Экспертиза сметной стоимости. Вопросы для эксперта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспертиза сметной стоимости. Вопросы для эксперта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под сметной стоимостью строительства подразумевается сумма денежных средств, которые требуются для осуществления строительства или ремонта объекта. Данная сумма вычисляется на основании предоставленной в распоряжение эксперта (или комиссии экспертов) сметной документации на объект. В её состав входят: проект строительства объекта, в котором имеются его чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, необходимых для успешного строительства, спецификации на применяемое в процессе строительства оборудование (как строительное, так и монтажное), основные решения, принятые относительно организации и очередности строительства или ремонта в проекте организации строительства или ремонта, пояснительные записки к проектным материалам и другие необходимые документы; действующие на момент строительства объекта сметные нормативы (нормы и цены); акты на дополнительные работы, необходимость в выполнении которых была обнаружена в период выполнения строительных и ремонтных работ, а также листы авторского надзора.
Государственная экспертиза
Пункт 2 ст. 49 ГрК РФ определяет перечень объектов, которые в обязательном порядке подвергаются государственной экспертизе проектной документации:
- объекты, располагающиеся в экономических зонах РФ, на континентальных шельфах РФ, у внутренних границ морских вод, в пределах территориальной акватории моря РФ, у границ, где участки являются особо охраняемыми природными территориями, а также в пределах Арктической зоны РФ;
- объекты, располагающиеся внутри охраняемой зоны, имеющей культурное значение;
- объекты, относящиеся к первому и второму классу опасности;
- ряд особо опасных объектов перечисленный в статье 48.1 ГрК РФ;
- объекты, финансируемые госбюджетом РФ.
При подаче документов на госэкспертизу необходимо следовать Приказу Минстроя РФ от 12 мая 2017 г. №783/пр. Он задает требования к электронной документации.
Стоимость и порядок оплаты • Общая стоимость услуги определяется исходя из стоимости за проверку одной позиции сметного расчета и объема проверяемой сметной документации (количества пунктов сметных расчетов), с учетом способа проверки физического объема работ (по проектной документации или дефектной ведомости и/или с проведением осмотра объекта) • Оплата в форме наличного и безналичного расчета
Процедура 1. Подача Заказчиком заявки на проведение экспертизы сметной документации 2. Представление Заказчиком необходимых документов — сметной и проектной документации с заданием на проектирование или дефектной ведомости 3. Подтверждение оплаты услуги 4. Проверка экспертом расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией 5. оформление и выдача Акта экспертизы с выводами о правильности (ошибочности) представленных сметных расчетов строительства, реконструкции и ремонта объектов • Сроки оказания услуги: от 3 дней до 1 месяца (в зависимости от количества сметной документации и объема работ)
Основание для отказа • Осуществление строительства и реконструкции объектов с привлечение средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета») • Неполный комплект необходимых документов • Отсутствие предоплаты
Получить результат проведения экспертизы можно в электронном виде в Личном кабинете заявителя.
Результатом государственной экспертизы является заключение.
Результатом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий — в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации.
Какие вопросы можно решить с помощью экспертизы?
- определение правильности применения единичных стоимостных расценок и коэффициентов по видам работ согласно договорным и проектным условиям;
- определение правильности начисления накладных расходов, плановых накоплений, сметной прибыли, лимитированных затрат и т.п.;
- проверка актов выполненных работ в коммерческих и бюджетных расценках (база МТСН, база ТСН, база ФЕР, база ТЕР);
- анализ объемов фактически выполненных строительно-монтажных работ и затраченных строительных материалов;
- расчет сметной стоимости строительства;
- определение объемов и стоимости работ, необходимых для завершения строительства объекта.
Профессиональное и грамотное составление сметной документации и ее проверка избавляет от многих непредвиденных факторов, таких как:
- увеличение объемов и стоимости производимых строительно-монтажных работ;
- исключение повторяющихся расценок и работ;
- увеличение (завышение) стоимости материалов и оборудования и т.д.
Порядок проведения независимой экспертизы
- Бесплатная консультация перед строительной экспертизой сметной документации;
- Провести экспертизу проектно-сметной документации (проверку смет), в том числе:
- провести контроль правильности применения расценок, коэффициентов, накруток;
- провести обмеры фактически выполненных строительно-монтажных работ и определить их соответствия проектно-сметной документации;
- провести сравнение (анализ) объемов работ по сметной документации с фактически выполненными строительно-монтажными работами на объекте заказчика.
- разработать сметную документацию на строительство, ремонт или реконструкцию объектов, как в бюджетных, так и в коммерческих расценках;
- разработать сметный расчет на устранение дефектов, возникших в ходе залива, пожара, несанкционированного ремонта и т.д.;
- произвести оптимизацию сметной документации и строительно-монтажных работ на объекте.
Что вы получите в результате проведения экспертизы сметной документации?
- Консультацию квалифицированного эксперта перед проведением экспертизы и по дальнейшим действиям после ее проведения;
- Заключение эксперта, отражающее объективную картину на Вашем объекте.
Сколько стоит экспертиза сметной документации?
Экспертиза смет имеет свои особенности такие как: количества и объема сметной документации, цели экспертизы и т.д. в результате чего стоимость экспертизы в каждом конкретном случае индивидуальна. Поэтому если у Вас возник вопрос: «Сколько стоит экспертиза сметной документации?», то просто обратитесь за консультацией в компанию или оставьте заявку на сайте. В кратчайшее время наш специалист свяжется с Вами и ответит на все интересующие Вас вопросы.
Специалисты нашей компании готовы помочь в анализе сметной документации и составлении грамотного оптимизированного сметного расчета на предстоящие строительные расходы, благодаря которому Вы будете полностью владеть информацией о стоимости работ, о достоверных ценах, о полном соответствии объемов выполненных работ объемам, указанным в сметной документации.
Что входит в экспертизу
В экспертизу сметной документации входит:
- анализ объёмов выполненных работ и соответствие их сметной документации;
- проверка представленного сделанного объёма работ документации;
- проверка правильности расчёта цен и использование различных коэффициентов для расчёта;
- проверка соблюдения требований к сметной документации;
- проверка соответствия действительности представленных в документации цен;
- оценка оставшегося строительства и переоценка незавершённых работ;
- определение того, насколько необходимо выполнение дополнительных работ, которые представлены в смете;
- проверка расчёта численности машин и механизмов, а также сверка с представленной их стоимостью;
- проведение, при необходимости, перерасчета строительства объекта;
- проверка самой представленной документации действующему законодательству;
- дача письменных и устных рекомендаций.
Как правило, при проведении экспертизы проектной документации выявляются ошибки сметчика.
Наиболее частые из них:
- ошибки при проведении расчётов по накладным расходам и другим затратам по проекту;
- ошибки при расчёте себестоимости плана;
- ошибочное определение коэффициента, который используется для перерасчёта цен на данный период;
- смешивание справочных цен, которые являлись нормой для разных лет;
- намеренное завышение цен на оборудование и материалы;
- завышение показателей по затратам на оплату труда;
- завышение показателей по машино-сменам, транспортным и другим расходам;
- завышение общего периода проведения строительства объекта, результатом чего является переплата работникам по командировочным и другим расходам.
В отношении каких объектов возможно проведение государственной экспертизы?
Сюда относятся:
- Капитальное строительство. На возведение таких объектов выделяются средства из бюджета административной единицы РФ, а также из бюджетов муниципальных образований определенной административной единицы РФ;
- Любые объекты, которые строят за государственный счет. В этом случае обычно и заказчик, и подрядчик заинтересованы в том, чтобы избежать каких-либо ошибок в оформлении документов;
- Любые строительные и ремонтные работы, а также техническое перевооружение, связанное с возведением строительных объектов, выполняющееся за счет юрлиц, учрежденных РФ, а также тех субъектов, доля капитала муниципальных образований в которых превышает 50 процентов;
Необходимо отметить, что есть перечень объектов, в отношении которых проведение государственной экспертизы затраченных на строение средств проводится только после представления заявителем документации согласно требованиям 8 пункта упомянутого выше Порядка (к этой категории относятся те объекты кап. строительства, для возведения которых подготовка проектной документации не обязательна).
В каких случаях может потребоваться проведение государственной экспертизы, направленной на выяснение достоверности сметной документации?
- Заказчик не уверен в обоснованности указанной в смете стоимости проводимых работ, необходимых стройматериалов. Иначе говоря, проводится проверка обоснованности сметной стоимости;
- Непосредственно сама целесообразность привлечения указанного количества специалистов и задействованного технического обеспечения ставится под сомнение;
- Спорные моменты в плане возникновения необходимости дополнительных затрат, которые не были заявлены в начале строительства;
- В большинстве случаев, обязательная экспертиза сметы проводится в случае судебного разбирательства. Стоимость государственной экспертизы в данном случае может быть включена в общую сумму взысканных средств с виновной стороны, наряду со всеми остальными судебными издержками.
Документация для проведения экспертизы сметы
- Договор.
- Анкета заказчика.
- ТЗ на составление проектно-сметной документации.
- Сводный сметный расчет.
- Локальный сметный расчет по форме Минстроя России №421/пр с попозиционным отображением обоснования нормативов НР и СП (Приказы 812/пр и 774/пр) (см. Приказ Минстроя России № 421/пр, Приложения 2 — 4).
- Сводный сметный расчет в 2 уровнях цен в базовом уровне цен без НДС. Результаты вычислений построчные и итоговые данные в сводном сметном расчете в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой (см. Приказ Минстроя России № 421/пр, п. 42; Приложение 6).
- Пояснительная записка к сметной документации:
- с месторасположением строительства;
- адресом;
- перечнем каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;
- обоснование индексов (№ письма);
- нормы накладных расходов (для конкретной подрядной организации или по видам строительства);
- норматив сметной прибыли;
- особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;
- перечень примененных поправочных коэффициентов с указанием обоснования;
- источник финансирования (бюджет, собственные средства и пр.) в редактируемом формате (см. Приказ Минстроя России от 12 мая 2017 года N 783/пр).
По решению судьи расходы могут быть распределены
Отнесение судебных затрат на счёт проигравшей в суде стороны – это порядок, который касается лишь окончательного распределения расходов по делу. Но экспортное бюро должно получить деньги до выполнения своей работы, а тем более до вынесения процессуального решения.
На этапе судебного разбирательства при возникновении потребности в услугах эксперта какой-то области судья принимает решение, кто оплачивает экспертизу почерка в Гражданский суде (или другом). Затраты могут быть возложены на ходатайствующую сторону или же каждая из сторон обязывается оплатить половину суммы.
В некоторых случаях в судебном процессе принимают участие одновременно несколько лиц за одну из сторон или за каждую. Если, к примеру, инициатором экспертизы выступает один из соответчиков, судья может возложить обязанность оплачивать экспертизу в одинаковом размере на всех соответчиков. Это происходит, когда все они заинтересованы в проведении исследования. Шансы на такое решение особенно высоки, если другой соответчик выполнял соответствующие действия, к примеру, задавал вопросы экспертам или просил обратиться в какое-то экспертное бюро.
Кто и как должен платить за экспертизу?
При рассмотрении гражданского дела в суде для установления всех юридически значимых обстоятельств может потребоваться судебная экспертиза. Инициировать ее могут стороны гражданского процесса в силу принципа состязательности. Оплачивать процедуру обязан тот, кто подал ходатайство о ее проведении (ч. 1 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса РФ). При этом неважно, о какой форме собственности судебно-экспертных учреждений идет речь: и в негосударственных, и в государственных учреждениях экспертиза по гражданскому делу осуществляется на возмездной основе.
Необходимо уточнить, что федеральные бюджетные судебно-экспертные учреждения Минюста России финансируются из федерального бюджета посредством субсидий. Однако экспертизы в гражданских делах проводятся на возмездной основе согласно ст. 37 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Исключение – когда их назначает сам суд (ч. 2 ст. 96 ГПК РФ), в этом случае расходы также несет федеральный бюджет, но в пределах установленного государственного задания.
Согласно ч. 1 ст. 96 ГПК РФ, суммы, подлежащие выплате экспертам, инициатор процедуры должен предварительно внести на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей. Если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся ими в равных частях. По сути, положения закона не предусматривают правовых коллизий, но на деле оплата экспертизы становится камнем преткновения для всех участников судебного процесса.
Расходы на государственную экспертизу проекта
В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства до ее утверждения подлежит государственной экспертизе, которая не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
- отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства);
- жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилых домов блокированной застройки);
- многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и имеется отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
Библиографический список
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
- Климова Л.А. Получение разрешительной документации на новое строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. М.: МАКС Пресс, 2008.
- МДС 13-1.99 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
- Строительство: бухгалтерский и налоговый учет у инвестора, застройщика, заказчика и подрядчика / Под общей редакцией Г.Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2011.
- Филина Ф.Н. Бухгалтерские проводки в строительстве. «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008.
Банку необходимо иметь гарантии, что та сумма, на которую будет оценена квартира, покроет размер выданного кредита.
Финансовые учреждения, как правило, сотрудничают с несколькими оценочными организациями и клиенту берущему кредит предлагается воспользоваться их услугами. И в этом случае тем, кто оплачивает оценку квартиры, будет заемщик. Если покупатель не согласен с мнением эксперта и указанной рыночной стоимостью, то может обжаловать это решение, также за свой счет.
Оценочные организации-партнеры банков, предоставляющих ипотечный заем, могут занизить рыночную цену по сравнению с реальной, для того чтобы обеспечить в случае не возврата кредита, возможность продать предмет залога без финансовых потерь для банка. А на то, чтобы получить отчет об оценки квартиры от выбранной заемщиком по своему желанию организации, банки-кредиторы вряд ли согласятся.
Организации-застройщики предлагают заключить сделку по уже готовым документам, и в этом случае получается что тот, кто оплачивает оценку квартиры, выставленной на продажу в «готовом» виде без дополнительных хлопот для покупателя, будет застройщик.