Расчет накладных расходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет накладных расходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Как выполняется расчет накладных расходов

Себестоимость конечной цены ГП – стоимостное выражение затраченных при производстве изделий ресурсов. Чтобы корректно определить стоимость продукции, необходимо не только включить в цену прямые затраты, но и не забыть про часть НР. При ценообразовании накладные расходы и сметная финансовая прибыль закладываются в специальную проектно-сметную документацию в целях бюджетирования, анализа и последующего контроля показателей. В процессе важно отталкиваться от общих методов формирования таблиц, но данные устанавливаются отдельно по каждому виду товара или услуги. Таким образом, основной целью плановой калькуляции является определение потребления накладных расходов и прямых на единицу изделия. Стоимость рассчитывается с учетом заложенной прибыли и налогов.

Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты предприятия на управление, организацию и обслуживание производства. Они не связаны напрямую с основным производством товаров или предоставлением услуг, а также не входят в стоимость материалов и оплату труда.

Накладные расходы таким образом – не относясь к процессу основного производства – обеспечивают нормальное функционирование компании или предприятия.

Накладные расходы закладывают в себестоимость товара, издержки его производства и обращения, но не прямо, а косвенно – пропорционально стоимости материалов и сырья, сумме заработной платы и так далее.

В итоге, накладными сметными расходами можно называть сопутствующие затраты, которые прямо не переносятся на себестоимость каждой единицы продукции, а подлежат распределению.

Также см. “Работа с накладными расходами: приказ на утверждение“.

Основной формой планирования затрат предприятия являются сметы, которые разрабатываются как в целом по организации, так и по центрам ответственности или по местам возникновения затрат. Могут составляться сметы и по назначению затрат (производственные затраты и накладны расходы), а также по видам продукции, работ, услуг.

Накладные расходы в смете — это один из действенных способов следить за затратами.

Сметы могут разрабатываться ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Обычно это делают на основе анализа фактических затрат за прошлые периоды.

В смете указывают виды затрат и планируемый расход. После прохождения периода проставляются фактические произведенные затраты, и в случае серьезных расхождений будет необходимо произвести пересмотр либо планируемых затрат, либо фактических.

Цели составления сметы:

  • помощь в планировании;
  • координация деятельности подразделений;
  • стимулирование деятельности руководителей подразделений;
  • управление производством;
  • оценка эффективности работы руководителей подразделений.

В течение сметного года руководитель обязан оценивать фактические результаты и пересматривать, уточнять смету на будущие периоды.

Нормы накладных расходов и сметной прибыли в строительстве

Накладные расходы и сметная прибыль в строительстве — понятия очень близкие друг к другу, поэтому при ответе на вопрос, что это — НР и СП в смете, следует иметь представление об обоих понятиях. Как уже было отмечено, распределение накладных расходов в строительстве по статьям затрат довольно широко на разные виды затрат. Сметная прибыль же включает в себя, как можно понять из названия, прибыль предприятия при строительстве любого объекта. Норматив накладных расходов и сметной прибыли в сметных формах может быть подсчитан одной строкой при подведении итогов, или же в каждой позиции сметы. Это будет зависеть от требований к сдаче сметной документации для проверки и утверждения в каждом конкретном случае.

Норма накладных расходов и сметной прибыли в строительстве имеет схожие черты в подсчете. И если есть метод, как посчитать накладные расходы в смете, то, очевидно есть и алгоритм подсчета размера сметной прибыли для каждого вида работ. Это касается и того, что учтено в накладных расходах в смете, ведь при учете сметной прибыли так же существует свой порядок и нормативы. Как можно увидеть на рисунке 2, существуют нормативы сметной прибыли по видам работ.

Структура прямых и накладных расходов по статьям

Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

Образец приказа об утверждении накладных расходов вы можете найти в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к примеру оформления этого документа.

Подробнее о составе расходов общехозяйственного назначения читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

Накладные расходы в смете

Что сидит в накладных расходах сметы и что включают накладные расходы в смете, было рассмотрено выше. Также были приведены некоторые формулы для понимания того, как считать накладные расходы. О том, что такое НР от ФОТ в смете и как считать НР от ФОТ в смете, легче всего получить представление, изучив пример сметы или хотя бы расценки из сметы.

На рисунке 3 приведен пример расценки в смете на светильник светодиодный накладной. Необходимо заметить, что в данном случае расценка применена спонтанно, то есть без обоснования применения данного конкретного шифра в виду отсутствия реальных проектных данных. Как можно увидеть, размер накладных расходов в данном случае составляет 95% от ФОТ. Уровень накладных расходов подсчитывается от вида работ и приводится до подведения общего итога. Следует отметить, что накладные расходы в «Гранд-смете» подсчитываются автоматически.

Как выполняется расчет накладных расходов

Себестоимость конечной цены ГП – стоимостное выражение затраченных при производстве изделий ресурсов. Чтобы корректно определить стоимость продукции, необходимо не только включить в цену прямые затраты, но и не забыть про часть НР. При ценообразовании накладные расходы и сметная финансовая прибыль закладываются в специальную проектно-сметную документацию в целях бюджетирования, анализа и последующего контроля показателей. В процессе важно отталкиваться от общих методов формирования таблиц, но данные устанавливаются отдельно по каждому виду товара или услуги. Таким образом, основной целью плановой калькуляции является определение потребления накладных расходов и прямых на единицу изделия. Стоимость рассчитывается с учетом заложенной прибыли и налогов.

Читайте также:  Пенсионная реформа для многодетных матерей

Сумма накладных расходов в смете

В зависимости от вида основной деятельности, планируемого получения прибыли, масштабов работ или производства, экономический отдел предприятия составляет плановую норму накладных затрат в общей смете.

Соответственно размер накладных затрат напрямую зависит от следующих факторов:

  • траты на заработную плату (ФОП — фонд оплаты труда);
  • расходы связанные с системным обслуживанием;
  • траты на управление;
  • траты связанные с монтажом;
  • все траты на другие виды работ и связанные с ними статьи по расходам.

Размер накладных расходов зависит от масштабов производства . И лучше всего рассчитывать размер накладных затрат по основным функциональным направлениям.

К примеру, это могут быть следующие нормативы:

  • по основным видам строительства;
  • по отдельным видам строительства (монтажные, ремонтные, наладочные и другие виды работ);
  • подсчет индивидуальных норм по конкретному виду работ.

Коэффициент накладных расходов

При определении цены реализации и для дальнейшего планирования важно определить величину, позволяющую увидеть соотношение прямых и накладных расходов, то есть вычислить процент накладных расходов от прямых затрат.

Для этого сумма накладных расходов делится на сумму прямых расходов (или на сумму одного из видов прямых затрат), а результат умножается на 100%. Чем продолжительнее будет период, за который берутся данные для вычисления, тем точнее будет полученное соотношение.

Пример

Общая сумма накладных расходов на предприятии за 2021 год составила 25500 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 23100 тыс. руб. Процент накладных расходов составил:

25500 тыс. руб. / 23100 тыс. руб. х 100 = 110,4%

В 2021 г. решено снизить накладные расходы до 70%, для чего проведено сокращение непроизводственного штата. В результате годовая сумма накладных затрат предприятия, при том же размере ФОТ основного персонала, составит 16170 тыс. руб. (23 100 тыс. руб. х 70%).

Нормы накладных расходов

Определять способ распределения накладных расходов организации следует с учетом своей специфики и масштабов производства. Для ряда отраслей существуют определенные нормативы и рекомендации, которые организации учитывают при оценке своих затрат. Например,

  • накладные расходы в строительстве нормируются постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, разъясняются письмами ведомства, а также специальными методическими указаниями Госстроя (МДС);
  • накладные расходы в химической промышленности – приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № ;
  • при добыче угля или сланца по нормированию накладных расходов ориентируются на положения инструкции Минтопэнерго РФ от 25.12.1996.

Расчет показателей экономической эффективности работы предприятия по формулам, представленным в пункт 1.3, приведен в таблице 2.7.

Таблица 2.7 – Показатели эффективности производства

Показатель

Ед. измерения

Значение

Годовой выпуск продукции

Полная себестоимость

Себестоимость единицы продукции

Прибыль от продаж

Чистая прибыль

Основные фонды

Годовой фонд заработной платы

Среднесписочная численность работников

Общая рентабельность

Расчетная рентабельность

Рентабельность продаж, %

Фондоотдача

Фондоемкость

Выработка

тыс.руб./чел.

Трудоемкость

Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции

Что такое социальное страхование

Социальное страхование — это система поддержки граждан при достижении ими пенсионного возраста или при состоянии их недееспособности. Оно проводится за счет средств бюджета государственного фонда. Также средства могут выделяться из частных или коллективных страховых фондов. Система создана с целью поддержки граждан в случае их нетрудоспособности.

Государственный комитет планирует отказаться от таких документов как медицинский полис, ИНН, пенсионное свидетельство, оставив только номер индивидуального лицевого счета.

В Российской Федерации социальному страхованию уделяется особое внимание. Из бюджета ФСС средства выделяются гражданам, достигшим пенсионного возраста, на пособия по инвалидности и по уходу за ребенком, семьям, потерявшим кормильца. ФСС так же выделяет средства на погребение граждан и на санаторно-курортные мероприятия для работников государственных предприятий, малоимущих граждан. Средства в фонд социального страхования поступают от всех государственных предприятий и граждан, работающих на этих предприятиях. Также фонд финансируется за счет государственных дотаций. Подробно узнать обо всех возможностях социального страхования можно в ФСС.

Читайте также:  Странная привычка желать смерти. Панические атаки.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Об организации учета затрат читайте в материале «Система учета производственных затрат и их классификация».

Размер накладных расходов в калькуляции

Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.

Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат — по другим.

Сложнее определить, как признаются нераспределенные накладные расходы. Возникают они по разным причинам: в силу колебаний рыночных цен предприятие может реализовать продукцию по сниженным ценам, могут повыситься цены на исходное сырье, измениться затраты на обеспечение сохранности и перевозки товаров и др. Компаниями принимаются решения о признании таких затрат в качестве расходов в отчете о финансовых результатах за период, когда они были понесены, а затем производится пересчет накладных в бюджетной смете фирмы в период, также установленный в учетной политике фирмы.

Калькулирование (от лат. са1си1аИо — счет, подсчет) — это система расчетов, с помощью которых определяются себестои­мость всей товарной продукции и ее частей, себестоимость кон­кретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделе­ний предприятия на производство и реализацию продукции.

Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения затрат предприятия с результатами его производственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и для других целей.

Объектами калькулирования в зависимости от особеннос­тей выпускаемой продукции и характера технологического процесса могут быть: технологический передел (1 т отливок, поковок, штамповок); деталь; сборочная единица (узел); изде­лие в целом; заказ на изготовление нескольких изделий.

В зависимости от полноты охвата калькуляционных статей рас­ходов на промышленных предприятиях различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная, полная.

В табл. 9.3 представлены статьи калькуляции с их распреде­лением по видам себестоимости продукции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *