Статья 24.4. Ходатайства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 24.4. Ходатайства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 г. N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 465-О-О, от 21 июня 2011 г. N 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1066-О-О и др.).
Комментарии к статье 24.4 КоАП РФ, судебная практика применения
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле
Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с частью 2 статьи 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности.
При этом право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности (см. подробнее п. 8 Постановления).
Ходатайство о ведении протокола
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением (см. подробнее п. 9 Постановления).
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» содержатся следующие разъяснения:
Ходатайство о приобщении к делу материалов, полученных в результате фиксации хода судебного разбирательства
В порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (статьи 35, 166 ГПК РФ, статья 24.4 КоАП РФ, статьи 119 — 122 УПК РФ), участники процесса вправе заявить ходатайство о приобщении к делу материалов, полученных в результате фиксации хода судебного разбирательства. При этом материалы, полученные в результате фиксации хода судебного разбирательства иными участниками процесса или лицами, не являющимися участниками процесса, представителями редакций средств массовой информации (журналистами), могут быть приобщены к делу только при наличии их согласия предоставить указанные материалы.
Форма, образец и примеры ходатайства
У ходатайства нет определённой утверждённой формы и образца. Документ пишется в свободной форме от руки ручкой, карандашом, маркером – чем угодно любого цвета. Главное, чтобы в нём была ваша подпись, было указано, кому оно направляется, и написание было разборчиво. Иначе вам просто откажут в его удовлетворении.
Но главное заключается в том, что если его необходимо написать сотруднику ГИБДД на дороге, то делать это нужно очень быстро. Поэтому мы настоятельно рекомендуем распечатать так называемую «рыбу» – все необходимые базовые данные, а уже саму суть и кому оно направляется, заполнить на месте. Ниже мы приведём общий образец ходатайства и далее вы узнаете, что писать по каждому виду и почему так мало времени для подачи этого документа.
Комментарий к ст. 24.4 КоАП
1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства. Ходатайство — это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.
3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.
Судебная практика по статье 24.4 КоАП
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 г. N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 465-О-О, от 21 июня 2011 г. N 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1066-О-О и др.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.4 и 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
дело по жалобе защитника Жосан С.В., действующей на основании доверенности в интересах Чекаловой С.В., на постановление заместителя начальника Управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2018 г. N 4-14.55-716/00-26-18 и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 29 ноября 2018 г. N 12-455/2018, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ПАО «Ярославский судостроительный завод» Чекаловой С.В., передать для рассмотрения по существу в Костромской областной суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.4 и 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
дело по жалобе должностного лица Федеральной антимонопольной службы Богдановой О.В., вынесшей постановление о назначении административного наказания, на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 27 ноября 2018 г. N 12-457/2018 передать для рассмотрения по существу в Костромской областной суд.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 г. N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 465-О-О, от 21 июня 2011 г. N 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1066-О-О и др.).
Комментарий к Статье 24.4 КоАП РФ
1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства. Ходатайство — это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.
3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.
Следующий комментарий к статье 24.4 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 24.4 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства. Ходатайство — это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.
3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.
Комментарий к статье 24.4 КоАП РФ
1. Круг лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях и, следовательно, имеющих право заявлять ходатайства, определен в главе 25 Кодекса.
Особое значение наличие права на заявление ходатайства имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу. Будучи заинтересованным в благоприятном для него исходе дела, это лицо может просить об истребовании тех или иных доказательств, вызове свидетеля, назначении экспертизы и т.д. Наличие такого права важно и для потерпевшего. Сказанное в полной мере относится и к юридическому лицу, представители которого также вправе заявлять ходатайства.
Право заявлять ходатайства имеют защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представитель потерпевшего (ст. 25.5), а также эксперт (ст. 25.9), поскольку он призван обеспечивать надлежащее качество экспертного заключения.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе в пределах своих полномочий заявлять ходатайства (см. комментарий к ст. 25.11).
Свидетели, понятые, специалисты и переводчики не наделяются правом заявлять ходатайства.
2. Перечень вопросов, по которым участники производства по делам об административных правонарушениях могут заявлять ходатайства, в данной статье не очерчен. Он зависит от стадии производства, характера совершаемых процессуальных действий, полноты собранных доказательств и других обстоятельств. При подготовке дела к рассмотрению (ст. 29.1), а также при его рассмотрении (ст. 29.7) обязательно должно выясняться, имеются ли ходатайства.
3. Часть 2 комментируемой статьи посвящена порядку подачи и рассмотрения ходатайств. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме, его форма не обусловлена. Требование немедленного рассмотрения ходатайства дает возможность своевременно решить вопрос о его обоснованности и при положительном решении иметь время для его реализации, истребования, например, необходимых материалов.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, оформляется определением.
Комментарий к Ст. 24.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Комментируемая статья регулирует порядок подачи и рассмотрения ходатайств. Посредством заявления ходатайств реализуется процессуальная активность участников производства по делу об административном правонарушении.
Ходатайство — это официальная просьба, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (например, о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, об отложении рассмотрения дела, о приобщении доказательств, об истребовании документов, о направлении дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела в закрытом режиме).
Право на заявление ходатайств предоставлено лицам, заинтересованным в результатах рассмотрения дела и перечисленным в ст. ст. 25.1 — 25.5.1, 25.11 КоАП РФ.
Содержащееся в статье правило об обязательном рассмотрении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, само по себе не означает, что ходатайство должно быть удовлетворено.
Образцы ходатайств по административному делу
Ходатайство — письменное обращение к суду лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, подлежащее обязательному немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей в виде определения (ст. 24.4 КоАП РФ).
Ходатайства по делу о лишении прав заявляются в письменной форме лично участником производства по делу (правонарушителем, его защитником и т.д.). Устные ходатайства или письменные ходатайства, переданные через других лиц, в том числе и через близких родственников правонарушителя, не уполномоченных на заявление ходатайств соответствующей доверенностью, судом могут быть не приняты к рассмотрению.
Подготовить все необходимые ходатайства мы советуем заблаговременно перед судебным заседанием, поскольку в подавляющем большинстве судов образцы ходатайств по административным делам на информационных стендах отсутствуют. Работники же суда практически всегда отказывают привлекаемым к ответственности лицам в помощи при составлении даже элементарных ходатайств, а также не выдают письменные принадлежности и бумагу для их написания.
Письменная форма считается соблюденной, если ходатайство заявлено в виде направленной заблаговременно в суд на имя судьи телеграммы, в которой заверена подпись отправителя работником почтового отделения.
Помощь в административных делах
Чаще всего физическим лицам приходится сталкиваться с административными судебными разбирательствами. К их разряду, в частности, относятся дела по ДТП, споры со страховой компанией, миграционные дела и т. д.
По закону решения по всем подобным процессам должны приниматься судами в течение 2 месяцев. На практике, особенно в Москве, эти сроки могут растягиваться до полугода из-за загруженности судей.
К нам вы можете обратиться, чтобы административное разбирательство закончилось максимально быстро и выгодно для вас.
Нередко дела попадают к нам уже после того, как было вынесено первое решение суда, или когда процесс уже идет. В этом случае мы, конечно же, можем помочь, но для того, чтобы добиться положительного результата, придется затратить больше сил, времени и средств.
Если вы обратитесь к нам сразу, наши специалисты смогут своевременно разработать стратегию ведения вашего дела, вовремя ходатайствовать о проведении экспертиз, привлечении свидетелей с вашей стороны и т. д. Все документы будут оформлены без ошибок.
Такой подход позволяет, во-первых, избежать досадных ошибок, из-за которых дело просто затягивается, а во-вторых, повысить ваши шансы на победу.
В тяжелых случаях наши специалисты, проанализировав ваше административное дело, просто скажут, что положительный исход в вашу пользу маловероятен и лучше не тратить силы и средства и смириться. В этом случае вы хотя бы не потеряете деньги на ведение длительного разбирательства.
Что такое ходатайство в суде
Письменное обращение к суду имеет право подать участники всех видов судопроизводства в соответствии с действующим в РФ законодательством:
- гражданским (п. 1 ст. 35 ГПК РФ);
- арбитражным (п. 1 ст. 41 АПК РФ);
- уголовным (п. 1 ст. 119 УПК РФ);
- по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 24.4 КоАП РФ);
- по делам, вытекающим из административных и других публичных правоотношений (подп. 5 п. 1 ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Адресатом ходатайства всегда является суд. Поскольку предусмотреть все возможные ситуации нельзя, действующее законодательство не устанавливает исчерпывающий перечень ходатайств. На практике участники процесса чаще всего просят:
- о переносе заседания;
- о восстановлении срока исковой давности;
- об истребовании доказательств;
- об уточнении исковых требований;
- о назначении судэкспертизы (почерковедческой, строительно-технической, медицинской);
- о принятии обеспечительных мер;
- о вызове свидетеля, переводчика, эксперта;
- о привлечении к участию в деле третьего лица;
- о замене ненадлежащего ответчика;
- об ознакомлении с материалами дела;
- о взыскании судебных расходов (в том числе на представителя).
У судьи есть право на отказ:
- если суть обращения не относится к компетенции органа;
- если обращение составлено лицами, не имеющими прав на представление интересов гражданина, в интересах которого выдвинуто заявление;
- если вопрос уже был рассмотрен и по нему вынесено решение.
Комментарий к Ст. 24.4 КоАП РФ
Право заявлять ходатайства в процессе производства дела об административном правонарушении является частным случаем реализации общего принципа равенства перед законом, закрепленного в ст. 1.4 КоАП РФ.
В рамках производства по делам об административных правонарушениях можно выделить следующие особенности применения комментируемой статьи:
— круг лиц, имеющих право заявлять ходатайства, — правом заявлять ходатайства в производстве по делу об административном правонарушении наделены все лица, участвующие в данном производстве. Перечень указанных лиц содержится в главе 25 КоАП РФ.
Среди указанных лиц наибольшее значение данное право имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также для потерпевшего.
Наиболее специфично указанное право для свидетеля, эксперта, понятого, специалиста и переводчика, поскольку их процессуальная правоспособность ограничена их процессуальным статусом и определенной ролью в административном процессе. В частности, свидетель, эксперт, специалист, понятой могут заявлять ходатайства о самоотводе, о разъяснении их прав и обязанностей, понятой — ходатайство о внесении замечаний в протокол по делу об административном правонарушении. На практике же представляется, что указанные лица не могут заявлять ходатайства, касающиеся существа рассматриваемого дела. В случае если такие ходатайства будут заявлены данными лицами, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должны вынести решение об отказе в удовлетворении таких ходатайств;
— круг вопросов, по которым могут быть заявлены ходатайства, перечень указанных вопросов не определен и является открытым. Таким образом, любое заявленное ходатайство должно быть рассмотрено по существу;
— форма ходатайств — ч. 2 комментируемой статьи указывает, что ходатайства должны быть заявлены в письменной форме. Однако это не лишает соответствующее лицо права заявить ходатайство в устной форме в случае, если в силу каких-то причин ходатайство не могло быть представлено письменно. В данном случае лицо или орган, рассматривающие дело, должны либо рассмотреть ходатайство по существу, либо разъяснить необходимость заявления ходатайства в письменной форме и предоставить время для его подготовки.
Ни в коем случае, не надейтесь на благодушие суда, на рассказы, что судья хороший, понимающий и во всем разберется сам. Разберется, но в Вашу ли пользу? Понимающим судью делает общение с ним на одном языке и твердое намерение защищать свои права.
Особенность административных дел в их некой упрощенности. При разбирательстве нет обвинителя, нет истца. Иногда в роли обвинителя выступает представитель ГИБДД, нередко их замещают пострадавшие (если таковые имеются) или суд, вооруженный протоколом об административном правонарушении (к вопросу о презумпции невиновности).
Если у Вас имеется адвокат или другой, юридически грамотный знакомый, то он сможет помочь. Если такового нет, то можно воспользоваться следующими советами.
Следует помнить, что с судом нужно разговаривать не посредством устной речи (практически не воспринимает), а посредством письменно оформленных ходатайств и заявлений. Вы можете устно просить суд и делать громкие заявления, но удивитесь, если ознакомитесь с материалами судебного дела, ничего или почти ничего из сказанного Вами не найдет отражения в материалах дела.
Ходатайство – такое , в котором Вы просите суд о проведении какого-либо процессуального полезного для Вас действия (отложение рассмотрения дела, вызов в суд свидетелей, назначение экспертизы, принятие к рассмотрению документов, запрос документов из ГИБДД и т.п.)
Заявляя ходатайство, т.е. передавая написанную Вами просьбу суду, Вы автоматически рассмотреть Вашу просьбу и согласиться с ней (удовлетворить) либо отклонить и отразить в своем решении причину, по которой суд Вам отказывает. Все это суд обязан сделать письменно.
Для того, чтобы у суда не было причин не принимать ходатайство в судебном заседании, необходимо свои ходатайства направлять в суд заранее по почте с описью вложения, а в самом заседании заявить ходатайства непосредственно суду.
Любая просьба, изложенная в ходатайстве, должна завершаться пояснением о том, для чего Вам необходимы такие действия (причина) и, что эти действия дадут суду, что Вы от этого ждете (цель). Это помогает Вам отстоять свою позицию, получить необходимые доказательства, а в случае неблагоприятного исхода дела, может оказаться единственной причиной поворота дела в Вашу сторону.
Если Вы оказались в суде в качестве лица, привлекаемого к ответственности, никогда не пренебрегайте написанием ходатайств. Ходатайства можно написать одно по нескольким вопросам, но лучше всего, писать по каждому вопросу отдельно. Это значит, что суд будет обязан пояснить по каждому такому вопросу, почему он не хочет назначать экспертизу, истребовать из ГИБДД потерянные документы, подтверждающие вашу непричастность и невиновность, почему отказался перенести слушание дела, когда Вы представили больничный лист, почему отказался вызвать ваших свидетелей. Это повышает Ваши шансы на справедливое рассмотрение дела в суде первой инстанции и благоприятный исход при пересмотре дела.
Ходатайства можно использовать и тогда, когда у ГИБДД имеются документы, оправдывающие Вас, но по какой-то причине они о них «позабыли» или такие документы Вам выдавать не положено. Такие документы можно истребовать через суд.
Если вы принесли в суд самостоятельно какие-либо доказательства, то требуйте, чтобы они были приобщены к материалам дела.
Не уверены, что судья правильно воспринимает сказанное Вами, смело заявляйте ходатайство о ведении протокола судебного заседания.
С формами ходатайств Вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Не стесняйтесь пользоваться своими правами. Ваше спасение в ваших руках. Добивайтесь признания и реализации своих прав.
Также как и при рассмотрении уголовного или гражданского дела, при рассмотрении административного дела участники имеют право подавать ходатайства по тому или иному вопросу.
В общем, о ходатайстве в административном процессе
Подать его можно до того, как в суде начали рассматривать дело, оно должно быть обязательно в письменной форме. На свой выбор вы можете написать его вручную или напечатать на компьютере.
Определение об отказе в удовлетворении ходатайства по административному делу: обжалование по КАС РФ
Отказ в удовлетворении ходатайства, который оформляется определением, не влекущим прекращения дела, а именно: определение относительно мер предварительной защиты, отказ в ходатайстве об объединении производств, отказ в ходатайстве о выделении дела в отдельное производство — обжалуется с учетом следующих особенностей.
Согласно п. 64 постановления № 36 для осуществления производства по обжалованию в разумные сроки в вышестоящий суд направляются:
- опись документов по делу;
- оригинал жалобы;
- оригинал представления прокурора (если оно послужило основанием для оспаривания определения);
- определение суда, которое оспаривается;
- копии материалов, необходимых для рассмотрения жалобы, заверяемые судом, направляющим документы в суд вышестоящей инстанции).
Документом, которым обжалуется определение, может быть:
- частная жалоба;
- кассационная жалоба;
- прокурорское представление.
После завершения обжалования определения материал, который сформирован по жалобе или представлению, приобщается к делу (п. 64 постановления № 36).
ВАЖНО! Следует иметь в виду, что определение оглашается сразу же после того, как оно вынесено. Если повод для вынесения определения процессуально непростой, то суд может отложить изготовление полного текста данного документа и огласить только резолютивную часть. Указанное отложение не может превысить 5 дней с момента оглашения резолютивной части. При этом резолютивная часть подписывается судьей (судьями) и приобщается к делу (п. 63 постановления № 36).
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
5.1) совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.
4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
- Статья 24.4. Ходатайства
- Статья 24.6. Прокурорский надзор
Срок апелляционного обжалования по административным делам
Законом предусмотрены разные сроки в зависимости от сути решения, с которым не согласен автор жалобы:
- 30 суток со дня получения копии решения по административному делу по жалобам на действия должностных лиц государственных органов. Важно понимать, что этот срок начинается именно со дня вручения копии, а не со дня, когда решение было провозглашено. В крайне редких случаях административному истцу копия полного решения выдается в день заседания, обычно судье необходимо время (по закону – до 5 дней) для изготовления документа в окончательной форме. Если в решении заявитель усмотрел некоторую неточность, но при этом с существом решения он согласен, в 30-дневный срок можно воспользоваться правом эту неточность исправить, не отправляя дело на апелляцию. К примеру, в решении неправильно указаны даты действий, которые были обжалованы заявителем – можно в месячный срок подать на имя судьи заявление с просьбой вынести дополнительное решение, в котором уже будут устранены ошибки. То же самое можно сделать для устранения неясностей – в случае, если стороне решение по каким-то причинам непонятно, можно обратиться с заявлением на имя судьи. После этого будет вынесено определение о разъяснений сомнений и неясностей.
- 15 суток по аналогичным административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке – в тех случаях, когда имеется заявление о рассмотрении заявления без вызова сторон, только исследуя документы. Если другая сторона не направляет возражений против такого порядка, суд просто выносит решение и направляет его сторонам, при этом срок подачи апелляционной жалобы по такому административному делу сокращен вполовину (15 дней).
- 10 дней на постановления об административном правонарушении и назначении наказания в соответствии с КОАП РФ. Период, в течение которого можно подать жалобу, существенно меньше, чем в предыдущих указанных ситуациях. Это связано с тем, что судебные постановления в рамках КОАП зачастую связаны с назначением гражданам административного наказания в виде ареста, и если правонарушитель с ним не согласен, то его доводы должны быть как можно быстрее рассмотрены вышестоящим судом, чтоб не допустить незаконного заключения. По этим же причинам законом предусмотрено немедленное направление таких материалов в апелляционную инстанцию – прямо в день поступления жалобы.
- 5 дней на постановления, связанные с правонарушением в сфере избирательных прав граждан – например, когда имеет место привлечение к ответственности по ст. 5.46 КОАП РФ за подделку подписей избирателей.