Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, –
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Исключение из общего правила

Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 № 1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 № 39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.
Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Комментарий к статье 255 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливов морей.

Законодательство о недрах состоит из Федеральных законов от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации” (с послед. изм.), от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (с послед. изм.), от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (с послед. изм.); Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах” (с послед. изм.); Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г., и иных нормативных правовых актов. Положения общего характера по охране или застройке территорий закреплены также в Градостроительном кодексе РФ.

Предмет преступления – содержимое недр (полезные ископаемые, добыча и использование которых природопользователями требует специального разрешения, в том числе уголь, нефть, газы, руды, нерудные полезные ископаемые, воды, драгоценные металлы и драгоценные камни).

Полезные ископаемые классифицируются на твердые (угли, руды и др.), жидкие (нефть, воды, в том числе минеральные), газообразные (природные горючие и инертные газы). На практике зачастую сложность вызывает определение драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” к драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, осмий, родий, рутений).

Драгоценными камнями Закон признает природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также жемчуг. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ювелирной промышленности и торговле используется классификация с учетом рыночной стоимости драгоценных камней, применения их в ювелирных изделиях и предметах художественно-камнерезного промысла. Согласно этой классификации к драгоценным камням относятся: алмаз, рубин, изумруд, сапфиры (синий, зеленый, оранжевый и фиолетовый), александрит, благородный опал (белый и огненный), благородный жадеит, демантоид, шпинель, аквамарин, топаз, родолит, циркон, турмалин, альмандин, лунный и солнечный камни, хризолит, цитрин.

Классификация, выработанная геолого-минералогической наукой (академиком А.Е. Ферсманом и М. Бауэром), к драгоценным камням относит более 60 минералов, которые, в свою очередь, делятся на три порядка.

Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Для привлечения нарушителя к ответственности, в его деяниях должен присутствовать состав преступления. Данное понятие базируется на совокупности четырех признаков:

  1. Субъект преступления. Это лицо, совершающее противоправные деяния. В данном случае это гражданин, достигший 16-летнего возраста, или юридическое лицо, ведущее незаконную деятельность по добыче песка.
  2. Субъективная сторона преступления. Заключается в отношении субъекта к содеянному. Разработка земных недр не может осуществляться без прямого умысла. В данном случае преступник осознает или как минимум догадывается, что он нарушает закон.
  3. Объектом преступления является безопасность природоохранной территории, нарушение правил охраны и использования земных недр.
  4. Объективная сторона преступления. Это способ совершения противоправных действий, внешние признаки преступления, которые доступны для изучения и наблюдения.
Читайте также:  Пошаговый образец составления доверенности на принятие наследства

Во Всероссийском обществе охраны природы считают, что ситуацию может исправить создание страхового фонда, куда уходили бы обязательные отчисления с каждого кубометра добытых ископаемых. Эти деньги должны тратиться на рекультивацию, и тогда те нелегальные копатели, для которых восстановление участка после добычи является главным пугающим фактором при оформлении лицензии, перейдут в стан легальных. Общественники уверены: рекультивация, сосредоточенная в одних руках, пойдет веселее. Прежде чем приступить к добыче песка, нужно снять с участка и как-то утилизировать верхний слой грунта. Единая структура, занимающаяся восстановлением недр, легко могла бы «жонглировать» этим грунтом, направляя его от тех, кто только начинает разработку карьера, к тем, кто ее заканчивает и думает, чем бы засыпать яму. Подобную идею, к слову, сейчас пробуют реализовать в Арктической зоне РФ.

А для усиления контроля за черными копателями ВООП предлагает регулярно сверять спутниковые снимки с базой данных по разрешенным карьерам. Технически, утверждает Расулмухамедов, это сейчас легко сделать. Такая сверка помогла бы остановить охочих до легких денег недродобытчиков на начальной стадии разработки карьера.

Предметом нарушения правил охраны и использования недр определяются недра, то есть та часть земной коры, которая располагается ниже почвенного покрова, а если его нет, то ниже земной поверхности или дна водоемов, доступных для геологического исследования.

Объективная сторона выражается в нарушении правил использования недр при совершении хотя бы одного из действий, перечисленных в статье 255 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленной и по неосторожности. В первом случае гражданин вполне осознает всю противоправность совершаемого им поступка, но все же допускает его и хочет наступления его негативных последствий.

Если он понимает всю общественную опасность и противозаконность его деяния, не хочет наступления его результатов, но допускает их появление либо относится к тому, что они могут иметь место, безразлично, то это будет уже косвенный умысел.

При неосторожном виде вины лицо не знает о возможных последствиях своего злодеяния, хотя при должной осторожности и внимательности оно могло бы и понять, что они наступят. В другом случае гражданин хоть и знает о возможном негативном результате его проступка, но относится к этому с небрежностью или равнодушием.

Мотивы и цели преступников при этом значения для квалификации деяния не имеют.

Состав преступления – материальный. Оно считается оконченным тогда, когда вред уже нанесен.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах

Составы преступлений в данной области предусмот­рены в ст. 255 УК РФ, которая предусматривает уголов­ную ответственность за нарушение правил охраны и ис­пользования недр, и в ст. 253 УК РФ, в соответствии с которой уголовно наказуемым является нарушение зако­нодательства РФ о континентальном шельфе и об исклю­чительной экономической зоне РФ.

Уголовно-правовая норма, содержащаяся в ст. 255 УК РФ, является специальной по отношению к норме, пре­дусмотренной ст, 246 УК РФ, в которой сформулированы признаки экологического преступления, состоящего в нарушении правил охраны окружающей среды при про­изводстве работ.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются недра, а также площади залегания по­лезных ископаемых, то есть часть земной и водной повер­хности, под которой выявлены полезные ископаемые.

  • Объективную сторону данного преступления образуют:
  • 1)деяние в форме действия либо бездействия, состо­ящее в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строитель­стве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно­добывающих предприятий или подземных соору­жений, не связанных с добычей полезных ископа­емых, а также самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
  • 2)общественно опасные последствия в виде причине­ния значительного ущерба;
  • 3)причинная связь.
  • Нарушения правил охраны недр могут состоять в на­рушении требований, предусмотренных Законом РФ «О недрах», и могут выражаться в форме затопления, пожа­ров, снижающих качество полезных ископаемых, в заг­рязнении недр, непринятии мер по обеспечению наибо­лее полного извлечения полезных ископаемых и в других формах.

Признаки самовольной застройки площадей залега­ния полезных ископаемых устанавливаются в соответ­ствии с требованиями, содержащимися в ст. 25 Закона РФ «О недрах».

Согласно данной норме проектирование и строитель­ство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений об отсутствии, полезных ископаемых в недрах по участкам, подлежащим застройке. Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается с разрешения указанных органов только при условии обеспе­чения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Соблюдение правил застройки площадей залегания по­лезных ископаемых при отсутствии указанного разрешения не устраняет незаконности застройки. Данный состав является материальным, поскольку в качестве его обяза­тельного признака законодатель предусмотрел наличие значительного ущерба.

Последствия в виде значительного ущерба связаны с нарушением экологического состояния объектов и могут выражаться в выведении из эксплуатации месторожде­ний, затруднении эксплуатации месторождений в других неблагоприятных последствиях, которые оцениваются судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Преступление считается оконченным с момента при­чинения значительного ущерба.

Субъективную сторону данного деяния составляет кос­венный умысел. Лицо, осознавая общественную опасность нарушения им правил охраны и использования недр, пред­видит возможность либо неизбежность наступления обще­ственно опасных последствий, но сознательно допускает это или относится к наступлению последствий безразлично.

  1. При оценке субъективной стороны деяния учитыва­ются обстоятельства, исключающие преступность дея­ния, такие, как обоснованный риск, исполнение прика­за или распоряжения.
  2. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу своих должностных обязанностей несет ответственность за соблюдение тре­бований охраны недр и окружающей природной среды в процессе эксплуатации недр либо застройки площадей залегания недр.
  3. Понятие и характеристика соглашения о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:

— определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. — определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее — компенсационная продукция).

Читайте также:  Порядок рассмотрения искового заявления в районном суде

При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90 процентов общего объема произведенной продукции — раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период; — передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

  • — получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
  • В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который описан выше.

Прокуратура разъясняет вопрос о правоприменительной деятельности, направленной на защиту государственных интересов в сфере изучения и разработки месторождений полезных ископаемых

Вопрос о правоприменительной деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, направленной на защиту государственных интересов в сфере изучения и разработки месторождений полезных ископаемых, становится все более актуальным с учетом активного развития отраслей по добычи полезных ископаемых в РФ. Нынешнее законодательство о недрах «разрывает» право на недра и
право на поверхность земли. Это позволяет признавать недра во всех случаях государственной собственностью. Однако фактически допускаются исключения, когда дело касается малоценных (так называемых общераспространенных) полезных ископаемых непромышленного значения вроде торфа, сапропеля, песка, глины, камня, некоторых подземных вод.

Для их регулирования рыночных отношений в сфере недропользования, был принят Федеральный закон «О недрах», последняя редакция которого относится к 2000 году. Согласно этому Закону к изучению и разработке недр допускаются как государственные, так и частные предприятия, в том числе иностранные компании, которые, несомненно, испытывает трудности в связи с тем, что иностранцы в РФ не могут быть собственниками земли. Все недра земли остаются в собственности государства, и за их разработку полагается определенная плата. Месторождения полезных ископаемых должны сдаваться для разработки на конкурсной основе и предоставляться тем претендентам, которые предложат за них наивысшую цену.

На протяжении ряда лет становится известно о многочисленных случаях незаконной хищнической добычи песка, торфа, угля, нефритового камня и т.д., во многих случаях сопряженных с нелегальными способами их реализации с последующей контрабандой за границы Российской Федерации. Однако уголовно-правовому противодействию криминализации отраслей недропользования мешает целый ряд обстоятельств. Так, анализ следственной и судебной практики выявляет неоднозначный подход правоприменителя при квалификации деяний, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых, в том числе общераспространенных.

Например, следственными органами ГСУ ГУ МВД России в 2012 г., по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ квалифицированы действия лиц, незаконно изъявших из горной выемки в районе «Подземгаза» г. Киселевска Кемеровской области более 16600 тонн угля на обшую сумму 18592 миллионов рублей. Напротив, по факту совершения неустановленными лицами в период с 2000 по 2010 г. незаконной добычи каменного угля в количестве более ста тыс. тонн на неопределенном участке недр, расположенном между границами горных отводов, предоставленных в недропользование ОАО УК «Южкузбассуголь» и ОАО «Междуречье» на территории Кемеровской области, уголовное дело возбуждено и расследуется по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, — незаконное предпринимательство.

В практике встречаются случаи привлечения лиц, виновных в незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, например угля, песка, гравия и т.д., по ст. 255 УК РФ — за нарушение правил охраны и использования недр. Принципиальным является вопрос правомерности применения понятия хищения к тем объектам недвижимости — участкам недр, которые содержат полезные ископаемые, в т.ч. общераспространенные: нефть, уголь, торф, песок и т.д.

В настоящее время в теории уголовного нрава и в уголовном законодательстве выстроена традиционная система имущественных преступлений, в которой не находится места пониманию некоторых объектов недвижимости, например содержащихся в участках недр полезных ископаемых, как предметов хищения. Понятие хищения может применяться к тем объектам недвижимости, в т.ч. участкам недр (горным отводам) федерального, регионального и местного значения, содержащим полезные ископаемые, в т.ч. общераспространенные, которые могут находиться в чьей-то собственности или в частном владении (пользовании) при соблюдении ряда условий. Например, в случае неправомерного завладения уже добытыми из окружающей природной среды полезными ископаемыми, вне зависимости от того, законно или незаконно они добыты.

Подобный подход к применению понятия хищения может быть использован и при неправомерном завладении геологически изученными и
разведанными, но не добытыми из участка недр полезными ископаемыми. Это следует из понятия недропользования, включающего в себя, помимо добычи полезных ископаемых, и мероприятия по их отысканию и последующему изучению. Учитывая, что участки недр, на которых производится незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых, практически всегда являются разведанными и учтенными в качестве объектов недропользования соответствующими органами государственной власти, следует считать полезные ископаемые в таких участках недр обособленными от окружающей природной среды и обладающими признаками предмета хищения. Часто в практике полезные ископаемые признаются предметом хищения лишь в том случае, если они находятся в пределах горного отвода, находящегося в распоряжении пользователя недр, которому такой отвод предоставлен уполномоченным государственным органом, т.е. определенным образом обособлены.
Подобное понимание предмета хищения применительно к полезным ископаемым неоправданно сужает сферу применения статей Особенной
части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против собственности но высказанным выше соображениям. Вполне очевидно то обстоятельство, что разведанные в соответствии с определенными промышленными технологиями и учтенные государственными органами месторождения полезных ископаемых также обособлены от окружающей природной среды, т.к. труд людей — специалистов соответствуюш,его профиля был направлен на такое обособление. Как правило, такого рода обособление содержащихся на участках недр полезных ископаемых происходит по причине того, что собственник в лице уполномоченных органов государственной власти и управления намерен в будущем отделить (добыть) предмет — полезные ископаемые — от участков недр для их последующей реализации в качестве экспортного продукта либо для удовлетворения потребностей собственного населения.

Не существует каких-либо причин не рассматривать незаконную добычу полезных ископаемых на таких участках недр как хищение, однако при этом следует учитывать конкуренцию норм против собственности и норм об экологических преступлениях (например, ст. 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр), а в ряде случаев и конкуренцию административно-правовых норм (например, ч. 3 ст. 8.13 Ко АП РФ —
незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля и т.д.).

Читайте также:  НДФЛ с аванса и зарплаты в феврале 2023

Сложившаяся ситуация отсутствия единообразия в применении уголовного закона в столь важной сфере функционирования хозяйственного
механизма государства, как разработка и добыча полезных ископаемых, в т.ч. общераспространенных, не способствует борьбе с криминальным
проникновением преступного элемента в целые отрасли недропользования.

Комментарий к статье 255 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения по обеспечению экологической безопасности, рационального использования и охраны недр, дополнительный — материальные интересы граждан, организаций, государства;
2) объективная сторона: нарушение правил охраны и использования недр при совершении хотя бы одного из нижеперечисленных действий (бездействия): проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
3) субъект: лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию соответствующих объектов;
4) субъективная сторона: возможна как умышленная, так и неосторожная форма вины.

Преступление считается оконченным с момента причинения значительного ущерба (понятие оценочное, всякий раз устанавливается судом самостоятельно).

2. Применимое законодательство. ФЗ «О недрах» (ст. 6, 11, 18-22).

3. Судебная практика. Постановление ВС РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Квалификация преступлений

Согласно комментариям к ст. 255 УК РФ, нарушением прав государства на недра, воды и леса считается их использование или добыча без наличия у физ. или юр. лица соответствующей лицензии, выдаваемой федеральными органами.

Подобное преступление следует отграничивать от смежных от него деяний, наказания за которые назначают по статьям 8.9—8.11 КоАП РФ. Они отличаются тем, что их признаком не определяется нанесение серьезного ущерба, а их общественная опасность – в нарушении законов РФ о недрах.

Если было установлено, что правонарушение административное, то уголовную ответственность за нарушение законодательства о недрах не накладывают, а наказания назначают согласно ст. 8.9-8.11 КоАП РФ. Они представляют собой выплаты штрафов в различных размерах для физлиц и юрлиц.

Допустим, в нарушении охраны и эксплуатации недр виновно лицо, которое для этого использует свое служебное положение. При наличии прочих квалифицирующих признаков преступление будет определено по совокупности со статьями 201 (злоупотребление полномочиями) и 285 (злоупотребление должностным положением) УК РФ.

Внимание! Отдельно стоит отметить, что предметом нарушения условий пользования недрами не может быть жемчуг, так как это продукт органического происхождения, а значит, не имеет никакого отношения к полезным ископаемым. Отсюда можно вывести, что и противоправная добыча ракушек-жемчужниц квалифицируется не по ст. 255 УК РФ, а по ст. 256.

Как получить разрешение на добычу песка

Перед тем как обратиться за лицензией на право добычи песка, необходимо получить предварительное согласие местного органа, уполномоченного на управление земельными ресурсами. Если участок, на котором планируется производить добычу песка, находится в частной собственности, то его отчуждение можно получить при наличии согласия на отвод земли под недропользование.

После получения таких одобрений следует составить проект работ по недропользованию. Поскольку лицензия выдаётся на каждый вид работ с полезными ископаемыми, то и проект работ следует составить с учётом добычи только песочка. Если предполагается вылов, то лицензионный орган, осуществляющий регистрацию организации в качестве лицензиата, является Федеральным агентством по недропользованию.

Другой комментарий к Ст. 255 Уголовного кодекса Российской Федерации

Самострой означает самовольное, без надлежащего на то разрешения возведение сооружения на территории залегания полезных ископаемых.

В судебной и следственной практике по-разному решается вопрос о возможности квалификации безлицензионной (самовольной) добычи полезных ископаемых по ст. 255 УК РФ.

Самовольная застройка — возведение без надлежащего на то разрешения постоянных или временных строений на площадях залегания полезных ископаемых.

Песок – незаменимый материал в строительстве и других сферах жизни. В отношении него также действуют особые правила получения разрешений на добычу.

Незаконная добыча песка – это, безусловно, хороший бизнес, но, прежде всего, уголовно наказуемое деяние, за которое можно даже получить реальный срок лишения свободы.

В большинстве случаев к ответственности нарушителей правил добычи песка будут привлекать по Административному кодексу, а непосредственно по 3 части статьи 8.13 КоАП РФ. Эта законодательная норма содержит 8 диспозиций, в том числе и добычу песка.

Соответственно, на федеральном уровне регулируется добыча таких полезных ископаемых, как нефть, газ, уголь, драгоценные камни, драгметаллы и прочие ископаемые. К зоне регулирования местных органов исполнительной власти относятся общераспространённые полезные ископаемые – песок, гравий, торф, глина и прочие.

Такие мероприятия имеют, скорее, профилактический эффект, так как возбудить в отношении нелегальных золотодобытчиков уголовные дела зачастую оказывается проблематично. Законодатель установил, что для наступления уголовной ответственности незаконный оборот должен быть совершён в крупном размере – на сумму свыше 2250 тысяч рублей, что соответствует стоимости примерно 1 килограмма золота.

Чтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.
Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.

Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.

Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин. К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст. 255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» говорит, что защита мест залежей природных ресурсов является частью определения «охрана окружающей среды». Недрами вправе пользоваться граждане, организации, в том числе и иностранные компании, занимающиеся строительством на территории страны. Если иностранная компания нарушит закон на территории России, то и отвечать она будет по Российскому законодательству.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *