Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения режима труда и отдыха водителей с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Что нужно знать о новых нормах отдыха для водителей с 2021 года

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  • Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  • Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

    Что включает в себя рабочее время водителей

    Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

    • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
    • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
    • время специальных перерывов для отдыха;
    • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
    • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
    • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
    • время простоев не по вине водителя.

    Смена движения в экипаже на одиночный режим

    Из экипажа выходит второй водитель, который на данный момент не ведет транспортное средство:

    • 1 Водитель который не ведет транспортное средство, извлекает свою карту из второго слота тахографа и выходит или продолжает движение как пассажир.

    • 2 Водитель который находится за рулем, продолжает движение в одиночном режиме соблюдая правилами труда и отдыха водителей.

    Из экипажа выходит водитель который находится за рулем транспортного средства:

    • 1 Смена во время остановки после завершении отведенного времени вождения по тахографу:

    • Водитель который был в экипаже за рулем, вынимает карту из тахографа и выходит из машины или продолжает движение как пассажир.

    • Второй водитель экипажа, извлекает свою карту из слота 2 и вставляет в слот 1. Продолжает движение в одиночном режиме в соответствии с правилами труда и отдыха водителей.

    • 2 Смена во время движения транспортного средства:

    • Водитель экипажа который находится за рулем транспортного средства, может передать управление напарнику без стоянки только после истечения времени отдыха напарника по тахографу.

    • Если водителю экипажа который находится за рулем необходимо покинуть транспортное средство до истечения времени отдыха напарника по тахографу. Транспортое средство необходимо остановить в разрешенном для этого месте, извлеч карту из слота 1 и покинуть место водителя.

    • Второй водитель сможет продолжать движение только после истечения времени отдыха по тахографу, в соответствиии с правилами труда и отдыха водителей.

    • Второй водитель экипажа пересаживается за руль, извлекает свою карту из слота 2 и вставляет в слот 1. Продолжает движение в одиночном режиме в соответствии с правилами труда и отдыха водителей.

    Читайте также:  Как платить налог на выигрыш в лотерею?

    Как составляется график?

    Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:

    • Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
    • Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.

    Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.

    Таблица режима работы и отдыха водителей по тахографу

    Законный интервал времени, необходимого для водителей дальнобойщиков определяется исходя из суммирования составных элементов, представленных в таблице.

    Таблица 2. Отдых водителя.

    Показатель Действующая норма Возможные отклонения
    Обеденный перерыв и отдых 45 минут 15 и 30 раздельно
    Междусменный или ежедневный 11 часов 9, но не больше 3 раз за 1 неделю
    Еженедельный 45 часов Не меньше суток

    Трудовое законодательство предусматривает возможные варианты, за счёт которых допускается снижение соотношения РТО для водителей.

    Документальная регламентация РТО

    Самым главным документом, определяющим продолжительность времени, которое сотрудник может проводить за рулем (а также выполнять сопутствующие работы типа погрузки и разгрузки, ремонта авто и т.д.) является приказ Минтранса России №15 от 20 августа 2004 года. Он содержит положения для успешной борьбы с нарушением РТО.

    Не менее важный в регламентации режима труда и отдыха водителей, выполняющих коммерческие рейсы, — это приказ Минтранса №170 от 3.05.2018 года. В нем содержатся поправки к предыдущему документу, касающиеся категорий шоферов, на которых распространяются ограничения. Также бумага содержит данные об общей продолжительности нахождения шофера за рулём за 7 и 14 календарных дней.

    Кроме того, в правительственном постановлении №1733 от 20 декабря 2019 года содержится информация об изменениях в правилах дорожного движения, которые непосредственно касаются предельно допустимой длительности вождения. Изменения призваны подогнать действующие нормы под европейский стандарт ЕСТР. Но здесь важно понимать, что Постановление касается исключительно физ. лиц, которые управляют автотранспортом массой свыше 3.5 тонны, тогда как для коммерческих рейсов актуальными остаются нормативы приказа от 2004 г. №15.

    Соблюдение нормирования труда и отдыха по ЕСТР

    Продолжительность управления

    1. Перерывы на отдых — через каждые 4,5 часа непрерывного движения. Далее следует перерыв 45 минут.
    2. Если в силу уважительных причин водитель не воспользовался надлежащим перерывом, его можно заменить перерывом не менее 15 минут, за которым должен следовать еще один 30-минутный отдых. В течение обеих остановок водитель не имеет права выполнять какую-либо работу.
    3. Данные короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
    4. Водитель не имеет права управлять автомобилем более 9 часов в сутки. Это время может быть увеличено до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
    5. Короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
    6. За рулем можно находиться не более 48 часов в неделю.
    7. Лишь в исключительных случаях лимит времени может быть увеличен до 60 часов в неделю.
    8. Максимальное время управления ТС — 90 часов за 2 недели.
    9. Время, отведенное на общие работы — 13 часов. Кроме вождения ТС, дальнобойщик выполняет и другие обязанности: погрузочно-разгрузочные и прочие действия, связанные с оформлением сопроводительных документов. В силу определенных обстоятельств это время может быть продлено до 15 часов в сутки. Однако между двумя любыми еженедельными периодами отдыха водитель может иметь не более 3-х рабочих дней по 15 часов.
    Читайте также:  Коэффициенты-дефляторы на 2023 год

    Перерывы на отдых

    1. Предельная норма продолжительности управления автомобилем вместе с выполнением любых непрерывных работ не должна быть выше 6 часов, после которых водитель обязан сделать 45 минутную остановку, если период основного отдыха предвидится не скоро.
    2. Водитель обязан соблюдать ежедневные перерывы на отдых длительностью не менее 11 часов. В силу допустимых законом обстоятельств этот промежуток отдыха можно сократить до 9 часов в сутки. В этом случае остановка в пути будет засчитана в качестве сокращенного периода отдыха, который должен быть организован на специализированной стоянке или в салоне автотранспорта, если технические требования допускают оборудование его полноценным спальным местом.
    3. Дальнобойщик может воспользоваться сокращенными ежедневными периодами отдыха не более 3 раз между двумя любыми еженедельными фазами отдыха, если не позднее чем до конца следующей недели отдых водителя будет компенсирован недостающим временем.
    4. На усмотрение водителя ежедневные стоянки для отдыха и сокращенные перерывы для восстановления сил каждую неделю вне мест приписки могут быть организованы в салоне ТС, но при условии, что машина оборудована местом для ночлега, предусмотренным конструкцией автомобиля, и он располагается на специальной стоянке.
    5. Водитель ТС дальнего следования обязан регулярно использовать установленные ежедневные и еженедельные периоды покоя.
    6. При транспортировке автотранспортного средства посредством парома или железндорожных составов водитель должен быть обеспечен местом для сна, при этом его полноценный ежедневный отдых не должен прерываться более двух раз. Перерыв должен совершаться в пределах 1 часа перед погрузкой или после выгрузки. Все действия, связанные с таможенным оформлением, относятся к погрузочно-разгрузочным операциям и приравниваются к общим работам. Отметим, что прерывание каждодневного отдыха таким способом в дальнейшем должно компенсироваться увеличением периода восстановления работоспособности на 2 часа.

    Продолжительность отдыха

    1. Продолжительность каждодневного отдыха между сменами на специальных стоянках должна быть не менее 11 часов. Время, отведенное на отдых, может быть увеличено с целью компенсации недостающего времени на еженедельный отдых или сокращено в случае его избытка. (например, в связи с простоем автотранспорта).
    2. Если на протяжении каждых 30 часов автотранспортным средством управляли два или более водителей, каждый из них обязан воспользоваться правом на отдых в течение 8 непрерывных часов.
    3. В дни, когда продолжительность отдыха соответствует нормам, прописанным в первом пункте, его можно разделить на 2 или 3 отдельных периода в течение 24 часов, но один из них должен быть не меньше 8 последовательных часов. Минимальная продолжительность отдыха в данном случае возрастает до 12 часов.
    4. Еженедельный период отдыха должен наступать после каждого шестого 24-часового рабочего периода, начинающегося по окончании предыдущего еженедельного периода покоя.
    5. Водитель может позволить себе не более 3-х сокращенных ежедневных перерывов между двумя любыми еженедельными промежутками полноценного отдыха.
    6. Водители в составе экипажа из двух и более человек вправе воспользоваться еженедельными перерывами на отдых, длительностью не менее 45 непрерывных часов, который должен быть организован перед ежедневным междусменным перерывом на отдых или сразу после такового. При необходимости этот отрезок времени может быть сокращен до 36 часов, если стоянка организована в месте приписки ТС или до 24 непрерывных часов — в любом другом месте. Если по какой-либо причине продолжительность отдыха сокращается, она должна быть компенсирована эквивалентным временем до конца третьей недели, наступающей за данной.
    7. Отдых, используемый в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, должен быть приурочен к очередному периоду покоя, длящемуся не менее 9 часов.
    8. Еженедельный период отдыха, должен начинаться по завершении шести суток, начинающихся после окончания предшествующего еженедельного периода бездействия. Если еженедельный промежуток отдыха захватывает обе недели, то он может быть засчитан к каждой из них поочередно.
    9. График сменности водителей должен быть составлен таким образом, что при подсчете общего рабочего времени нерабочие дни, предназначенные для еженедельного непрерывного отдыха, приходились на разные дни недели, при этом количество дней в каждом из месяцев должно соответствовать количеству полных недель данного месяца или превышать их число.

    Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

    Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

    Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

    Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

    Читайте также:  Как в 2022 году заполнить решение о проведении инвентаризации

    Перерывы между длительными сменами в режиме труда

    Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.

    При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.

    Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:

    • 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
    • 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
    • 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
    • Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).

    В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.

    Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.

    Суммированный учет рабочего времени

    Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.

    Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.

    Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

    Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

    Виды графиков для водителей автобусов

    Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:

    • Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
    • Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
    • Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.

    Перерывы для отдыха или обеда питания

    Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:

    • Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
    • Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
    • Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.

    Перерыв между сменами

    Между сменами и рейсами в обязательном порядке устанавливается 8-12 часовой перерыв, в который водитель должен бездействовать и не заниматься непосредственной трудовой деятельности. Такой режим устанавливается в отношении всех категорий служащих на грузовых автомобилях. Информация о режиме сна и бездействии также передается посредством тахографа в головное управление компании.

    Обратите внимание! Обязанность предоставления такого перерыва также устанавливается отраслевым законодательством и подлежит обязательному исполнению как со стороны сотрудника, так и его непосредственного руководителя.

    Кто должен ставить тахограф в 2023 году

    Несмотря на целый ряд изменений в законодательстве, основной список транспортных средств, которые обязаны иметь тахографы, остался прежним. Тахографами должны быть оборудованы следующие автомобили.

    • Автобусы — транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров.
    • Все автомобили категории «С» тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
    • Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат физическим лицам.
    • Грузовые автомобили, которые перевозят опасные грузы.

    С 2023 года согласно Приказу Минтранса №440 из оснащения тахографами исключены:

    • транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений;
    • транспортные средства ГУСП РФ и подведомственных ему учреждений.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *