Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Организация бухучета в КФХ зависит в первую очередь от правовой формы хозяйства. КФХ можно создать в виде юридического лица или без его образования. Во втором случае глава КФХ должен быть зарегистрирован, как ИП (п. 1 ст. 86.1 и п. 5 ст. 23 ГК РФ).
Как выбрать налоговую систему для КФХ
КФХ — это обычный налогоплательщик и должно вести налоговый учет на общих основаниях. Но в первую очередь нужно выбрать систему налогообложения, и здесь уже играет роль специфика деятельности.
На выбор налогового режима может повлиять множество факторов — размер прогнозируемой выручки, численность персонала и фонд оплаты труда, система налогообложения, применяемая крупными контрагентами и т.п.
При выручке до 60 млн в год КФХ в общем случае может использовать любой налоговый режим. Но в большинстве случаев наиболее выгодным будет единый сельхозналог (ЕСХН), когда бизнесмен платит всего 6% от прибыли.
При УСН в общем случае необходимо платить 6% от выручки или 15% от прибыли. Правда, здесь надо учесть, что в отдельных регионах ставки по «упрощенке» могут быть снижены.
С июля 2022 года бизнесмены с годовой выручкой до 60 млн руб. могут использовать новый налоговый режим — автоматическую упрощенную систему налогообложения (АУСН). Но для сельхозпроизводителей она, скорее всего, не выдержит «конкуренцию» с ЕСХН. При АУСН ставки выше, чем при обычной «упрощенке»: 8% от выручки или 20% от прибыли, а региональные льготы не предусмотрены.
Преимущество АУСН — отсутствие страховых взносов, но с учетом ограничения на численность сотрудников (до 5 человек), здесь вряд ли получится компенсировать разницу в ставках с единым сельхозналогом.
При патентной системе (ПСН) нужно платить 6% от вмененного, т.е. заранее определенного дохода. Поэтому такой вариант окажется выгодным по сравнению с ЕСХН, только если вмененный доход в регионе будет установлен на уровне существенно ниже, чем фактический доход КФХ.
Как вести налоговый учет КФХ при ОСНО
Применять ОСНО выгодно сельхозпроизводителям, у которых много контрагентов на такой же системе налогообложения. Тогда они могут взять к вычету существенную часть начисленного НДС.
Организации на ОСНО обязаны вести налоговый учет для расчета налога на прибыль. Стандартных форм регистров налогового учета здесь нет, но они должны соответствовать требованиям статей 313 и 314 НК РФ. Сельскохозяйственная организация может учесть при разработке налоговых регистров особенности своей деятельности.
Предприниматели на ОСНО должны отражать свои доходы и расходы в специальной книге, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н. Это стандартная форма, которую следует применять для любых видов деятельности.
Налоговый учет нужно вести и в том случае, если бизнесмен пользуется льготами по налогу на прибыль или НДФЛ.
Также все бизнесмены на ОСНО должны платить НДС и вести налоговый учет по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137.
Регистрация КФХ в качестве юридического лица: пошаговая инструкция
Государственная регистрация фермерского хозяйства производится в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденным Приказом ФНС России от 13.01.2020 года № ММВ-7-14/12@.
В целях государственной регистрации указанных субъектов предпринимательской деятельности ФНС России издан Приказ от 31.08.2020 года № ЕД-7-14/617@, в который специальная форма заявления о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица не включена, поскольку порядок государственной регистрации таких хозяйств действующим законодательством РФ не установлен.
Создание фермерского хозяйства
Создание фермерского хозяйства сопровождается всеми видами государственной поддержки, которые предусмотрены Государственной программой развития с/х на 2013-2020 гг. Кроме этого существуют специальные программы для поддержки фермеров. Основные функции фермерских хозяйств: производственная и социальная. В социальном плане фермерские хозяйства обеспечивают занятость населения на селе, что является очень актуальной проблемой, связанной с технологической модернизацией с/х производства.
Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств определяется следующим образом:
- КФХ, являющиеся юр. лицами;
- КФК, не являющиеся юр. лицами: индивидуальные предприниматели и договорные объединения.
Наличие прав и обязанностей
Хозяйство имеет право на:
- Самостоятельную деятельность;
- При наличии статуса юрлица реализовывать право собственности на продукцию;
- Использовать в личных целях полезные ископаемые;
- По согласованию с администрацией заниматься строительством;
- Получать компенсацию за удобрение земли в случае ее изъятия;
- Проводить мелиорацию и строительство искусственных водоемов;
- Являться арендодателем;
- Требовать установление или устранение сервитута.
Его обязательства:
- Использовать земли только в целевом направлении;
- Вести охрану земли;
- Платить пошлину за землю;
- Осуществлять деятельность только на своей территории;
- Своевременно рассчитываться по платежам любого уровня.
Документы для регистрации КФХ
Для регистрации крестьянско-фермерского хозяйства предусмотрена специальная форма заявления, которая во многом похожа на заявление для регистрации ИП. Заявление о регистрации КФХ подаётся по форме Р21002, утверждённой Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Требования к заполнению заявления по форме Р21002 аналогичны заполнению формы Р21001. Если будущий глава КФХ лично подает документы на регистрацию крестьянского хозяйства в налоговую инспекцию, то заверять заявление у нотариуса не требуется. Подписывают форму Р21002 в присутствии налогового инспектора.
Скачать бланк заявления для регистрации КФХ по форме Р21002
Следующий стандартный документ – копия паспорта заявителя. При личной подаче заявления на регистрацию КФХ копию паспорта у нотариуса заверять не надо. Оригинал паспорта надо иметь при себе, чтобы сотрудник ИФНС сверил его с копией.
Государственная пошлина за регистрацию крестьянско-фермерского хозяйства оплачивается на ту же сумму и по тем же реквизитам, что и для регистрации индивидуального предпринимателя. Подготовить квитанцию можно через сервис ФНС или попросить образец для заполнения в регистрирующей инспекции.
Если в крестьянско-фермерское хозяйство будет входить один человек, то на этом список документов для регистрации КФХ исчерпывается. Если же в хозяйстве будет действовать несколько лиц, но в инспекцию надо подать соглашение между членами КФХ.
К этому документу, как мы говорили выше, закон не предъявляет особых требований, кроме перечня обязательных сведений (статья 4 закона № 74-ФЗ). Так, соглашение должно определять права и обязанности членов КФХ, полномочия главы хозяйства, порядок распределения доходов. Конкретные условия определяются по договорённости между будущими собственниками фермерского хозяйства.
Скачать пример соглашения между членами КФХ
Документально доказывать родственные связи между членами крестьянского хозяйства не надо, потому что на ИФНС не возложены полномочия по проверке этих сведений. Какие последствия возможны, если окажется, что в КФХ входят лица, не связанные родством или свойством, закон не определяет.
Однако, среди оснований прекращения деятельности хозяйства есть и такое, как «по решению суда». То есть, вполне возможно, что по иску ИФНС или других заинтересованных лиц, КФХ может быть ликвидировано по причине отсутствия родственных связей между его членами.
Законодательная база о размерах участков
Во время определения конкретных наделов для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), личного подсобного (ЛПХ), КФК или сельскохозяйственного производства в обязательном порядке необходимо учесть максимально возможные легальные размеры. Таким определением занимаются представители местной администрации или действующая власть субъекта РФ. В случае если размер участка слишком обширный, собственнику будет отказано в занесении в кадастровый список. Такая система позволяет предостеречь накопление земельных участков у одного собственника или от мелкого дробления территории.
Федеральный нормативный акт «О крестьянском хозяйстве» №74 от 11.06.2003 предполагает возможную величину земельных участков. Для осуществления целевой деятельности.
Таблица: Возможные габариты наделов.
Населенный пункт | Минимальное значение | Максимальное значение |
---|---|---|
Москва | 0,02 | 40 |
СПб | 0,06 | 50 |
Пятигорск | 0,06 | 50 |
Новосибирск | 0,04 | 50 |
Хабаровск | 0,1 | 50 |
Екатеринбург | 0,1 | 50 |
Нижний Новгород | 0,03 | 25 |
Ростов-на Дону | 0,08 | 50 |
Как и минимальные значения, максимальные параметры КФХ и сх земель, регулируются законодательством субъекта РФ.
Определение понятия КФХ и его правовой статус
Фермерство – это группа людей, связанных родством, которые имеют в собственности имущество, занимаются совместно различными видами деятельности в сельском хозяйстве и распределяющих прибыль в зависимости от первоначальной вложенной доли с обязательным личным участием. Деятельность КФХ регламентируется федеральным законом № 74-ФЗ, и ГК по предпринимательству для юрлиц.
Законодательно деятельность КФХ регулируется следующими нормами права:
- № 201-ФЗ;
- № 264-ФЗ;
- ФЗ «Об обороте сельскохозяйственных земель»;
- ФЗ «О качестве и безопасности продуктов»;
- НК РФ;
- ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельхозстрахования».
Законы в сегменте сельского хозяйства постоянно обновляются и совершенствуются.
Глава хозяйства регистрирует ИП или ООО, а деятельность ведётся без образования юрлица. Это зависит от рода деятельности, области бизнеса, количества учредителей и других показателей. «Фишка» в том, что КФХ не юридическое лицо, но нормы права к нему применяются как юридическому. Членами объединения могут быть не только граждане РФ, но и лица без гражданства или иностранные граждане, главное – это, чтобы все члены состояли в родстве.
КОРПОРАТИВНЫЕ |
||
Хозяйственные товарищества |
||
полное товарищество |
товарищество на вере |
|
Хозяйственные общества |
||
общество с ограниченной ответственностью |
непубличное акционерное общество |
публичное акционерное общество |
Производственные кооперативы (артели) |
||
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
||
Хозяйственные партнерства |
||
УНИТАРНЫЕ |
||
Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения
|
||
ГУП (федеральное) |
ГУП (субъекта РФ) |
МУП (муниципальное) |
Унитарные предприятия на праве оперативного управления |
||
Казенное предприятие (федеральное) |
Казенное предприятие (субъекта РФ) |
Казенное предприятие (муниципальное) |
Легальное понятие акционерного общества содержится в п. 1 ст. 96 ГК: акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Наиболее значимые черты акционерного общества:
— акционерное общество является чисто капиталистическим объединением, открытой корпорацией;
— акционерное общество является инструментом привлечения денежных средств больших неопределенных групп лиц;
— правовой режим акционерного общества построен на исключительно императивном методе регулирования, удельный вес диспозитивных норм ничтожно мал.
Правовое положение акционерного общества определяется нормами ГК, а также Законом об акционерных обществах. Кроме того, в связи с тем, что способом присвоения корпоративных прав является ценная бумага — акция, на правовое положение акционерного общества прямое воздействие имеет «ценнобумажное» право.
В соответствии с законом выделяются два вида акционерных обществ — публичное и непубличное.
Публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК). Все иные акционерные общества являются непубличными.
В отношении публичного акционерного распространяются повышенные меры государственного контроля, именно такое общество публично раскрывает значительный объем информации о своей деятельности. Причиной такого подхода является источник формирования имущества публичного общества: публичное акционерное общество предлагает неопределенному кругу лиц приобрести его акции за деньги, т.е. стать акционером в обмен на корпоративные права, прежде всего потенциальную неочевидную возможность получения дохода в виде дивидендов.
При создании акционерного общества формируется уставный капитал, минимальный размер которого для публичных акционерных обществ составляет 100 тыс. руб., для непубличных — 10 тыс. руб. Особенностью формирования уставного капитала акционерного общества является способ размещения акций, который заключается в выполнении предписаний законодательства о рынке ценных бумаг, касающихся регистрации выпуска (эмиссии) акций и оплаты таковых. Регистрацию выпусков ценных бумаг осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Все последующие операции с уставным капиталом (как увеличение, так и уменьшение) также осуществляются в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг и связаны с регистрацией выпусков акций. Существо процедуры регистрации выпусков акций сводится к проверке Банком России условий такого выпуска, обеспеченности выпускаемых акций действительным наполнением имуществом и выдаче разрешения на допуск таких акций для оборота на рынке ценных бумаг.
Поскольку в уставном капитале акционерного общества может участвовать значительное число лиц, зачастую уставный капитал является «распыленным», «дисперсным», степень корпоративного контроля каждого отдельного акционера — незначительной, в связи с чем акционеры могут объединяться в группы для совместного осуществления прав по акциям. Формой закрепления взаимных прав и обязанностей для совместного осуществления таковых является акционерное соглашение (ст. 32.1 Закона об акционерных обществах).
Поскольку акционерное общество является капиталистическим объединением, прекращение участия в нем допустимо исключительно путем продажи акций. По общему правилу состав акционеров меняется помимо и против воли акционерного общества (акции находятся в свободном обороте). Возможность исключения акционера из непубличного акционерного общества, установленная абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК, по смыслу правовой природы такой корпорации должна применяться в виде исключения и не должна иметь широкого распространения.
В публичном акционерном обществе обязательными являются четыре органа: высший орган — общее собрание акционеров, орган управления и контроля — совет директоров, исполнительный орган и контрольный орган — ревизионная комиссия.
В публичном акционерном обществе обязательно создается совет директоров. В непубличном акционерном обществе функции совета директоров может осуществлять общее собрание акционеров.
ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).
Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.
Юридические нюансы оформления КФХ
При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:
- Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
- Данные о главе хозяйства.
- Права и обязанности участников объединения.
- Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
- Порядок вступления в объединение или выхода из него.
- Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
- Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.
Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение. Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.
Правовые особенности КФХ
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.
Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.
Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.
Несмотря на то, что законодательной чёткости в определении крестьянско-фермерское хозяйства нет, в России его регистрируют достаточно часто. По состоянию на 1 марта 2017 года в ЕГРИП числилось 150 634 КФХ, из них в 2016 году зарегистрировано 25 845 субъектов.
Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:
- основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
- крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
- главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
- смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
- членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
- допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
- члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
- имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
- сделки от имени КФХ заключает его глава;
- фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
- член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
- в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.
По своей правовой природе (наличие нескольких членов, действующих по соглашению и имеющих доли в совместном имуществе) фермерское хозяйство похоже на юридическое лицо, но полная имущественная ответственность по обязательствам сближает его с ИП.
В целом, если вы хотите начать бизнес в аграрной сфере, то регистрация крестьянского фермерского хозяйства необязательна. С таким же успехом можно открыть ООО или ИП, которые будут работать на специальном налоговом режиме ЕСХН.
Пожалуй, основной причиной популярности регистрации КФХ в России можно назвать специальные программы господдержки, многие из которых спонсируют именно крестьянские хозяйства, а не ИП или организацию. Если вас привлекла одна из таких госпрограмм поддержки начинающих фермеров, мы расскажем, как зарегистрировать фермерское хозяйство в налоговой инспекции.
Сегодня фермеры могут провести регистрацию объединения как юридического лица или полностью отказаться от этой процедуры. Сейчас нет четких правил, прописанных в законодательстве, относительно процесса регистрирования КФХ. Поэтому КФХ имеют право работать как без какой-либо регистрации, так и как юридическое лицо.
Также КФХ разрешено регистрироваться в качестве ИП, который планирует осуществлять свою деятельность самостоятельно или задействовав для этого наемных работников. Физическое лицо тоже имеет право единолично провести регистрацию КФХ и самостоятельно осуществлять свою деятельность. Таким образом, есть несколько вариантов создания КФХ. Перечень типов организации объединения:
- Фермер не обладающий статусом индивидуальный предприниматель, который оформляет регистрацию и занимается ведением хозяйства самостоятельно;
- Добровольное соглашение нескольких лиц с оформлением регистрации юридического лица;
- ИП;
- Добровольное объединение нескольких лиц без оформления регистрации юридического лица.
На данный момент сельскохозяйственную сферу невозможно назвать такой, которая преуспевает. Невзирая на то, что продукты питания сегодня пользуются огромным спросом среди населения, их производство и реализация требуют серьезных вложений.
Такая форма хозяйствования как КФХ может отлично подойти для тех фермеров, у которых уже есть соответствующий опыт в производстве и реализации продукции аграрной сферы. Не стоит забывать о том, что основной целью таких объединения является производство товаров для реализации, а не для своего собственного использования. По этой причине не лишним будет составить бизнес-план, а еще предварительно подготовить каналы, через которые будет происходить реализация готовой продукции.
Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ)?
Крестьянское хозяйство — особая исторически сложившаяся форма хозяйствования, присущая аграрному производству и сельскому укладу жизни.Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) закреплено в статье 1 Закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Закон о КФХ). Это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Членами такого хозяйства могут быть (п. 2 ст. 3 Закона о КФХ):
- супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей;
- граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать 5 человек.
Создавать КФХ имеют право дееспособные граждане РФ, а так же иностранные и лица без гражданства. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, должны заключить между собой соглашение (ст. 4 Закона о КФХ).