В Госдуме указали на риски роста налоговой нагрузки на бизнес
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Госдуме указали на риски роста налоговой нагрузки на бизнес». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Как будет с 1 января 2023 года
Компании и ИП из ювелирной сферы должны будут перейти на ОСНО. Их налоговая нагрузка увеличится:
- Юрлица будут платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт.
- ИП придётся платить 20% НДС и НДФЛ по ставке 13–15%.
Сколько налогов может заплатить ИП с выручкой 5 млн рублей в год, если перейдёт с УСН на ОСНО?
- НДС 20% — 1 млн рублей. Это налог со всей стоимости изделий, но на самом деле предприниматель обычно платит его только с наценки, потому что уменьшает исходящий НДС на входящий. А если за три месяца выручка предпринимателя меньше 2 млн, то НДС он может не платить — п.1 ст. 145 НК РФ.
- НДФЛ 13% — 650 тыс. рублей. Итоговую сумму тоже можно снизить, если использовать профессиональные вычеты.
НДС: необходимые изменения
Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.
Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.
Если же налог с продаж будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов. Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.
Главным подтверждением является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это существенно поднимет экономику на новый уровень.
Все вместе это будет большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень, повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.
Что нужно запомнить о налоговой нагрузке
- Налоговая нагрузка бывает абсолютной и относительной. Абсолютная налоговая нагрузка — это общая сумма уплаченных бизнесменом обязательных платежей. Чтобы определить относительную налоговую нагрузку, нужно разделить эту сумму на выручку.
- Обычно для анализа используют относительную нагрузку, так как она позволяет оценить, насколько велико налоговое бремя для конкретного бизнеса.
- Если налоговая нагрузка бизнесмена ниже, чем средние показатели по отрасли или по региону, это может привлечь к нему внимание ФНС.
- Банки выявляют клиентов с низкой долей уплаченных налогов в расходах. Если операции клиента вызовут у банка подозрение в отмывании денег, банк может ограничить проведение операций по счету и установить дополнительный контроль за всеми операциями клиента.
- Если у вас есть объективные причины для снижения налоговой нагрузки, например льготы, лучше предупредите об этом банк. Это поможет избежать необоснованной блокировки счета по формальным признакам.
Примечательно, что на октябрьском заседании профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам, обсуждая поправки в Налоговый кодекс, вынес отрицательное заключение на этот законопроект. Депутаты считали, что повышение налогов негативно скажется на объёме инвестиций компаний и в перспективе может привести к снижению доходов регионов РФ, писали «Известия».
Хотя на пленарном заседании эти соображения не были учтены, опасения по поводу падения инвестиций, безусловно, оправданны. В первую очередь это может коснуться разработки новых месторождений или трудноизвлекаемых запасов. Очевидно, что в перспективе это может привести к падению добычи, а значит, и налоговых поступлений.
В связи с этим в законодательство вводятся различные преференции для таких объектов. И, хотя в Налоговом кодексе существует запрет на индивидуальные льготы, эти меры могут быть направлены на поддержку конкретных предприятий.
Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
- Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
- Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
- Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
- Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
- неверно определенный код вида деятельности;
- временные проблемы с реализацией;
- увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
- осуществление инвестиций;
- создание запаса товара;
- наличие экспортных операций.
Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:
Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.
Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:
- Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
- По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
- Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.
Как рассчитать налоговую нагрузку по виду деятельности в 2018 году
Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Причем в расчет берите уплаченные в бюджет суммы, включая НДФЛ. Такие разъяснения ФНС дала в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589. Сравните свои данные со среднем уровнем налоговой нагрузки по видам деятельности. При расхождениях заранее подготовьте пояснения. Налоговики могут запросить их перед тем, как пригласить вас на комиссию и назначить выездную проверку. По налогам инспекторы также рассчитывают нагрузку по отраслям в своем регионе. Она может отличаться от федеральной. У компаний есть возможность сравнить свои данные только с федеральным уровнем. Если региональный показатель выше федерального, компания узнает об этом от налоговиков. Скорее всего, они потребуют пояснения. Определить показатель налоговой нагрузки организации, сравнить его со средним по отрасли и сделать вывод о том, есть ли у вашей организации риски вызова на комиссию и выездной налоговой проверки, поможет специальный расчетчик от экспертов Системы Главбух.
Какие налоги повысятся с 2020 года?
На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:
- ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
- ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
- Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.
Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.
- Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
- НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
- Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
- Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
- Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.
Налоги: плата за цивилизованную жизнь или тяжелая ноша?
Уплата налогов – обязанность всех юридических и физических лиц. Это в идеале, а на практике все по-другому.
Недавно Игорь Сечин, глава «Роснефти», отметил, что его компания – главный налогоплательщик России. Одновременно с подобными заявлениями он ратует за налоговые послабления для своей компании. Имеет ли он какое-либо право требовать налоговые льготы? Кто должен платить налоги первой статьей?
Энергодобывающая сфера, как создающая низкую добавленную стоимость, должна облагаться самыми высокими налогами. Напротив, в высокотехнологичных и перерабатывающих сферах налоговая нагрузка должна быть существенно ниже. Именно эти отрасли имеют наибольшую добавленную стоимость, которая и дает большие налоговые поступления. Усилия налоговиков требуется направить на увеличение налогов в добывающей сфере.
Индивидуальные налоговые льготы запрещаются налоговым кодексом, о чем гласит отдельная статья. Налоговые послабления не могут быть представлены конкретному юридическому или физическому лицу. Льготы должны предоставляться по групповому принципу в единой конкурентной среде. При другом раскладе некто получит преимущества на профильном рынке, что негативно скажется на других игроках. Всегда должны соблюдаться справедливые условия конкуренции. В противном случае экономика регрессирует. Необходимость введения прогрессивного подоходного налога кажется уже просто необходимой.
Роль налоговой нагрузки для налогоплательщика
На основании показателей в среднем по отрасли, рассчитываемых и публикуемых ежегодно, налогоплательщик может определить возможность включения в план выездных проверок ФНС. На эти показатели можно опираться при сравнении показателей деятельности организации с критериями налоговых рисков. Этот показатель анализируется в динамике для целей включения в план проверок ФНС.
Также этот показатель рассматривают банки для принятия решения о выдаче кредита. Он не является основополагающим, но показывает уровень рентабельности при высокой налоговой нагрузке.
Важно! В расчет налоговой нагрузки планируется включить и страховые взносы, что соответствует практике других стран.
Налоговая нагрузка на российских налогоплательщиков в ближайшие пять лет увеличиваться не будет.
Министр финансов России А.Г. Силуанов
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Какой период рекомендуется брать для расчета нагрузки?
Ответ: Для расчета не имеет значения, промежуток для подсчета налоговой нагрузки: будь это 1 период или несколько. Для периода года складываются показатели по декларации.
Вопрос №2: Обязательно ли включать НДС, взимаемого с импортных товаров в РФ, и таможенных пошлин в расчет нагрузки?
Ответ: Оценка нагрузки по НДС налогоплательщику и ФНС. Для НДС рекомендуется использовать 2 показателя: доля вычетов в общей сумме НДС (от 80 до 100%, но не более 89%) и налоговая нагрузка по НДС как результат деления налога (из декларации) на величину налоговой базы.
В целом, оборот организаций рассчитывается Госкомстатом и включает выручку по данным бухучета без НДС. Так, покупатель является плательщиком НДС. Включение НДС на импортные товары и таможенные пошлины в расчет нагрузки не является целесообразным.
Уровень собираемости налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 1999 году
Уровень |
Регионы |
Высокий |
Республики: Адыгея, Ингушетия и Тыва |
Выше |
Республики: Карелия |
Средний |
Республики: Саха (Якутия), Коми и Северная |
Ниже |
Республики: Удмуртская, Дагестан, |
Низкий |
Республики: Чувашская, Алтай, Марий Эл, Бурятия, |
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Что думают представители ювелирного бизнеса
Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:
«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.
Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.
Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.
В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.
И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.
Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.
Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».