ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).
Комментарий к ст. 308.1 АПК РФ
1. Проверку судебных актов в порядке надзора осуществляет Президиум ВС РФ.
Пересмотр судебных актов в порядке надзора может быть инициирован: 1) надзорной жалобой лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в ст. 42 АПК; 2) представлением Генерального прокурора РФ или его заместителей (ч. 2 комментируемой статьи); 3) представлением Председателя ВС РФ или его заместителей (ст. 308.10 АПК).
Лицами, названными в ст. 42 АПК, должны быть представлены доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов принятым судебным актом.
Согласно правовой позиции КС РФ пересмотр в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению. Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменен или отменен в порядке надзора лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта .
———————————
Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П.
Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу. Отказ от использования указанных способов заинтересованным лицом является препятствием для последующего обжалования судебного акта в порядке надзора .
———————————
Постановление ЕСПЧ от 02.11.2006 «Дело «Нелюбин (Nelyubin) против Российской Федерации» (жалоба N 14502/04), § 28 — 30.
Согласно позиции КС РФ поскольку проверка вступивших в законную силу судебных актов означает, по существу, возможность преодоления окончательности этих судебных актов, законодатель должен устанавливать такие институциональные и процедурные условия их пересмотра в порядке надзора, которые отвечали бы требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, прозрачности осуществления правосудия, исключали бы возможность затягивания или необоснованного возобновления судебного разбирательства и тем самым обеспечивали бы справедливость судебного решения и вместе с тем правовую определенность, включая признание законной силы судебных решений, их неопровержимости (res judicata), без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов . Европейский суд признает, что надзорная жалоба в соответствии с ныне действующим законодательством представляет собой еще одну возможность оспорить вступившее в законную силу и подлежащее исполнению судебное решение в ВС РФ, Судебная коллегия которого уже имела возможность рассмотреть, по крайней мере по существу, те же вопросы в контексте кассационного производства. Ничто в законодательстве не свидетельствует о том, что данное средство правовой защиты может использоваться как альтернатива кассационной жалобе в Судебной коллегии ВС РФ .
———————————
Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П.
Решение ЕСПЧ от 12.05.2015 «По вопросу приемлемости жалобы N 38951/13 «Роберт Михайлович Абрамян (Robert Mikhaylovich Abramyan) против Российской Федерации», жалобы N 59611/13 «Сергей Владимирович Якубовский (Sergey Vladimirovich Yakubovskiy) и Алексей Владимирович Якубовский (Aleksey Vladimirovich Yakubovskiy) против Российской Федерации», § 98.
Соответственно, в отношении экстраординарных (чрезвычайных) способов проверки должны быть установлены: 1) исчерпание ординарных способов проверки судебных актов; 2) четкие критерии для возбуждения соответствующего производства и основания для отмены или изменения вступивших в силу судебных актов; 3) сроки обращения и сроки рассмотрения обращения; 4) предоставление инициативы на возбуждение производства заинтересованному лицу, но само обращение не должно быть безусловным основанием для возбуждения проверочной процедуры (т.е. должна быть процедура фильтрации необоснованных обращений). Практически все эти условия отражены в АПК.
2. Правом на обращение в порядке надзора обладают Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ.
Указанные лица обращаются не с кассационной жалобой, а с кассационным представлением.
Право Генерального прокурора РФ и его заместителей на принесение представления законодательством не ставится в зависимость от участия прокурора в рассмотрении дела в арбитражных судах нижестоящих инстанций.
В то же время они могут обратиться с представлением о пересмотре в порядке надзора определений Судебной коллегии ВС РФ, вынесенных в порядке кассационного производства, лишь по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК.
3. Комментируемая норма устанавливает закрытый перечень судебных актов, которые могут быть объектом проверки в порядке надзора.
Однако, как уже неоднократно отмечалось в литературе , фактически обратиться в надзорную инстанцию возможно только в отношении вынесенных в порядке кассационного производства определений Судебной коллегии ВС РФ.
Кассационная инстанция
Производство в кассационной инстанции регулируется Главой 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
Кассационную инстанцию называют еще как «Первая кассационная инстанция» или «Первая кассация» (второй кассационной инстанцией называют Кассационную инстанцию в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, см. далее).
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда (ч. 1 ст. 276 АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.
В общем случае, в кассационной инстанции споры разрешает арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд). В России действует 10 арбитражных судов округов.
Пример
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;
Арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело (ч. 1 ст. 289 АПК РФ).
НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ
- Судебные инстанции: определение, виды, сущность и особенности
- Надзорная жалоба по гражданскому делу: советы по составлению
- Надзорная жалоба: сроки подачи и образец
- Инстанции судов: понятие, виды и описание. Суд кассационной инстанции
- Надзорные органы РФ: права, полномочия. Прокуратура — надзорный орган
- Что такое представление прокурора? Кассационное и апелляционное представление прокурора
- Антимонопольный орган. Федеральная антимонопольная служба России
Количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, с каждым годом увеличивается, растет нагрузка на каждого судью. При обычном рассмотрении дел судья должен принять дело к производству, провести предварительное и основные судебные заседания, выслушать стороны, при необходимости назначить экспертизы, опросить свидетелей, произвести другие процессуальные действия, подготовить мотивированное решение. С целью уменьшения на судей для некоторых несложных споров был введен упрощенный порядок рассмотрения споров (упрощенное производство в арбитражном суде).
Стороны с момента поступления иска), решение выносится только в резолютивной части.
Но это не значит, что стороны должны занимать пассивную позицию и просто ждать, когда примут судебного акта. Они вправе предоставлять свои доказательства, знакомиться с аргументами другой стороны на сайте суда. При этом, необходимо успеть предоставить все дополнения и возражения до вынесения судебного решения.
Судья выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В определении суда:
- устанавливаются сроки для предоставления сторонами доказательств, отзыва (не менее 15 дней со дня принятия заявления), а также дополнительных документов (не менее 30 дней),
- указывается код для доступа к материалам дела.
Все поступившие от сторон документы размещаются на сайте в закрытом доступе.
Судья в рамках упрощенного производства в арбитражном суде рассматривает спор без вызова сторон, только на основе представленных доказательств.
Поэтому так важно позаботиться об их допустимости, относимости и достаточности, правильном оформлении, об обоснованности своих требований и возражений.
Порядок производства в суде надзорной инстанции
Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).
Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.
Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.
В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.
Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.
Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 УПК).
Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.
Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.
В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.
Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.
Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.
Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.
Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.
Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только при условии достижения им определенного возраста, установленного законом, а также при условии его вменяемости. Если же на момент совершения общественно опасного деяния лицо страдало душевной болезнью и вследствие этого не понимало характера совершаемых действий и не могло руководить ими либо если лицо заболело душевной болезнью после совершения преступления и в связи с этим потеряло возможность понимать фактический характер содеянного, то оно не может быть привлечено к ответственности и подвергнуто уголовному наказанию.
Однако если такие лица в силу характера своего заболевания и тяжести совершенных деяний представляют опасность для общества, то к ним должны быть применены принудительные меры медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера не являются мерами уголовного наказания. Но в связи с тем, что они существенно ограничивают конституционные права и свободы личности, их применение возможно только по решению суда.
Принудительные меры медицинского характера могут быть применены только при совокупности следующих оснований (ст. 433 УПК):
1) совершение лицом деяния, запрещенного уголовным законом;
2) совершение деяния в состоянии невменяемости либо наличие у лица в момент производства по делу психического расстройства, которое делает невозможным понимание им фактического характера содеянного;
3) опасность, которую представляет лицо для себя и других лиц вследствие характера своего заболевания и тяжести совершенного деяния.
Принудительные меры медицинского характера могут быть также применены к лицам, совершившим преступление и имеющим психические расстройства, не исключающие вменяемости. К данным категориям лиц принудительное лечение применяется при постановлении приговора и исполняется в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.
Развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Вынесение вердикта Президиума относительно надзорной жалобы
Вердикт, касающийся удовлетворения или неудовлетворения изучаемой нами жалобы, выносится Президиумом ВС России через голосование (решение принимается, если с ним согласилось большинство). Когда проголосовало одинаковое количество человек, жалобу надзорного плана не удовлетворяют.
Почему могут отменить решения суда?
- При нарушении актом суда прав и свобод, регламентированных Конституцией нашей страны, общими принципами и правилами международного права.
- По причине нарушения судебным актом прав и законных интересов граждан либо прочих публичных интересов.
- При нарушении однообразия в смысле и использовании судом правовых норм.
Статья 409 УПК РФ. Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу
- Основаниями отмены или изменения приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора являются основания, предусмотренные статьей 379 настоящего Кодекса.
- Определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что: 1) определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно; 2) определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу; 3) определение или постановление вынесено с нарушением требований настоящего Кодекса, которое повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления.
- Устранение обстоятельств, указанных в части пятой статьи 247 настоящего Кодекса, является основанием отмены приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора.
Понятие и задачи производства в надзорной инстанции
Надзорное производство
– исключительная стадия гражданского процесса, на которой компетентный суд по жалобе или представлению уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном, апелляционном порядке.
Предмет надзорного производства
– судебное решение, вступившее в законную силу.
Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное решение или определение, своевременно не обжалованное в кассационном порядке.
В зависимости от обстоятельств, вызывающих необходимость исправления судебных решений и определений, вступивших в законную силу, они могут быть пересмотрены в порядке надзора
или
по вновь открывшимся обстоятельствам.
Надзорное производство возбуждается сторонами и другими лицами, участвующими в деле, которые наделены правом обращения непосредственно в суд надзорной инстанции с жалобой на решения и определения, вступившие в законную силу.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.
Сущность пересмотра дел в порядке надзора.
Управомоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу решений и определений после предварительной проверки надзорных жалоб лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора, если он участвовал в деле.
Различие между жалобой и представлением
лишь в том, что обращение прокурора называется представлением. По существу представление прокурора не отличается от жалобы, так как оно возможно лишь при условии, когда прокурор участвовал в деле и проверяется в надзорной инстанции так же, как жалобы сторон и других лиц, участвовавших в деле, до передачи дела в надзорный орган.
На стадии надзора обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок.
Пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу,
– специфическая стадия гражданского судопроизводства. Она не связана с пересмотром решений в кассационном и апелляционном порядке. Надзорная инстанция может рассмотреть дело с момента вступления решения в законную силу.
Данная стадия является гарантией реализации прав и защиты законных интересов. Институт надзора выполняет ряд задач:
1) проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищая нарушенные права и интересы;
2) после рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального права.
Производство в надзорной инстанции состоит из следующих этапов:
подача надзорной жалобы или надзорного представления;
рассмотрение судом надзорной инстанции жалобы, протеста в течение 30 суток со дня поступления жалобы и принятие решения о необходимости надзорного производства;
рассмотрение дел в надзорном порядке;
вынесение решения. Процессуальная форма решения — постановление или определение.
В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:
оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
При пересмотре дела в порядке надзора соответствующая надзорная инстанция вправе внести определенные изменения в решение суда, если для того имеются основания (ст. 409 УПК). При рассмотрении же дела в порядке возобновления по вновь открывшимся обстоятельствам суд таких изменений в приговор и другие судебные акты не вносит. Он может только отменить их и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд либо отменить ранее вынесенное решение и прекратить дело, либо отклонить заключение прокурора (ст.,418 УПК). Возбудить производство, по общему правилу, по вновь открывшимся обстоятельствам может только прокурор (ч.1 ст. 415 УПК). Правом обжалования вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда наделены не только прокуроры, но и председатели соответствующих судов (ст. 402 УПК).
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Сущность и значение надзорного производства;
Надзорное производство – это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.
Производство в подзорной инстанции – самостоятельная акция уголовного процесса. Оно возникает тогда когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исполнена в кассационном порядке, такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменил или изменил. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанций или судебно-надзорным производством.
Сущность и значение пересмотра приговора, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судья надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационном производством. Разница же между ними, прежде всего, состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебного решения, которые возможно, уже обращены к исполнению, либо даже частично или полностью исполнены.
Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных судебных или прокурорских органов.
Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.
Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшения положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.
Кассационное производство открывается при условии нарушения процессуальных и материальных норм. Запрещается ставить вопрос о переоценке фактов, незаконности отказа приобщения новых доказательств на ранних этапах разбирательства.
В суде надзорной инстанции в гражданском процессе законом дан следующий перечень оснований для открытия дела:
- нарушены права и свободы, гарантированные Конституцией и международными правовыми документами;
- затрагиваются права и свободы неопределенного числа лиц (чаще всего речь идет о делах, открытых по инициативе прокуратуры);
- нарушено единство практики (игнорирование постановлений ЕСПЧ, КС РФ, постановлений пленумов и постановлений, принятых ранее в рамках надзора).
Таким образом, сущность надзорного производства в гражданском процессе в восстановлении нарушенных прав и свобод и в сохранении единства судебной практики.