Генеральный прокурор Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Генеральный прокурор Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Генеральная прокуратура в праве координировать деятельность в борьбе с преступностью, проводит экспертизу на присутствие или отсутствие коррупции законодательных актов, обязана рассматривать заявления, обращения и жалобы о нарушении законодательства.
Обязанности Генеральной прокуратуры
Сотрудники Генеральной прокуратуры обязаны принять присягу при утверждении их на должность, соблюдать Конституцию, Закон о прокуратуре и законодательные нормативно правовые акты государства в целом. Обязана первоочередным моментом осуществлять защиту прав и свободы граждан, охранять интересы государства, а также юридических лиц. Генеральная прокуратура обязана осуществлять руководство прокурорской системой, издавать распоряжения и приказы для ниже стоящих прокуроров и следить за их исполнением.
Кроме того, генеральная прокуратура обязана опротестовать акты которые нарушают права граждан и выступить с защитой этих граждан в судах. Обязана контролировать законность решений. Обязана вести статистические отчеты о количестве поступивших заявлений, обращений и жалоб в органы прокуратуры. В особенности Генеральная прокуратура обязана соблюдать Регламент, обеспечивать должное взаимодействие подразделений для улучшения работы.
Так как добиться справедливости с моргом?
Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.
Бороться с ними трудно. Начать следует с того, как все начинается. Если речь о вашем родственнике в больнице, то его не должны передавать без вашего ведома.
Если это сделано, то пишем жалобы. На имя главного врача, региональный МинЗдрав и в прокуратуру.
Для составления жалобы лучше привлечь юриста. Который подскажет, как правильно все сделать. Отбить тело у ритуальщиков или сотрудников морга будет проще. Если вы не будете ничего подписывать.
Порядок действия ритуальных бригад, определяется местными властями. Но никто не даёт им право воровать тела умерших и навязывать свои услуги.
Поэтому, если в морге труп был подвергнут каким-либо реконструкциям, а вы об этом не просили. И даже ничего об этом не знали. То можете и деньги не отдавать.
Разумеется, они попытаются удержать у себя тело. Но права на это, у них скорее всего нет. Поэтому, дальнейший регламент действий очень простой.
Правила назначения лица на пост
Согласно юридической трактовке, генеральный прокурор России обладает серьезными и весомыми полномочиями в стране и способен влиять на различные ветви в устройстве государства в целом. В связи с данным фактом, назначаться лицо на соответствующую должность может только после решения высших органов исполнительной, а также законодательной власти. Назначением кандидата на пост генпрокурора занимается Федеральный Совет.
Поиском подходящей кандидатуры занимается президент РФ. При положительном исходе событий главное лицо государства может представить выбранного кандидата к рассмотрению комиссии. У Совета Федерации есть два пути решения: либо утвердить лицо, либо нет. В том и другом случаях исход событии решается открытым голосованием. При отсутствии поддержки со стороны исполнительного органа, Президенту отводится 30 дней на предоставление и рекомендацию на пост генпрокурора нового претендента.
Прокурорские проверки
Один из способов контроля — прокурорские проверки, под надзором могут оказаться как физические, так и юридические лица. Это не означает, что тот, кто назначает генерального прокурора РФ на должность, не может проконтролировать и его самого. Так, по поручению Президента Российской Федерации могут быть инициированы прокурорские проверки, которые касаются правомерности действий руководителей федеральных и государственных структур, органов власти. Сюда же относятся ведомства регионов и субъектов федерации.
Срок проведения проверки составляет тридцать календарных дней. Он может быть приостановлен на время для проведения дополнительных действий, экспертиз, испытаний, исследований, необходимых для подготовки окончального вывода. В целом длительность приостановлений проверки не должна быть более шести месяцев. Генеральный прокурор может дать разрешение, в исключительных случаях, на продление срока проверки. Однако на это должны быть веские основания.
Под полномочиями прокурора, в соответствии с устоявшимися в науке прокурорского надзора подходам, понимают совокупность (объем) обязанностей и прав, которыми наделяется прокурор для осуществления им возложенных на органы прокуратуры функций.
К рассматриваемому термину, с точки зрения правовых подходов, как правило, под полномочием понимается право конкретного лица совершать юридически значимые действия. Д.Н.
Ушаков, например, под полномочием понимает «права, которые предоставлены учреждению или лицу органами власти».
Если же рассматривать этимологию этого слова, то можно отметить, что «полно мочь» наиболее синонимично со словочетанием «иметь право», нежели выражению «быть обязанным». И анализируя действующие законодательные акты, дает примеры для объяснения схожести терминов «права» и «полномочия».
О применении прокурором полномочий, вопрос следует рассматривать с точки зрения:
- закрепления определенного полномочия в законе или ином нормативном правовом акте, который регулирует данную деятельность;
- возможности каждого прокурора применять в своей практике то или иное полномочие, что определяется его должностной компетенцией (см. ниже упомянутое понятие «уполномоченный прокурор» применительно к сфере надзора за исполнением законов в ОРД);
- установленных законом оснований для применения полномочий в зависимости от сложившейся жизненной ситуации.
Стоит также учитывать, что прокурор является должностным лицом, который осуществляет государственную функцию (или же несколько функций).
За это он получает из средств федерального бюджета материальное вознаграждение, точнее содержится налогоплательщиками, и в отличие от предпринимателя, который имеет возможность, исходя из прогнозируемых результатов своей деятельности, не совершать те или иные сделки, прокурор не имеет права задаваться вопросом о неприменении или применении своих полномочий в случаях, которые требуют от него надлежащего решения. Как федеральный государственный служащий, прокурор обязан беспристрастно и добросовестно исполнять свой служебный долг.
Полномочия прокурора, с учетом вышеизложенного, можно рассмотреть как совокупность закрепленных в законах и иных нормативных актах форм изъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности.
История создания прокуратуры
«РОССИЙСКАЯ ПРОКУРАТУРА – ОКО ГОСУДАРЕВО»
Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)- что означает – забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде. Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр 1. Период XVI и начала XVII веков был отмечен значительным ростом преступности, должностных преступлений, казнокрадства и взяточничества, что вызвало историческую потребность создания государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями. Указом от 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи (Эта дата – 12 января – провозглашена Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1996 года “Днем прокуратуры”). “Сей чин есть яко око наше” – таково было напутственное слово Петра Великого первому российскому прокурору Павлу Ягужинскому. Постепенно прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Стал складываться прокурорский корпус. И только спустя 80 лет в 1802 году в России было создано Министерство юстиции. На протяжении 300 летнего периода времени деятельность прокуратуры отличалась своей многогранностью, эффективностью и результативностью. Прокуратура как не один другой государственный органа надзирает за законностью в стране, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, следит за соблюдением законных интересов общества и государства. Некоторые радикальные, отрицательные силы и преступные сообщества всегда были заинтересованы в ликвидации органов прокуратуры или существенном уменьшении полномочий органа, который надзирает за единой законностью в государстве. Кроме государственных преступников, которых, не покладая рук, преследует и сажает прокуратура, есть еще группа людей, сочувствующих преступникам, помогающих им, препятствующих следователям в выполнении работы по зачистке России от злостных неплательщиков налогов и бандитов. Но каждый раз органы прокуратуры доказывали необходимость своей деятельности и реальную в ней потребность населения и государства. Только один раз, 20 декабря 1917 года Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена. Ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Однако первые годы существования советской власти показали насущную необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов. Требования по соблюдению революционной законности явились актуальными с первых дней существования только что созданного социалистического государства. Основная тяжесть в надзоре была возложена на рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции) с его местными органами в системе губернских исполкомов. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 году не были преобразованы в органы главного политического управления. Однако, вновь возникла насущная потребность в едином государственном органе надзирающем за законностью в стране, 28 мая 1922 года издано Постановление ВЦИК о принятии “Положения о прокурорском надзоре” и подписано председателем ВЦИК М.И.Калининым и секретарем ВЦИК М.И.Енукидзе. В настоящее время прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются генеральным прокурором Российской Федерации.
Задачи прокуратуры России – установление законности в стране, наведение порядка. Мы с каждым днем, с каждой минутой усиливаем деятельность по выявлению коррупции, нарушений, преследованию подозреваемых в тяжких преступлениях. Время неумолимо, меняются функции и приоритеты органов прокуратуры, оставаясь на острие борьбы с преступностью, прокуратура во главу угла сейчас ставит правозащитную деятельность, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, государственное обвинение в суде. Ежегодно за защитой своих прав обращаются в прокуратуру республики тысячи жителей. Прокуроры направляют в суды сотни и сотни исковых заявлений в защиту трудовых, жилищных, имущественных и других прав, остро реагируют на несоблюдение законов в отношении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда. Это только одно из направлений многофункциональных обязанностей прокуратуры. А какая титаническая работа прокуратурой была проведена по реабилитации жертв политических репрессий. Государство возложило на плечи Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов Федерации эту наиважнейшую задачу. Реабилитация проводилась с особой тщательностью и аккуратностью, с предельным уважением к лицам, невинно пострадавшим в период беззакония. Поручение государства о восстановлении светлых имен незаконно репрессированных выполнено прокуратурой достойно. Прокурору прежде всего государственные люди и нас более чем кого-либо беспокоит состояние преступности и законности в регионе, низкий уровень раскрываемости преступлений, рост экономических преступлений, преступности среди молодежи, наркомания, пьянство, негативно влияющие на правопорядок. Прокуратура во взаимодействии с другими правоохранительными органами работает в этом направлении. Сложившаяся система органов прокуратуры выдержала испытание временем, именно она была и остается надежным гарантом законности и правопорядка в стране.
Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры.
Поскольку прокурорский надзор – это одно из проявлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.
Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.
Принцип законности – важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных и правоохранительных органов. Данный принцип проявляется в том, что правовое положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами.
Принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Принцип политической независимости. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Для представления населению наиболее полной информации о правозащитной деятельности прокуратуры должны систематически направляться в газеты и журналы для публикации доклады, информационные записки, документы прокурорского реагирования (Сидорова Н. В., Хозова Л. П. Правоохранительные органы РФ).
Прокурор – должностное лицо, на которое возложена важнейшая государственная задача – надзор за исполнением и соблюдением законов.
Вступая в должность, прокурор обязан:
1) соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего отступления от них;
2) защищать интересы личности, общества и государства; внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
3) постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры (ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Согласно ч. 2 ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:
1) имеет гражданство иностранного государства;
2) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
4) имело или имеет судимость;
5) имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей;
6) состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Однако существуют ограничения, установленные законодательством РФ:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности;
2) быть депутатами законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членами органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ или если в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним и др.
Классные чины в прокуратуре
Классным чином называется служебный разряд, который присваивается работнику данной системы согласно ст. 41 ФЗ №2202-1. Назначается он в соответствии с занимаемой должностью и стажем трудовой деятельности. Классные чины свидетельствуют о карьерном и профессиональном росте сотрудника. Работникам прокуратуры также могут быть присвоены разряды правоохранительной структуры.
Звезды на погонах в прокуратуре соответствуют занимаемому классному чину. Всего их десять и они подразделены на несколько категорий:
- Младшие начальствующие категории: юристы 3, 2, 1 класса.
- Средние начальствующие категории: младшие советники, советники, старшие советники.
- Высшие начальствующие категории: государственные советники юстиции 3, 2, 1 класса, действующие государственные советники юстиции.
Самый первоочередной классный чин ( юрист 3 класса ) и погоны прокуратуры присваиваются работнику, имеющему высшее образование юридической направленности и прошедшему аттестацию. С 2014 года лица без специального профобразования не могут получить прокурорский служебный разряд.
Обязанности прокурора
Прокуратура занимается охраной прав и интересов граждан в соответствии с Законом о прокуратуре.
Мнение эксперта Захаров Виктор Юрьевич Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.
Законом о прокуратуре установлены основные обязанности сотрудников органов прокуратуры, напрямую связанные с надлежащим исполнением возложенных на них полномочий:
- осуществление надзора за соблюдением и исполнением требований законов органами исполнительной власти, правоохранительными органами и юридическими лицами (ст. 21, 29);
- осуществление надзора за соблюдением прав и свобод гражданина, в том числе право на защиту законных интересов при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 27);
- рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан по нарушению их прав и законных интересов, в том числе при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 10).
Поскольку в процедуре может участвовать большое число людей, о ее начале работодатель должен быть извещен заранее. Стартом можно считать момент, когда представитель прокуратуры показал свое служебное удостоверение и документы, послужившие обоснованием для ее инициирования. В случае, когда они не предъявляются, проверку можно считать незаконной. Фирма имеет право от нее отказаться. На ней в обязательном порядке также присутствует руководство фирмы.
Представитель государственных органов в письменном виде берет объяснения у связанных с предметом ревизии должностных лиц и других граждан. Он проверяет только документацию и материалы, освещающие поступившую информацию о нарушениях. Копии с них снимаются только по запросу.
При обнаружении нарушения выносится постановление о его ликвидации. Возбуждается административное дело, собранные материалы направляются в Государственную трудовую инспекцию для взыскания штрафа, приостановления хозяйственной деятельности и т. п.
Если были найдены злоупотребления, составляется акт прокурорского надзора, который передается должностным лицам или органам, полномочным для их ликвидации. Организация обязывается отправить в прокуратуру отчет об устраненных недочетах в течение 30 дней.
Прокурор РФ вправе:
- беспрепятственно входить в любые помещения и на любые территории поднадзорных органов;
- требовать документы и материалы для проверки;
- вызывать граждан и должностных лиц для объяснений;
- опротестовывать правовой акт, который противоречит закону;
- требовать устранения нарушений закона;
- привлекать виновника к материальной или дисциплинарной ответственности;
- обращаться в суд с обоснованным требованием признания правового акта с допущенными нарушениями недействительным;
- выносить постановление о возбуждении административного или уголовного дела;
- объявлять о допущенном нарушении закона;
- рассматривать и проверять обращения граждан;
- участвовать в судопроизводстве при рассмотрении дела;
- обращаться в суд с встречным заявлением;
- выступать на суде на любой стадии проходящего процесса;
- осуществлять в суде уголовное преследование;
- выступать государственным обвинителем на слушании любого дела.
Прокурор может выносить постановление, на основе которого возбуждается уголовное дело, и которое он мотивирует, исходя из характера нарушения законодательства. Оно может носить административный или уголовный характер. Его постановление подлежит рассмотрению уполномоченными органами или любыми другими должностными лицами в строго установленный законодательством срок. При необходимости проводится проверка, о результатах которой прокурору сообщают в письменной форме.
Присваивается чин старшего советника юстиции прокурорам района, а также научным либо педагогическим сотрудникам образовательных учреждений, функционирующих на базе прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, классный чин на территории России присваивают работнику прокуратуры, учитывая занимаемую им должность, период пребывания в ней, результаты пройденной аттестации.
Таким образом, в России старший советник юстиции соответствует званию полковника и присваивается прокурору, который прошел необходимую аттестацию и получил соответствующее образование. Также учитывается общий стаж работы в следующих занимаемых должностях:
- Прокуроры, работающие на территории России.
- Научные и педагогические сотрудники.
- Директора, а также их заместители, начальники подразделений и отделов научных учреждений, выполняющие свою деятельность на базе Российской прокуратуры не менее полугода.