочными представителями Президента Российской Федерации имеют много общего с иными территориальными образованиями федеральной власти (в системе таможенной отрасли, округами для арбитражных судов). Федеральные округа также представляют собой федеральные образования, учреждаемые и формируемые федеральной властью.

    У женщин с формой ног типа A очень небольшие промежутки между икрами и бедрами. Свободное пространство появляется у них возле лодыжек. Те, у кого именно такая форма ног, — женщины очаровательные, которых обожают мужчины. Они сдержаны, женственны, мягки, застенчивы, зависимы от мужчин. Этим дамам не свойственно проявлять инициативу.

    Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням: субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы.В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    России: 102-е место среди 209 стран мира, отста­вание от развитых стран в 6—7 раз и от среднемирового уровня примерно на 30%.

    Однако следует обратить внимание на тот факт, что во всех официальных документах речь идет о субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, или о субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа. Почти нигде не говорится о территории федерального округа.

    Федеративный тип государственного устройства отнюдь не предполагает «безмерную» децентрализацию, серьезное сокращение роли федерального центра в системе управления важнейшими сферами функционирования государства.

    Отношения между центром и органами власти регионов базируются на началах «власти — подчинения» по вертикали, являются неотъемлемым признаком государства в любом обществе.

    Сущностная характеристика федеральных округов в Российской Федерации

    В рамках данного исследования нельзя не затронуть вопросы правовой природы самих федеральных округов, ибо они выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия. Итак, в Российской Федерации учреждено семь федеральных округов: Центральный (центр — г. Москва), Северо-Западный (центр — г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный вскоре в Южный (центр — г. Ростов-на-Дону) , Приволжский (центр — г. Нижний Новгород), Уральский (центр — г. Екатеринбург), Сибирский (центр — г. Новосибирск), Дальневосточный (центр — г. Хабаровск).

    Указ Президента РФ от 21 июня 2000 г. N 1149 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2748.

    По справедливому мнению некоторых авторов, текст Основного Закона страны не содержит положения, прямо предусматривающие возможность учреждения в стране системы федеральных округов . Определенные исследователи даже усматривают в создании федеральных округов ключевой институт построения параконституционализма в России, выстраивание параллельной структуры управления, дублирующей институционально закрепленный механизм власти . Вместе с тем, что неоднократно отмечал и бывший глава государства, и некоторые федеральные, региональные политические деятели, решение об образовании федеральных округов не противоречит действующей Конституции России . Это подтверждается рядом ее положений, в частности, что федеративное устройство и территория Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

    См.: Бородин Е.И. Правовые проблемы укрепления исполнительной власти в условиях современной Российской государственности // Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местных уровней власти в современной России: Сб. докладов и сообщений международной конференции. Июнь 2001 г. / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 4. С. 25; Дегтев Г.В. Современный российский федерализм: особенности правового статуса и основные направления его совершенствования: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 109; Илюхин В.И. К проблеме института президентства в России // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. С.А. Авакьяна. Т. 1. М., 2004. С. 410 — 415; Шаймиев М.Ш. Стратегия развития Республики Татарстан // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2001. N 1. С. 19; Шаров Ю. Российский федерализм: начаты структурные изменения // Федерализм. 2000. N 3. С. 77.
    См.: Преображенский С. Судьба резидентов // Наша власть: дела и лица. 2008. N 2. С. 51; Саква Ричард. Подотчетность, конституционализм и некоторые модели власти в посткоммунистической России // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 2. С. 68.
    См.: Абдулатипов Р. Семь ступенек, ведущих к центру // Российская газета. 2000. 20 мая; Путин В.В. Власть должна быть работающей! // Российская газета. 2000. 19 мая; Ради укрепления государственности // Российская газета. 2000. 16 мая.

    Модель устройства, аналогичная модели федеральных округов, была сформирована и в некоторых субъектах Федерации. Так, еще в начале 90-х годов XX в. в Москве образована и по сей день достаточно эффективно функционирует система 10 административных округов в виде префектур, которые, в свою очередь, делятся на муниципальные образования. С 2000 г. управленческие зоны, подобные федеральным округам, созданы в Республике Саха (Якутия), Свердловской, Нижегородской областях . Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» ясно выражена правовая позиция высшего органа конституционной юстиции России, согласно которой территория субъекта Федерации может делиться не только на муниципальные образования, но и на административно-территориальные единицы, в которых осуществляется государственная власть субъекта России.

    Читайте также:  Новые выплаты многодетным семьям в 2023 году от 200 тыс. до 1 млн. рублей

    См.: Усягин А. Противоречия и пробелы современного территориального устройства России // Федерализм. 2005. N 4. С. 83.
    Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 1.

    В связи с этим центральная федеральная власть для удобства осуществления своих полномочий также вправе условно разделить всю территорию страны на определенные административно-управленческие единицы независимо от их конкретного наименования, помимо общепринятого федеративного деления страны на территории субъектов Федерации. Де-факто существование в виде федеральных округов нового уровня государственного управления было признано российской общественностью, и его законность сегодня не оспаривается. К тому же имеется определенный исторический опыт создания и функционирования в России административных округов. Так, в дореволюционный период развития нашей страны на ее территории существовали судебные, военные, учебные и целый ряд иных округов, предназначенных для оптимизации государственного управления.

    Федеральные округа существуют и в мировой практике, где традиционно выделяют две их разновидности. В федеративных государствах (например, США, Мексике, Аргентине, Бразилии, Нигерии) федеральный округ один и представляет собой столицу с прилегающей территорией или малонаселенный регион. Статус федерального округа в разных федерациях различен. Например, в США он не входит в число субъектов этого государства, а в Бразилии такой округ имеет, по сути, тот же статус, что и штат (с некоторыми отличиями). В целом федеральный округ там является составной частью государства, хотя и с особым статусом — обладает многими, но не всеми признаками субъекта федерации и непосредственно подчиняется центральной власти, что обусловлено исполнением столичных функций и политическим значением столицы .

    См.: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2006. С. 362; Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2005. С. 484; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1996. Т. 1. С. 142 — 143, 686 — 687; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 416.

    Кроме того, как в федеративных, так и в унитарных государствах существуют и иные, особые административные округа, созданные в зависимости от специфики объекта управления по территориально-отраслевому принципу. Они функционируют исключительно в пределах управленческой вертикали. Так, в США насчитывается порядка двух десятков разновидностей особых округов, среди которых школьные, пожарные, санитарные, парковые, природоохранные, канализационные, водо- и энергоснабжения, здравоохранения и т.д. Подобные округа имеются и в Канаде (школьные, полицейские, здравоохранения, водоснабжения и др.). Однако если в США органы управления, действующие в определенных особых округах, вправе самостоятельно искать источники финансирования своей деятельности, то в Канаде органы управления в особых округах финансируются исключительно за счет средств соответствующих бюджетов. Имеются и особые специальные округа, создающиеся для обеспечения выполнения функций федеральных государственных органов, касающихся вопросов исключительного ведения федерации.

    Перспективы модернизации структуры и системы федеральных округов в России

    Проведенный анализ федеральных округов позволяет сделать вывод об имеющихся проблемах и нерешенных вопросах в сфере их построения, в определенной мере затрудняющих и снижающих эффективность функционирования государственных органов на уровне федерального округа. Настоящие размеры федеральных округов порождают ряд управленческих проблем, связанных со значительной удаленностью их периферий. При этом в процессе формирования федеральных округов в некоторые из них были включены регионы, географическое местоположение которых явно не соответствует названию округов. В частности, в состав Приволжского федерального округа вошли Республика Удмуртия, Пермский край, Оренбургская область, хотя географически они относятся к Среднему и Южному Уралу соответственно и, следуя логике, должны были бы войти в состав Уральского федерального округа. При этом Волгоградская и Астраханская области, относясь к Нижневолжскому региону, находятся на территории не Приволжского, а Южного федерального округа. Аналогичная ситуация сложилась в результате включения в Уральский федеральный округ Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, давно ассоциирующихся с Сибирью. К тому же территория Пермского края входит в состав межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Большой Урал» и Уральского экономического района. Тюменская область «завязана» с двумя ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации — «Сибирское соглашение» и «Большой Урал». Предположительно в связи с этим еще до объединительного процесса губернатор Пермской области и председатель областной Думы Пермской области подали Президенту России совместный официальный запрос о включении Пермской области в Уральский федеральный округ. Однако данный запрос удовлетворен не был .

    См.: Катков В.Ю. Федеральные округа в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 65 — 66.

    Вероятно, указанная ситуация связана с учетом микромежрегиональных связей субъектов Федерации, желанием центральной власти «выровнять» федеральные округа между собой экономически, сделать их сравнимыми по уровню экономического развития и наличию природных ресурсов. Не исключена и цель стабилизации общественно-политической ситуации внутри федеральных округов путем включения в их составы по возможности примерно равного количества субъектов России, образованных как по национально-территориальному, так и по административно-территориальному принципу. Возможные негативные аспекты этого несколько компенсируются большим сходством специализации приграничных регионов и в определенной мере могут быть восполнены деятельностью иных межтерриториальных образований Российской Федерации.

    Некоторые возражения вызывает наименование «Центральный федеральный округ». Действительно, в границах данного федерального округа расположен субъект Федерации — город Москва, имеющий статус столицы Российской Федерации, где располагается подавляющее большинство высших и центральных федеральных органов государственной власти. Однако географически указанный федеральный округ не является центральной частью территории Российской Федерации. Более того, как известно, на сегодняшний день местонахождением одного из высших судебных органов России — Конституционного Суда РФ определен иной субъект Федерации — город Санкт-Петербург, центр Северо-Западного федерального округа. Кроме того, в настоящее время активно обсуждается вопрос о переносе в город Санкт-Петербург и Верховного Суда РФ, и Высшего Арбитражного Суда РФ. В связи с этим представляется логичным переименовать Центральный федеральный округ в Юго-Западный федеральный округ.

    Налицо достаточно обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности увеличения общего количества федеральных округов в сравнении с существующим. Однако суждение некоторых авторов о необходимости создания на территории России 12 — 15 федеральных округов не имеет под собой достаточных оснований по следующим соображениям . Во-первых, предложенная перестройка федеральных округов приведет к нарушению уже сложившихся в рамках существующих федеральных округов межсубъектных взаимоотношений. Во-вторых, преждевременно и существенно изменится характер связей федеральных округов с иными межтерриториальными образованиями. В-третьих, включение в этом случае в составы федеральных округов малого количества субъектов России станет препятствием ускоренной интеграции максимально большего количества регионов в рамках федерального округа. В-четвертых, наличие чрезмерно дробных межрегиональных образований приведет фактически к утрате управленческого аспекта, заложенного в их функционировании, дискредитирует, таким образом, сами федеральные округа как крупные межсубъектные административные комплексы, в рамках которых обеспечивается реализация федеральной компетенции.

    См.: Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: план преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М., 2002. С. 37; Родоман Б.Б. Перспективы эволюции федеральных округов / Российские регионы и центр: взаимодействие в экономическом пространстве. М., 2000. С. 36 — 41; Чичканов В.П. Разделение полномочий между уровнями государственной власти Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2002. N 3. С. 26.

    Отметим, что в начале — середине 2001 г. активно обсуждался вопрос об образовании еще одного федерального округа в границах Калининградской области. Основными доводами предложения о создании восьмого федерального округа явились сложное геополитическое положение Калининградской области, ее географическая оторванность от основной территории Российской Федерации, наличие сепаратистских и протестных настроений среди жителей, в том числе среди политической и экономической элиты, а также рекомендации стран Европейского союза об изменении статуса региона. Однако в июле 2001 г. было принято окончательное решение самостоятельного федерального округа в этом субъекте России не создавать . Думается, данное решение вполне логично и обоснованно. Реализацию полномочий главы государства в широком смысле на территории Калининградской области способен эффективно обеспечить существующий сегодня специализированный заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области. Кроме того, интеграция Калининградской области с иными субъектами Федерации представляется более эффективной именно в границах Северо-Западного федерального округа, нежели в качестве самостоятельного федерального округа, ибо межрегиональные связи внутри федеральных округов несколько крепче, чем между федеральными округами.

    См.: Ермаков В.Г. Некоторые проблемные аспекты будущего федеративного устройства Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N 4. С. 121; Соболев О.Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области // Государство и право. 2008. N 7. С. 79; Угодников К., Чичкин А. Свободным остается, округом не будет // Российская газета. 2001. 27 июля.

    Существуют и иные планы реформирования федеральных округов в России как несоразмерных по своей величине региональной норме управляемости, экономическому потенциалу, не соответствующих организации базовых отраслей экономики, транспортной и социальной инфраструктуре, а равно региональной идентичности . Теоретически местность, в которой потенциально допустимо создание и функционирование федеральных государственных органов, может охватывать часть субъекта Федерации или части нескольких субъектов России. Однако установление территориальной сферы компетенции полномочных представителей Президента РФ и иных государственных органов, включающей отдельные части субъектов Федерации, не позволит им эффективно исполнять стоящие перед ними задачи. Причина этого очевидна, поскольку и анализировать ситуацию необходимо в субъекте Федерации в целом, и взаимодействовать с органами государственной власти того или иного субъекта России следует одному государственному органу, представляющему тот или иной федеральный государственный орган, а не нескольким.

    В Российской Федерации учреждено семь федеральных округов: Центральный (центр — г. Москва), Северо-Западный (центр — г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный вскоре в Южный (центр — г. Ростов-на-Дону), Приволжский (центр — г. Нижний Новгород), Уральский (центр — г. Екатеринбург), Сибирский (центр — г. Новосибирск), Дальневосточный (центр — г. Хабаровск). Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А. Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 г.1.

    Читайте также:  Накопительная пенсия в России. Максимально короткая (и весьма печальная) история

    По справедливому мнению некоторых авторов, текст Основного Закона страны не содержит положения, прямо предусматривающие возможность учреждения в стране системы федеральных округов. Определенные исследователи даже усматривают в создании федеральных округов ключевой институт построения параконституционализма в России, выстраивание параллельной структуры управления, дублирующей институционально закрепленный механизм власти2.

    Вместе с тем, что неоднократно отмечал и бывший глава государства, и некоторые федеральные, региональные политические деятели, решение об образовании федеральных округов не противоречит действующей Конституции России. Это подтверждается рядом ее положений, в частности, что федеративное устройство и территория Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации3.

    Модель устройства, аналогичная модели федеральных округов, была сформирована и в некоторых субъектах Федерации. Так, еще в начале 90-х годов XX в. в Москве образована и по сей день достаточно эффективно функционирует система 10 административных округов в виде префектур, которые, в свою очередь, делятся на муниципальные образования. С 2000 г. управленческие зоны, подобные федеральным округам, созданы в Республике Саха (Якутия), Свердловской, Нижегородской областях.

    Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» ясно выражена правовая позиция высшего органа конституционной юстиции России, согласно которой территория субъекта Федерации может делиться не только на муниципальные образования, но и на административно-территориальные единицы, в которых осуществляется государственная власть субъекта России4.

    В связи с этим центральная федеральная власть для удобства осуществления своих полномочий также вправе условно разделить всю территорию страны на определенные административно-управленческие единицы независимо от их конкретного наименования, помимо общепринятого федеративного деления страны на территории субъектов Федерации. Де-факто существование в виде федеральных округов нового уровня государственного управления было признано российской общественностью, и его законность сегодня не оспаривается.

    К тому же имеется определенный исторический опыт создания и функционирования в России административных округов. Так, в дореволюционный период развития нашей страны на ее территории существовали судебные, военные, учебные и целый ряд иных округов, предназначенных для оптимизации государственного управления.

    Федеральные округа существуют и в мировой практике, где традиционно выделяют две их разновидности. В федеративных государствах (например, США, Мексике, Аргентине, Бразилии, Нигерии) федеральный округ один и представляет собой столицу с прилегающей территорией или малонаселенный регион. Статус федерального округа в разных федерациях различен. Например, в США он не входит в число субъектов этого государства, а в Бразилии такой округ имеет, по сути, тот же статус, что и штат (с некоторыми отличиями). В целом федеральный округ там является составной частью государства, хотя и с особым статусом — обладает многими, но не всеми признаками субъекта федерации и непосредственно подчиняется центральной власти, что обусловлено исполнением столичных функций и политическим значением столицы5.

    Кроме того, как в федеративных, так и в унитарных государствах существуют и иные, особые административные округа, созданные в зависимости от специфики объекта управления по территориально-отраслевому принципу. Они функционируют исключительно в пределах управленческой вертикали. Так, в США насчитывается порядка двух десятков разновидностей особых округов, среди которых школьные, пожарные, санитарные, парковые, природоохранные, канализационные, водо- и энергоснабжения, здравоохранения и т.д. Подобные округа имеются и в Канаде (школьные, полицейские, здравоохранения, водоснабжения и др.). Однако если в США органы управления, действующие в определенных особых округах, вправе самостоятельно искать источники финансирования своей деятельности, то в Канаде органы управления в особых округах финансируются исключительно за счет средств соответствующих бюджетов. Имеются и особые специальные округа, создающиеся для обеспечения выполнения функций федеральных государственных органов, касающихся вопросов исключительного ведения федерации.

    Особые округа не являются субъектами федерации, самостоятельными административно-территориальными единицами и, как правило, не совпадают с границами территорий субъектов федерации. Цель создания особых округов — обеспечение эффективного администрирования в той или иной отрасли и решения задач, либо не входящих в компетенцию органов государственной власти субъектов федерации, либо решающихся на межрегиональном уровне. При этом органы и отдельные должностные лица в особых округах обычно реализуют технико-исполнительные функции.

    Можно с уверенностью утверждать: федеральные округа в России представляют собой нечто совсем иное, чем в указанных зарубежных странах, и не относятся ни к первой, ни ко второй группе. Правовая природа федерального округа в одних иностранных государствах в большей степени приближена к статусу такого самостоятельного субъекта Федерации, как город Москва — столица России, город федерального значения, в других — к статусу специальных, во многом не совпадающих между собой ведомственных округов федеральных органов исполнительной власти. Федеральные округа являются новыми административно-управленческими структурами, напоминающими образования государственно-территориального типа. Они имеют много общего с иными образованиями федеральной власти (в системе таможенной отрасли, округами для арбитражных судов) и так же учреждены федеральной властью.

    Однако федеральные округа имеют большее значение, чем обычные административные округа, осуществляют не свойственные им функции. Как структура они изначально созданы не федеральной исполнительной или судебной властью, а главой государства. Следовательно, федеральные округа — образования не отраслевого и не функционального типа, а созданы для управления государственными делами во всем объеме в рамках федеральной компетенции.

    В сущности, федеральные округа представляют собой не оговоренный, но допускаемый Конституцией России элемент, актуализированный в целях оптимизации государственного управления, являются инструментом федерального регулирования территориального развития. Это особые образования, их учреждение связано с рядом определенных факторов и необходимостью решения таких первоочередных задач, как восстановление управляемости государства, обеспечение его устойчивости и суверенности, укрепление властной вертикали, улучшение условий для контроля над деятельностью территориальных структур федеральных органов государственной власти6.

    Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.

    Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.

    Название округа Административный центр Кол-во субъектов РФ Площадь (тыс. км2)
    Центральный федеральный округ Москва 18 652, 8
    Южный федеральный округ Ростов-на-Дону 6 416, 84
    Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург 11 1 677, 9
    Дальневосточный федеральный округ Хабаровск 9 6 215, 9
    Сибирский федеральный округ Новосибирск 12 5 114, 8
    Уральский федеральный округ Екатеринбург 6 1 788, 9
    Приволжский федеральный округ Нижний Новгород 14 1 038
    Северо-Кавказский федеральный округ Пятигорск 7 172, 36

    Аренда дает возможность удовлетворять потребности граждан и юридических лиц, нуждающихся во временном пользовании определенными вещами, и в то же время обеспечивает собственнику имущества, не использующему его в данный период, получение дохода. Это выгодно для обеих сторон.

    Лес — более или менее значительное пространство, заросшее деревьями, и вся та растительность, что покрывает почву между деревьями, состоя из кустарников, трав, папоротников, грибов и т.д. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн. км. Из них 264 млн. га, или 7%, посажены человеком.

    Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в Северном полушарии. Площади, занятые деревьями с сомкнутостью крон менее 0,2-0,3, считаются редколесьем. По оценкам ФАО ООН площадь леса в России составляет 8,5 млн. км (851 млн. га), по данным Рослесхоза, рассчитываемым по другой методике, на начало 2011 г., из 1183,3 млн. га.

    земель лесного фонда, 797,1 — покрыто лесами.

    Передавая лес во временное пользование другому лицу, собственник сохраняет его в экономическом обороте, получая соответствующую выгоду, доход.

    Обязательства по передачи лесов во временное пользование возникают по соглашению сторон, т.е. носят договорный характер.

    Расширивший правовую регламентацию договорных отношений, Гражданский кодекс (вторая часть), рассчитан на непосредственное применение содержащихся в нем норм, что, однако, не исключает применение в некоторых случаях других законодательных и иных правовых актов, предусматривающих особенности отдельных видов аренды.

    Экономическое районирование России. Современная сетка экономических районов

    В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов.

    Современный экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи.

    Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

    Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны — Западную (Европейская часть России) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток).

    Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В других – на привозном сырье.

    Каждая территория специализируется на производстве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.

    В России выделяются 11 экономических районов и Калининградскую область, которая, в связи с территориальной обособленностью от основной части страны, не входит ни в один из экономических районов (рассматривается в рамках изучения Северо – Западного района).

    • Учитывая резкие различия в природных условиях, соотношение важнейших ресурсов, характер хозяйственного освоения, различия в составе и размещении населения сраны, проблемы социально-экономического развития, территорию России подразделяют на две экономические зоны – Западную (Европейская Россия) и Восточную (Азиатская), в состав которых входит разное количество экономических районов.
    • Территориальный состав экономических районов
    Западная зона Восточная зона
    Экономические районы Центральный, центрально-Черноземный Западно-Сибирский
    Северо-Западный Восточно-Сибирский
    Волго-Вятский Дальневосточный
    Поволжский
    Уральский
    Северный
    Северокавказский

    Западная экономическая зона включает 8 экономических районов европейской части страны. Она занимает территорию, равную ¼ части страны, на которую приходится около 80% населения, 85% промышленного и сельскохозяйственного производства, около 90% непроизводственной сферы страны.

    Она близко расположена к экономически и политически развитому региону мира — Западной Европе и имеет лучшее соседское и транспортно-географическое положение по сравнению с азиатской Россией. Здесь расположена столица России города Москва — экономический центр страны. Природные условия наиболее удобны для жизни и хозяйственной деятельности людей.

    Однако низкая обеспеченность многими видами природных ресурсов-водных, лесных, топливно-энергетических. Отрасли специализации – точное машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *