Статья 48. Основания прекращения сервитута
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 48. Основания прекращения сервитута». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.
Способы отмены сервитута
Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:
- По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
- Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
- Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
- Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
- Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
- Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
- Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
- Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
- Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
- Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
- Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
- Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.
Комментарии к ст. 48 ЗК РФ
1. Статьей 276 ГК РФ установлены два основания прекращения частного сервитута, и в обоих случаях инициатива такого прекращения должна исходить от собственника земельного участка, обремененного сервитутом.
Собственник такого участка может потребовать прекращения сервитута:
ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен,
в случае, когда в результате обременения сервитутом земельный участок не может использоваться в соответствии с его целевым назначением. Такая ситуация может сложиться, когда, например, сельскохозяйственная организация пользуется правом прогона скота через соседний участок, принадлежащий фермеру (частный сервитут), и в связи с постоянной потравой посевов этим скотом фермер не может выращивать необходимые ему сельскохозяйственные культуры.
Причем во втором случае прекращение сервитута осуществляется только по решению суда, тогда как в первом возможно соглашение сторон.
2. Для случаев публичного сервитута комментируемая статья устанавливает только одно основание прекращения — отсутствие общественных нужд, для которых он был установлен. Оно аналогично указанному в п. 1 данной статьи отпадению необходимости в частном сервитуте. Но если частный сервитут в этом случае просто прекращается по требованию собственника земельного участка, то для отмены публичного сервитута необходимо принятие соответствующего акта, поскольку публичный сервитут в соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом.
Может возникнуть вопрос, как быть, если установление публичного сервитута привело к невозможности использования земельного участка. В аналогичной ситуации, как отмечалось выше, в отношении частного сервитута может ставиться вопрос о его прекращении. В случае же публичного сервитута применяется иная норма — п. 7 ст. 23 ЗК РФ, в силу которой собственник, землевладелец и землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В комментируемой статье не указано такое основание прекращение сервитута, как истечение срока, на который он устанавливался. Но так как ст. 23 (п. 4) ЗК РФ предусматривает возможность установления срочных сервитутов, такие сервитуты, естественно, по окончании соответствующего срока прекращаются.
Основания прекращения публичного земельного сервитута
Для того, чтобы прекратить сервитут, установленный для общественных целей, нужно разобраться с причинами его отмены.
Так, публичный сервитут можно отменить по следующим причинам:
- Причины, по которым публичный сервитут устанавливался, отпали
- Срок действия сервитута истек
- Нарушение правил постановки публичного сервитута
- Отсутствие возможности использования сервитута в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, на котором установлен такой сервитут
- Нарушение законодательства пользователем сервитута, в рамках деятельности, для которого был установлен такой сервитут
Основания прекращения публичного земельного сервитута, установленного для особых целей
Тем не менее, публичный сервитут, установленный для особых целей можно прекратить и до установленного соглашением об установлении сервитута срока. А причины следующие:
- Земля, на которой установлен сервитут, не используется более двух лет
- Оплата за пользование сервитутам не вносится
- В случае, если сам пользователь отказывается от сервитута
Стоит понимать, что указанный перечень не является исчерпывающим. Тем не менее, наличие причин, не предусмотренных действующим законодательством, придется доказывать в суде.
При этом важно отметить, что множество документальных доказательств можно получить только используя адвокатские, либо судебные запросы, поскольку ответчик вряд ли согласится предоставить их вам добровольно.
пользования земельным участком
Как следует из ст. 24 ЗК РФ, существует семь вариантов предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование (гражданам и юридическим лицам), включая предоставление служебных наделов. Представляется логичным говорить об общих правилах прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком (в основном они предусмотрены ГК РФ) и особенностях прекращения права пользования служебным земельным наделом.
Общие правила заключаются в том, что договор может быть прекращен по истечении его срока либо расторгнут досрочно в добровольном (при отказе от участка) или принудительном (судебном) порядке. Основания для расторжения указаны в ст. 698 ГК РФ и конкретизированы п. 2 ст. 45 ЗК РФ, причем последние не все применимы к прекращению права безвозмездного срочного пользования (например, в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования). Каждая из сторон договора вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока (ст. 699 ГК РФ). Срок договора безвозмездного срочного пользования в ряде случаев прямо указан в ЗК РФ. Например, согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок их строительства.
Безвозмездное срочное пользование служебным наделом является частным случаем данного договора и имеет определенную специфику. Дня прекращения данного права действует не только общий порядок, предусмотренный ГК РФ и ЗК РФ для остальных случаев безвозмездного срочного пользования, но и специальные правила, указанные в п. 2—6 ст. 47 ЗК РФ. При этом, безусловно, на правообладателей служебных наделов распространяются общие требования п. 2 ст. 45 ЗК РФ в части обязанности использования участков по целевому назначению, с соблюдением экологических требований и т.д.
В отличие от большинства других сроков безвозмездного срочного пользования, исчисляемых месяцами и годами, окончание срока пользования служебным наделом связано с прекращением трудовых отношений работника (кроме случаев выхода на пенсию), причем предусматривается сохранение права пользования наделом членов семьи работника, определяемого (если их несколько) по соглашению между ними. Это право члены семьи получают при призыве работника на действительную срочную военную службу или альтернативную службу (на весь ее срок), поступлении работника на учебу (на весь срок обучения в образовательном учреждении), гибели работника в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия. В случае увольнения работника вне зависимости от оснований права на служебный земельный надел прекращаются, но после окончания сельскохозяйственных работ.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите перечень оснований прекращения права частной собственности на земельные участки.
2. Каковы основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?
3. Назовите гарантии прав собственников земельных участков при изъятии у них земельных участков для публичных нужд.
4. Сформулируйте определение реквизиции земельных участков. Чем данная мера отличается от национализации и конфискации?
5. Каков порядок отказа собственника от земельного участка?
6. Каковы основания и порядок принудительного прекращения права землевладения и землепользования как санкции за правонарушение?
7. Назовите основания и порядок прекращения права аренды земельного участка.
8. Разъясните основания и порядок прекращения действия сервитута земельного участка.
9. Каковы основания и порядок прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком? Какие гарантии прав граждан предусмотрены при прекращении пользования служебным наделом?
Литература
1. Абузярова, Д. Ф. Изъятие земель для размещения автомобильных дорог: проблемы правоприменения и судебная практика / Д. Ф. Абузярова // Юридический мир. — 2011. — № 9.
2. Авдонина, О. Г. Принудительное изъятие земельного участка для олимпийских нужд / О. Г. Авдонина // Юридический мир. — 2011. — № 12.
3. Аверьянова, Н. Н. Принудительное изъятие земельного участка у собственника как специальная земельно-правовая ответственность / Н. Н. Аверьянова // Нотариус. — 2008. — № 2.
4. Андреев, Ю. Н. Изъятие (выкуп) земельных участков для публичных нужд / Ю. Н. Андреев // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 6.
5. Андрианова, Е. Д. Правовой механизм изъятия земельных участков. Проверка на эффективность / Е. Д. Андрианова // Вестник гражданского права. — 2008. — № 1.
6. Бедова, Е. С. Некоторые особенности изъятия земель для государственных нужд (на примере города Сочи) / Е. С. Бедова // Л фарное и земельное право. — 2011. — № 5.
7. Гаджиев, К. Т. Защита конституционных прав человека при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд / К. Т. Гаджиев // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 3.
8. Дамбиева, Т. В. Принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд / Т. В. Дамбиева // Современное право. — 2008. — № 7.
9. Дихтяр, А. И. Судебная практика по делам, связанным с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд / А. И. Дихтяр // Право и экономика. —2008. — № 9.
10. Клейменова, Е. С. Особенности изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд у арендаторов / Е. С. Клейменова // Афарное и земельное право. — 2009. — № 6.
11. Лаврова, Ю. Прекращение вещных прав на земельные участки в Концепции развития законодательства о вещном праве / Ю. Лаврова // Хозяйство и право. — 2010. — № 1.
12. Лукьяненко, В. Е. Основания прекращения прав на земельные участки / В. Е. Лукьяненко, Е. И. Пудлина // Нотариус. —
2009. -№ 1.
13. Мельников, Н. Н. Роль правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федера¬ции в обеспечении баланса частных и публичных интересов при ограничении и прекращении прав на землю / Н. Н. Мельников // Афарное и земельное право. — 2012. — № 1.
14. Михайлова, А. Прекращение права собственности на земельные участки, используемые с нарушением законодательства / А. Михайлова // Хозяйство и право. — 2008. — № 12.
15. Носов, А. Реквизиция земельного участка. Принудительная утрата права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения / А. Носов // Закон и право. — 2007. — № 9.
16. Лашова, М. С. Правовые проблемы изъятия земельных участков / М. С. Пашова, Д. Б. Пашов // Афарное и земельное право. — 2010. — № 5.
17. Самончик, О. А. Понятие «государственных и муниципальных нужд» в случае изъятия земельных участков / О. А. Самончик // Афарное и земельное право. — 2011. — № 10.
18. Тимофеев, Д. Изъятие неиспользуемых земельных участков / Д. Тимофеев // Законность. — 2008. — № 9.
Виды земельных сервитутов
В зависимости от цели сервитут может быть частным – установленным в интересах ограниченного круга лиц, или публичным – установленным в интересах государства, муниципалитета или местного населения (публичный сервитут).
Также в зависимости от срока действия сервитут может быть срочным и постоянным. Временные рамки действия срочного сервитута оговариваются сторонами при составлении договора. Постоянный (или бессрочный) – действует до тех пор, пока не исчерпывается его необходимость или пока он не создает препятствий для владельца земли в ее использовании.
Важно! Законом предусматривается не только разделение сервитута на частный и публичный, но и предусматриваются различные способы внесения сведений о них в ЕГРН. Подробности об этом читайте ниже в инструкции.
ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЧАСТНЫХ СЕРВИТУТОВ
Перечень сервитутных прав, которые стороны могут предусматривать в договоре (ч.2 п. 1 ст. 274 ГК РФ):
- право прохода и проезда через соседний земельный участок,
- право прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов через чужую землю,
- право пользоваться источником воды, находящимся на соседней земле, для обеспечения водоснабжения и мелиорации (ч.1 ст.44 Водного Кодекса):
- право забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
- право водопоя и прогона скота;
- право использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, (п.3 ст.64 Градостроительного Кодекса):
- право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружении, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
- право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
- право прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
- право применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
- право эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки.
Перечень частных сервитутов, устанавливаемых соглашением сторон, за исключением водных сервитутов в соответствии с ч.2 ст. 44 Водного Кодекса, является открытым и может быть дополнен другими видами сервитутов, в зависимости от нужд лиц, требующих их установления или собственников объектов недвижимости.
Договор между сторонами об установлении сервитута заключается в простой письменной форме и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (согласно ст. 27 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Участником договора об установлении сервитута является, с одной стороны, лицо, обремененное сервитутом — собственник земельного участка, с другой стороны – сервитуарий, лицо, в пользу которого устанавливается сервитут.
Прекращение частного сервитута
Основания прекращения сервитута, определенного по договору между физическими лицами, закреплены в ст. 276 ГК РФ. Право пользования чужой территорией аннулируется в следующих случаях:
- прекращение оснований, по которым оно было установлено;
- при невозможности использования территории по целевому назначению ввиду наложенных обременений.
В первом случае собственнику земли необходимо совершить следующие действия:
- направить уведомление с требованием прекращения действия наложенных ограничений;
- подписать совместное соглашение;
- зарегистрировать данное соглашение в Росреестре.
Договор о прекращении вещного права на землю должен содержать следующую информацию:
- данные о сторонах сделки;
- сведения об участке;
- основание для отмены вещного права;
- подписи участников соглашения.
Классификация: законодательство, порядок, документы, оплата
Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.
Так законом установлено два основных типа:
- не общественный (частный);
- общественный (публичный).
Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:
- для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа;
- для подведения коммуникаций к дому;
- для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.
Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:
- доступности транспортной инфраструктуры;
- выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации;
- свободного доступа к прибрежной территории;
- использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки;
- размещения межевых меток (знаков) и т.д.
По подтипам сервитут разделяется на срочный – с указанием конкретного временного промежутка, и бессрочный – без ограничения по времени.
Также сервитуты могут классифицироваться и по принадлежности к конкретному виду законодательства, а именно:
- гражданскому (здания, сооружения и т.д., без привязки к земельному участку);
- земельному;
- лесному;
- водному;
- воздушному (исключительно в интересах государства, например, пролету самолетов через воздушное пространство другого государства).
Соглашение о сервитуте земельного участка
- Соглашение о сервитуте накладывает на земельный участок определённое обременение, в результате которого частью территории имеет возможность пользоваться посторонний человек или ряд лиц для строго ограниченных целей.
- В зависимости от вида сделки, сторонами могут выступать физические или юридические лица, если речь о частном сервитуте, или же государственные, муниципальные структуры, если сервитут публичный.
- При этом у собственника ни в коем случае не отнимаются его права собственности, более того, за доставленные неудобства, упущенную выгоду, понесённые убытки ему полагается денежная компенсация.
Зачем нужен земельный сервитут?
Потребность в сервитуте возникает у собственников соседних территорий, но не ради расширения своих площадей, а для возможности пользоваться своими участками за счет земель соседа.
Установление сервитутов на земельные участки может потребоваться по разным причинам.
- Пример 1: на участке земли, принадлежащей частному лицу, расположен природный источник воды, который не может принадлежать ему на праве собственности, и собственники соседних земель могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику и забора из него воды.
- Пример 2: ведутся строительные работы на выделенном участке земли, однако водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний участок, законным правообладателем которого выступает гражданин. Для монтажа требуемых коммуникативных систем на этот участок земли устанавливают обременение в виде сервитута, и компания, осуществляющая строительство, может законно использовать конкретную часть участка для оговорённых целей.
Сервитуты в отношении земельного участка это последний вариант решения земельной проблемы, когда все иные возможности исчерпаны. Для каких-то несущественных целей сервитут требовать нельзя, например, к участку есть дорога, но она не такая короткая. В этой связи получение доступа на чужой участок, чтобы ехать напрямки, сократив пару сотен метров, не допустимо.
По своей сути сервитут это та же аренда, только её заключение является вынужденной мерой для обеих сторон. Тоесть собственник земли наряду с получателем сервитута может продолжать пользоваться обремененной частью участка.
Земельные сервитуты могут налагаться:
- и по соглашению лиц, желающих использовать землю, с собственником земли;
- и в принудительном судебном порядке, без получения его согласия.
Как оспорить наложение сервитута
Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.
Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.
Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.
Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.
Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.
Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) (так называемый собственник господствующей недвижимой вещи) вправе потребовать от собственника соседнего (обслуживающего) земельного участка (а в необходимых случаях — и от собственника другого (соседнего) земельного участка) предоставления ему права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Подчеркнем: требования об установлении сервитута могут быть предъявлены только собственнику обслуживающего земельного участка (другого недвижимого имущества). Поэтому, если участок находится в государственной или муниципальной собственности, требование должно быть заявлено соответствующему государственному или муниципальному органу . Его нельзя предъявить лицу, которое владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования . Кто вправе предъявить эти требования?
Постановление ФАС МО от 05.11.2009 N КГ-А41/10875-09.
Постановление ФАС СКО от 09.04.2008 N Ф08-254/2008.
К сведению. В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ в частную собственность не могут предоставляться земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. В связи с этим согласно п. 2 ст. 274 ГК РФ обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им. При этом обладатели сервитутов, в отличие от землепользователей, землевладельцев и арендаторов, не наделяются правами собственников земельных участков (п. 1 ст. 41 ЗК РФ). Добавим: на основании подготовленных для ГК РФ изменений собственник служащей вещи может быть лишен права пользования ею. Речь идет об отрицательном сервитуте, в случае установления которого собственник господствующей вещи вправе запретить собственнику вещи, обремененной сервитутом, пользоваться этой вещью определенным образом.
Исходя из смысла п. 4 ст. 274 ГК РФ, сервитут может быть установлен в интересах и по требованию не только собственника господствующей недвижимой вещи, но и лица, которому предоставлен земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, требовать установления права ограниченного пользования чужим земельным участком в свою пользу может не только собственник недвижимого имущества, но и землевладелец, а также землепользователь, при условии что они не могут обеспечить свои нужды без установления сервитута. А вот арендатор нежилых помещений не вправе от своего имени и в своих интересах требовать установления сервитута.
Теперь поговорим о том, для достижения каких целей может быть установлен частный сервитут. Перечень потребностей, для достижения которых может быть установлен частный сервитут, пока не является закрытым (в отличие от публичного сервитута) . В Гражданском кодексе указано, что сервитут может устанавливаться:
- для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
- с целью прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов;
- для обеспечения водоснабжения и мелиорации;
- для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Основное отличие частного сервитута от публичного в том, что последний служит для обеспечения интересов государства, местных властей или населения. Ключевым нюансом является отсутствие перечня конкретных лиц, которые получают возможность беспрепятственного доступа на земельный участок.
В частности, согласно п. 4 ст. 23 ЗК публичный сервитут устанавливается для:
- свободного доступа к общим водным объектам (рекам, озерам и т. д.) и их берегам;
- размещения различных геодезических и других знаков и пунктов;
- забора водных ресурсов из водных объектов;
- прогона сельскохозяйственных животных, сенокошения и выпаса животных;
- использования земель в целях охоты, рыболовства, рыбоводства;
- размещения сетевой и транспортной инфраструктуры;
- проведения изыскательских, исследовательских работ и т. д.
Основания прекращения частного земельного сервитута
Безусловно просто так, без наличия оснований, прекратить сервитут не получится. Нужны существенные основания. А для собственника обремененного сервитутом участка основания следующие:
- Отсутствие оснований, по которым сервитут был установлен
- Участок больше не может использоваться по целевому назначению
- Нарушение правил, установленных соглашением об установлении сервитута
- Не целевое использование участка, обременённого сервитутом
- Прекращение оплаты сервитута
- Существенное ухудшение состояния земельного участка, не подлежащее восстановлению, либо в случае отказа субъекта сервитута восстанавливать участок за свой счет или своими силами
Указанный перечень оснований не является исчерпывающим. Кроме того, по всем указанным основаниям, кроме первого, прекращать сервитут придется в суде, в случае несогласия с прекращением сервитута со стороны его пользователя. При этом Вам следует учесть, что возникновение вышеуказанных оснований придется доказать.
Судебные тяжбы по поводу прекращения действия сервитута
Нередко гражданам приходится доказывать свои права на полное использование без ограничений земельного участка путем обращения в судебные органы. Для этого при себе необходимо иметь точно такой же список документов, что и при обращении к представителям местного самоуправления.
Это интересно: Налог на землю под гаражом для пенсионеров
При этом в заявлении прописывается, на каком основании компетентные и ответственные органы не выдали соответствующий акт, то есть дополнительно к документам необходимо приложить и соответствующий отказ.
Обоснованность отказа в прекращении сервитута рассматривается мировыми судами, а в случаях если одна из сторон не согласна с вынесенным решением, то в судах высших инстанций. Как правило, если оснований для продолжения использования чужого земельного участка нет, то муниципалитет и не настаивает на таком праве.
Гражданин, чьему участку был нанесен ущерб, может подать иск в суд о возмещении материального и морального вреда к органам местного самоуправления. Суд, оценив нанесенный ущерб, вправе удовлетворить иск полностью или частично.
Более того, суд может предложить сторонам решение в виде купли-продажи участка собственника муниципалитетом. В этом случае окончательное решение останется за собственником, который вправе принять такие условия или же настаивать и дальше на возмещение ущерба в денежном эквиваленте с сохранением имущества.