Закон одобрен: как изменится процедура банкротства юрлиц в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон одобрен: как изменится процедура банкротства юрлиц в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.

Жесткая ответственность управляющих

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Будет ли банкротство проще и короче по времени?

Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.

Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.

Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.

Поправки в закон о банкротстве внесены в Госдуму

Пакет поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Но вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Поправки уже довольно давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все юрики и физики, причастные к банкротному процессу. И вот, наконец-то, кажется, что все интересы учтены. Но битва в Думе предстоит жесткая.

Законопроект даже меняет название действующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Даже из названия понятно, что упор правительство делает на возврат долгов, а не на их списание. Что ж, для списания кредитов должникам придется прилагать больше усилий.

Читайте также:  Статья 24.4. Ходатайства

Внесенный вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления ранее было больше всего нареканий к новациям, предлагаемым в законопроект.

Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.

[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.

Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом». «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета. Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.

«Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.

В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.

Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.

Как заявил по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов, новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой уже весной. «Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации. Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер.

Затянувшаяся революция

Данный проект закона может считаться революционным потому, что с начала 2000-х годов в РФ в закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». — Авт.) не вносилось каких-либо принципиальных изменений, или больших объёмных правок и дополнений, говорит Игорь Зиневич.

Предлагаемые изменения направлены на кардинальное изменение всех действующих процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство). «Белоусовская» реформа предлагает по сути всё это сократить и сделать всё, как у граждан: реструктуризация долгов и реализация имущества (у юрлиц это конкурсное производство). «То есть власти хотят всё сделать так, как это есть сейчас при банкротстве простых граждан, то есть все унифицировать», — подчеркнул Зиневич.

Реструктуризация долгов у граждан предполагает, что должник может договариваться с кредиторами о рассрочке исполнения обязательств, скажем, на три года по плану реструктуризации. И в течение трёх лет выполнять такой план. Если же кому-то за три года это не удается, то следующей процедурой является реализация имущества. И уже вот эта вторая процедура, уточняет Игорь Зиневич, совпадает с процедурой банкротства юрлиц, которая называется конкурсное производство.

Дела давно минувших лет

Законодательство о банкротстве сложилось в начале двухтысячных годов и с тех пор системно не менялось. «С тех пор было внесено очень много точечных изменений — более ста. Но системно оно не менялось. И, конечно, за 20 лет это законодательство безнадежно устарело», — напомнил накануне Андрей Белоусов.

Управляющий партнер «Зиневич и партнеры» Игорь Зиневич полагает, что реформа института арбитражных управляющих, представляет собой, по сути, «передел рынка, в котором теперь будут царить новые правила игры». Специалист пояснил, что от арбитражных управляющих зависит очень многое в исходе процедуры банкротства.

К примеру, во власти АУ сделать заключение о преднамеренном банкротстве должника. Или даже о его фиктивном банкротстве. А уже это «проекция к уголовно наказуемому деянию», указал Игорь Зиневич. В свою очередь кредиторы используют аналитическое заключение АУ в качестве доказательной базы для возбуждения уголовных дел в отношении ответственных лиц.

Проще говоря, арбитражный управляющий всегда зависим от конкретного лица. При этом реформа предполагает по сути огосударствление данного института. «Конечно, независимого АУ встретить в России можно, но намного реже», — заметил Зиневич.

Читайте также:  Проверки малого бизнеса в 2022 году

В заключение: новый порядок процедуры банкротства встречает критику

Однако стоит отметить, что Законопроект вызывает много критики со стороны арбитражных управляющих, бизнеса и юристов. Так, высказываются мнения, что балльная оценка работы арбитражных управляющих, ее зависимость от размера удовлетворенных требований кредиторов и срока проведения процедуры банкротства может быть не только несправедлива в отношении самих управляющих (потому что такого имущества может не быть у должника по объективным причинам, не зависящим от арбитражных управляющих), но и привести к «нездоровому» стремлению управляющих в оспаривании и поиске имущества в ущерб добросовестности.

Изменение процедур выплат арбитражным управляющим, возможность лишения их баллов и иные моменты создают коррупционные риски и лишают их самостоятельности и независимости. Баланс интересов должников и кредиторов, по мнению бизнеса, также будет нарушен.

Ускорение продажи имущества должников

Действующая система реализации собственности банкротов крайне сложна и неэффективна, это признают даже в самом Минэкономразвития.

  • Сначала идет аукцион на повышение.
  • Если покупателей нет, проводится еще один этап, где начальная цена снижается на 10%.
  • И только потом в рамках публичного предложения работает механизм понижения.

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве в 2017-2018 годах в 95% случаев продать активы на 1-2 этапах не удавалось. Покупатели находились только на 3-4, когда цена уменьшалась в среднем на 64%. При этом средства на проведение аукционов берутся из стоимости реализуемого имущества, что снижает размер возмещения кредиторам.

Законодатели предлагают ввести комбинированную схему торгов. Тип аукциона будет меняться в рамках одной процедуры:

  • Сначала – на повышение.
  • Если заявок не поступит, цена будет уменьшаться до первого предложения.
  • Дальше стоимость лота снова пойдет вверх.
  • Если желающих больше не найдется, победителем станет автор озвученного предложения.

Зачем меняется текущее закон о банкротстве

Причины кардинального изменения текущего законодательства о банкротстве подробно расписаны в представленной на Информационном ресурсе Государственной Думы Пояснительной записке к Законопроекту. Также они озвучивались председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным на заседании Правительства 13 мая 2021 года. К ним относятся, прежде всего:

  • недостаточная эффективность механизмов текущих реабилитационных процедур;

  • длительность процедур и издержки на их проведение;

  • крайне малый процент случаев восстановления платежеспособности должников;

  • отсутствие значительной практики использования процедур банкротства самими должниками для решения своих финансовых проблем;

  • очень низкий размер погашения требований кредиторов.

Долговой лимит в банкротствах без суда поднимут в 2 раза

Напомним, сейчас обанкротиться в упрощенном порядке можно только в случае, если вы должны не больше 500 тыс. рублей. Но в Минэкономразвития предложили увеличить лимиты в 2 раза. Отметим, что это не единственная идея МЭР. Ниже мы их представим:

  • повышение лимита до 1 млн. рублей. Но по отдельно взятому обязательству допускается задолженность только до 500 тыс. рублей. То есть нельзя, к примеру, банкротиться с кредитами по 700-900 тыс. рублей;
  • подача уточнений к заявлению: Минэкономразвития предлагает разрешить людям уточнять долговые требования — например, добавлять забытые (при этом каждый раз после уточнения срок банкротства начинает течь заново);
  • упрощение перечня «государственных кредиторов»: МЭР предлагает позволить людям самостоятельно запрашивать данные из информационной системы, чтобы правильно формировать список кредиторов и верно указывать в документе суммы задолженностей перед бюджетом;
  • защита для кредиторов (предоставление кредиторам права на оспаривание самого факта банкротства в течение трех лет после начала процедуры — на данный момент кредиторы могут лишь добиваться перехода процедуры из внесудебной в судебную);
  • возможность передачи личных данных должника по исполнительным производствам в органы местного самоуправления и государственной власти. По словам законодателей, это нужно, чтобы информировать людей о возможности списания долгов через МФЦ.

Особого облегчения поправки внесудебном банкротстве пока не принесли. В частности, до сих пор остается нерешенной проблема пенсионеров и инвалидов, которым бесплатное признание несостоятельности остается недоступным.

Поправки о разделе имущества супругов при банкротстве, которые могут увидеть свет в 2021 году

Госдумой в июле 2021 года был принят в первом чтении законопроект, признанный изменить механизм регулирования имущественных отношений супругов: он затронул раздел имущества, положения о брачном договоре и процедуру банкротства физических лиц.

Рассмотрим кратко список изменений:

  1. Закон введет официальное понятие семейного банкротства
    и позволит супругам признать себя несостоятельными по общим долгам в одной процедуре.
  2. Раздел имущества будет проходить в рамках банкротной процедуры. Раньше деньги, машины, недвижимость и детей делили в отдельных судопроизводствах, что затягивало производство.
  3. Будут введены правила деления общего имущества супругов. Они одинаковы при судебном разделе и при разделении по соглашению.
  4. Проведенные без согласия супруга сделки уменьшают долю нарушителя в общем имуществе. То есть если муж без согласия жены продаст машину, его доля в праве на гараж будет уменьшена.
  5. Брачный договор признается ничтожным только в ограниченном количестве случаев.
  6. Государственная регистрация совместно нажитой собственности как общей производится в автоматическом режиме. Раньше в выписке значился только муж или жена — так называемый титульный владелец. Информацию, что собственность общая, и половина принадлежит супругу, теперь доступна сразу.

Новое в законодательстве о банкротстве

С 21 декабря 2021 г. вступает в силу ряд изменений, внесенных Федеральным законом от 23 июня 2021 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Изменение общих норм о банкротстве юридических лиц

Введен срок инвентаризации имущества должника, а именно: конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства. Более длительный срок может быть определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника (п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве). Ранее такой срок отсутствовал, что зачастую существенно затягивало процедуру банкротства, поэтому нововведения сократят сроки проведения процедур банкротства.

Закон о банкротстве дополнен новой ст. 142.1, согласно которой уточнен порядок погашения требований кредиторов путем предоставления отступного, в случае если имущество не было продано с торгов. Такое погашение допускается, в частности, если отсутствуют непогашенные требования по текущим платежам, требования первой и второй очереди.

Это может существенно осложнить принятие кредиторами имущества в качестве отступного, поскольку требования, приоритетные перед третьей очередью, как правило, остаются непогашенными при наличии неликвидного имущества у должника. Ранее любые кредиторы могли принимать в счет погашения своих требований отступное.

Положительным нововведением можно считать то, что основные вопросы передачи имущества должника в качестве отступного теперь решаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Если ранее было не урегулировано, каким образом оценивать стоимость имущества, передаваемого в качестве отступного, то сейчас предусмотрено, что стоимость должна быть определена собранием кредиторов и не может быть менее 50% минимальной цены продажи, указанной в сообщении о торгах посредством публичного предложения.

Несмотря на решение многих возникающих в практике вопросов, вводимый Федеральным законом № 222-ФЗ порядок передачи отступного порождает новые проблемы. Например, закон устанавливает, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность удовлетворения требований кредитора или уполномоченного органа только в денежной форме, обязательным условием соглашения об отступном является внесение на специальный банковский счет должника суммы денежных средств в размере, достаточном для погашения соответствующих требований кредитора или уполномоченного органа, удовлетворение которых законодательством Российской Федерации предусмотрено только в денежной форме, пропорционально размеру погашаемых требований кредитора, заключающего соглашение об отступном. Не совсем очевидно, как рассчитывается данная пропорция, поэтому на практике, вероятно, возникнут вопросы.

Изменение норм о банкротстве финансовых организаций

Уточнен порядок исчисления периодов, в течение которых совершены сделки финансовой организации, которые могут быть признаны недействительными. Теперь указанные периоды будут исчисляться не только с даты назначения Банком России временной администрации, но и с даты вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании финансовой организации банкротом в зависимости от того, какое из событий наступило ранее (п. 7 ст. 61.9 Закона о банкротстве).

Внесены изменения в части регулирования банкротства страховых организаций, что свидетельствует о более пристальном внимании законодателя к банкротству специальных субъектов. В частности, в случае возбуждения дела о банкротстве страховой организации процедура наблюдения не применяется (абз. 1 п. 3 ст. 184.4 Закона о банкротстве), а полномочия конкурсного управляющего осуществляет государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Дела давно минувших лет

Законодательство о банкротстве сложилось в начале двухтысячных годов и с тех пор системно не менялось. «С тех пор было внесено очень много точечных изменений — более ста. Но системно оно не менялось. И, конечно, за 20 лет это законодательство безнадежно устарело», — напомнил накануне Андрей Белоусов.

Управляющий партнер «Зиневич и партнеры» Игорь Зиневич полагает, что реформа института арбитражных управляющих, представляет собой, по сути, «передел рынка, в котором теперь будут царить новые правила игры». Специалист пояснил, что от арбитражных управляющих зависит очень многое в исходе процедуры банкротства.

К примеру, во власти АУ сделать заключение о преднамеренном банкротстве должника. Или даже о его фиктивном банкротстве. А уже это «проекция к уголовно наказуемому деянию», указал Игорь Зиневич. В свою очередь кредиторы используют аналитическое заключение АУ в качестве доказательной базы для возбуждения уголовных дел в отношении ответственных лиц.

Проще говоря, арбитражный управляющий всегда зависим от конкретного лица. При этом реформа предполагает по сути огосударствление данного института. «Конечно, независимого АУ встретить в России можно, но намного реже», — заметил Зиневич.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *