Как получить лицензию на автобус для перевозки людей в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на автобус для перевозки людей в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Что делать, если изменился номер автобуса?

В 2023 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.

До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:

  • уведомление;
  • документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);

Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.

С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • сведения об автобусе, которые нужно изменить;
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.

Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие

Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:

Обычный гражданин От 2 до 2,5 тыс. руб.
Должностное лицо От 4 до 5 тыс. руб.
Юридические лица От 40 до 50 тыс. руб.

Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.

Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.

  • Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
  • Срок действия: бессрочно.
  • Территория действия: вся территория РФ.
  • Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?

Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.

Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.

При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).

Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.

  • Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
  • Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
  • Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Включает:

  • перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
  • перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Требования к лицензиату и его собственности

Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:

  1. Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
  2. Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
  3. Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
  4. Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.
Читайте также:  Уменьшение УСН и ПСН на страховые взносы в 2023 году

Административная ответственность и штрафы

Перевозка пассажиров без лицензии регламентирует Статья 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» и Статья 19.10. КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)».

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц – 50 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;
  • на юридических лиц – 400 000 рублей.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на ЮЛ — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Лицензия на автобусные перевозки: прочие услуги специалиста

Обращение в экспертные службы для анализа документов

от 15 000

Помощь в открытии организации

от 8 000

Подготовка документов ООО или ИП к проверкам

от 16 000

Ведение документооборота, направление писем в адрес госорганов

от 10 000

Помощь в добавлении транспорта в реестр

от 12 000

Помощь при исключении транспорта из реестра

от 15 000

Переоформление лицензии на перевозку пассажиров

от 20 000

Защита прав клиента, привлеченного к административной ответственности

от 16 000

Защита прав доверителя, привлеченного к уголовной ответственности

от 20 000

Лицензия Ространснадзора на перевозку пассажиров: как формировался рейтинг

Отрасль автотранспортных предприятий постоянно развивается, на рынке появляются новые организации, которые нуждаются в квалифицированных юридических услугах. Вы можете воспользоваться помощью фирм, которые вошли в наш рейтинг. Вот их преимущества:

  • Компании работают на юридическом рынке продолжительное время;
  • В фирмах трудятся опытнейшие специалисты, которые работают по оформлению разрешительной документации в лицензирующих учреждениях;
  • Адвокаты способны оказать помощь в составлении документации, а также защитить ваши интересы в суде;
  • Юридические бюро заключают официальный договор с клиентом, где прописываются права и обязанности сторон;
  • Специалисты способны разрешить любой вопрос, в том числе оспаривание в судебном порядке привлечение к административной ответственности.

Срок оформления лицензии

Получить разрешение на транспортировку людей не является бесплатным удовольствием. За это надо платить. Не забудьте об этом, подавая в орган по выдаче разрешительных бумаг заявление и прочих бумаг по списку. Чтобы у Вас приняли их к рассмотрению, передайте чек на оплату госпошлины.

На текущий момент госплата за подачу документов равна 2.600 рублям, а единая стоимость самой бумаги нигде не зафиксирована. Она отличается по регионам страны, но стартует от 5.000 рублей.

Что касается времени рассмотрения Вашего вопроса, то тут отведено не более полуторамесяца на принятие решения. Лицензия имеет срок действия, и он составляет 5 лет. На протяжении первых трех суток Вам могут вернуть бумаги, если Вы их некорректно оформили или подали не в полном объеме. Вам будет дан ровно 1 месяц на работу над ошибками. Когда же Вас уличили в нарушении условий ведения лицензированной деятельности, то Ваша лицензия досрочно теряет силу или приостанавливается Ваш бизнес до устранения неточностей и нарушений. Когда срок действия бумаги подходит к концу, займитесь ее продлением примерно за 10 дней до исхода ее правомочности. Продлить ее Вы вправе неограниченное число раз.

Есть недобросовестные компании, решившиеся на перевозку людей без наличия на это прав. За это может грозить не только админштраф, но и уголовная ответственность, если пострадали люди. Штраф всегда выписывается на владельца автобизнеса. При повторном несоблюдении норм снова выносится штраф с возможным изъятием техники либо на 3 месяца остановить Вашу работу.

Уголовное преследование наступает, когда имеют место такие последствия:

  • причинен существенный урон лицам при ведении нелицензионного бизнеса;
  • получение больших доходов, занимаясь неправомерным бизнесом.

В этих ситуациях Вам придется ответить в уголовном порядке и у Вас отзовут разрешение. Ссылаясь на итог незаконной деятельности, присуждают норму ответственности:

  • крупный штраф;
  • ограничение воли до 5 лет.

Что является пассажирской перевозкой?

В законодательстве существует четкое определение, характеризующее пассажирские перевозки. Они представляют собой перемещение людей в специально организованном порядке при помощи автотранспортных средств. Перевозки осуществляются на определенное расстояние. Транспортным средством, которое при этом используется, может быть такси, автобус, самолет, поезд, теплоход и т.д. Пассажиром же при этом выступает любой человек, который дал согласие на перевозку. При этом данное лицо не должно являться членом экипажа.

Перемещения подразумевают несколько вариантов:

  • автомобильные;
  • речные или морские;
  • железнодорожные;
  • авиаперевозки.

Наиболее распространенным типом считается автомобильная перевозка. Пассажиров каждый день перемещают на самые разные расстояния на автомобилях, автобусах, микроавтобусах. Миллионы человек ежедневно используют автомобильный транспорт. Его доступность, удобство и относительная дешевизна привлекают массу людей.

В каких случаях нужно оформление документа?

Пассажирские перевозки могут происходить по регулярным маршрутам как городского и пригородного типа, так и между городами. Получить специальное разрешение на такие перевозки нужно только если:

Количество перевозимых пассажиров составляет больше восьми человек – для автобусов, микроавтобусов. Например, для услуг такси оформляют другую лицензию.

Транспортное средство используется не для личных или организационных целей предпринимателя (предприятия). В случае если осуществляются перевозки работников организации (к месту работы или на отдых), оформлять разрешение не нужно.

Деятельность по перевозкам происходит по конкретному маршруту. Если это услуги на заказ, то лицензия также не требуется, предприниматель просто уведомляет об этом соответствующий орган Ространснадзора (по территории деятельности).

Также лицензия нужна, если перевозки осуществляются на международном уровне, то есть с выездом транспорта за пределы страны.

Необходимые документы

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, к заявлению нужно приложить опись всех предоставляемых документов.

Кроме этого, требуется документально подтвердить выполнение соискателем предъявляемых условий:

Владение транспортными средствами и их соответствие требованиям:

  • договора купли-продажи, аренды, лизинга на владение транспортным средством;
  • технический паспорт автомобиля;
  • документы, подтверждающие прохождение технического осмотра.

В сфере обеспечения ремонта и техосмотра транспорта:

  • документы о праве собственности на помещения и оборудование, подходящие для такой деятельности (договора купли-продажи, аренды, лизинга);
  • сертификаты соответствия этих помещений определенным требованиям;
  • копия договора на проведение техосмотра.

Наличие квалифицированных водителей (прилагаются копии документов):

  • трудовая книжка (для определения стажа);
  • удостоверение водителя, подтверждающее наличие категории «D»;
  • медсправка о разрешении управлять ТС.

Наличие специалиста в сфере оказания медицинских услуг и предрейсового осмотра:

  • если привлекается сторонний человек или организация – копия договора об оказании данных услуг;
  • если в штате имеется свой работник, то нужна копия его диплома и удостоверения о прохождении дополнительной программы обучения.

Раньше лицензии должны были получать только организаторы регулярных перевозок, автобусы которых вмещали более восьми человек. Нерегулярные рейсы, формируемые в соответствии с нуждами заказчиков, можно было осуществлять в уведомительном порядке. Предполагалось, что без лицензии по дорогам передвигаются автобусы турфирм или служебный транспорт, доставляющий сотрудников предприятий на работу.
Однако во многих российских регионах эти послабления породили целую прослойку псевдозаказных перевозчиков, поделивших между собой регулярные межмуниципальные маршруты. Их транспорт ходил по твердому расписанию, забронировать место на рейсе мог любой желающий. От официальных регулярных рейсов нелегалов отличало только одно: на лобовое стекло автобуса или маршрутки крепилась табличка «Заказной».

Привлечь таких дельцов к ответственности до недавнего времени было очень сложно. Особенно если договор фрахтования, заказ-наряд на предоставление транспортного средства и прочие документы, подтверждающие заказной статус перевозки, у водителя оказывались в полном порядке.

В Псковской области очисткой рынка от нелегалов занялась антимонопольная служба. Сотрудники УФАС пришли к выводу, что псевдозаказные перевозчики нарушают Закон «О защите конкуренции». Ведь они, с одной стороны, не участвуют в бюджетных конкурсах на право осуществления перевозок и не подвергаются контролю со стороны органа власти — организатора конкурса. С другой — не тратят время и деньги на получение лицензии. В результате легальным компаниям крайне сложно конкурировать с организаторами псевдозаказных рейсов.

Благодаря закону об обязательном лицензировании на дорогах поубавится автобусов, которые нелегально выполняют рейсы под видом заказных

— Мы получили несколько десятков жалоб на подобных «серых» игроков рынка, — рассказывает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. — Практически во всех случаях сработал механизм предупреждения: заказные автобусы переставали курсировать на регулярных маршрутах, а компании освобождались от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Однако один из перевозчиков, организующий рейсы по маршруту Псков — Пыталово — Псков, отказался исполнить предупреждение. Он пытался доказать сначала нашим сотрудникам, а потом и в суде, что автобусы ходят из Пскова в Пыталово и обратно по заказу клиентов.

Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Но мы изучили сайт компании и выяснили: при бронировании заявки на поездку появлялось расписание движения транспорта.

А возможность самостоятельно определить время отправления, без которой теряется смысл заказных перевозок, отсутствовала. Мы назначили перевозчику штраф — 250 тысяч рублей. Суд первой инстанции разделил позицию УФАС.

Требования к организации-перевозчику

Компаниям-перевозчикам необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • водителям, состоящим в штате, иметь категорию водительского удостоверения «Д»;
  • стаж работы водителем не менее трех лет с подтверждением в трудовой книжке;
  • в штате предусмотрен специалист с медобразованием или должен быть заключен договор с лицензированным медучреждением на проведение медосмотров водителей до рейса;
  • технически исправный парк машин, что подтверждается талоном техосмотра;
  • технически оборудованные помещения для техосмотра и ремонта транспорта или договор на техобслуживание с соответствующими организациями;
  • у ТС должна быть в наличии лицензионная карточка, а также установлена система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В связи с участившимися дорожно-транспортными происшествиями по вине водителей из ближнего зарубежья, с 1 июня 2021 года юрлицам и ИП запрещено допускать к работе водителей, не имеющих российских водительских удостоверений необходимой категории.

Лицензирование автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.

Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.

Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:

Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.

Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.

Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.

После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.

Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.

А зачем нужна вообще лицензия, разве нельзя и без нее?

Конечно, многие соискатели неоднократно задумывались над этим вопросом, и им хотелось бы перешагнуть эту ступень, но нельзя, а почему, попробуем объяснить.

Лицензия — документ, который подтверждает, что физическое и юридическое лицо имеют полное право и профессионализм на перевозку пассажиров, что отвечает требованиям, указанным в нормативно правовых актах РФ.

При наличии лицензии, подтверждается:

  1. Перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, и никто из них может не переживать за свою сохранность и безопасность.
  2. Услуга по перевозке пассажиров соответствует закону РФ.
  3. Водитель имеет необходимый стаж и положительный опыт в данной сфере.

Указанный документ выдается в обязательном порядке только на внутреннюю перевозку пассажиров, если их количество не превышает восемь человек.

И напоследок хочется сообщить, что требования в данной деятельности ещё предъявляются к сотрудникам, и они должны соответствовать им:

  1. Водитель должен работать по трудовому договору, или договору подряда, должен иметь водительские права и стаж вождения.
  2. Технический и инженерный персонал должен иметь требуемые пропуски.
  3. Регулярно должны проходить медицинскую комиссию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *