Прием на работу от а до я. Подробный алгоритм с учетом изменений в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прием на работу от а до я. Подробный алгоритм с учетом изменений в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с законодательством, наниматель имеет все основания потребовать от работника дополнительные документы, если у работы свои, отличительные особенности. Правда, такое требование должно ссылаться на нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральное законодательство.
Дополнительные документы, необходимые при приёме на работу по ТК РФ
Российским трудовым законодательством при устройстве на работу не требуются документы, кроме тех, что прописаны в ТК РФ. Однако работодатель может запросить от соискателя дополнительные бумаги. Их список включает в себя следующие документы:
- индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) — необходим бухгалтерии в целях облегчения налогового учёта, предоставления налоговых вычетов сотруднику, а также справок о доходах;
- справка по форме 2-НДФЛ — используется бухгалтерией при расчёте листков нетрудоспособности для подсчёта среднего заработка сотрудника;
- свидетельства о браке и рождении детей — необходим для оформления полисов ДМС (если есть у компании), предоставления социальных налоговых вычетов;
- справка о регистрации по месту пребывания — если адрес фактического проживания отличается от адреса прописки.
Комментарий к ст. 65 ТК РФ
1. Часть 1 ст. 65 предусматривает конкретный перечень документов, предъявляемых при поступлении на работу.
Прежде всего, это документ, удостоверяющий личность. Основным таким документом является паспорт. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).
2. При приеме на работу, если речь не идет о работе по совместительству или о заключении трудового договора впервые, работник представляет также трудовую книжку, оформленную в установленном порядке.
В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи в том случае, если у лица, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Так как закон не связывает обязанность работодателя оформить новую трудовую книжку лицу, у которого она отсутствует, с какой-либо конкретной причиной ее отсутствия, следует полагать, что такая обязанность возникает независимо от причины, по которой у работника трудовая книжка отсутствует. Работодатель обязан также оформлять трудовые книжки лицам, поступающим на работу впервые (см. коммент. к ст. 66).
3. Помимо документа, удостоверяющего личность, и трудовой книжки, работник представляет страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Страховое свидетельство — это документ, подтверждающий регистрацию работника в системе Пенсионного фонда РФ. В нем указан страховой номер, т.е. постоянный персональный номер, присваиваемый Пенсионным фондом РФ лицевому счету работника. Если лицо поступило на работу впервые, страховое свидетельство оформляется работодателем. Страховое свидетельство выдается работнику на руки и хранится у него.
4. Лица военнообязанные, а также подлежащие призыву на военную службу, предъявляют документы воинского учета.
5. Если работа, для выполнения которой заключается трудовой договор, требует специальных знаний (подготовки), работник обязан предъявить соответствующий документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, например диплом врача, удостоверение водителя автомашины. Прием на работу без такого документа не допускается.
6. При поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работник обязан представить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка выдается в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В настоящее время порядок выдачи таких справок установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. МВД России от 07.11.2011 N 1121.
7. В необходимых случаях и с учетом специфики выполняемой работы работодатель вправе потребовать от поступающего дополнительные документы, если это предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Например, Законом о государственной гражданской службе установлено, что при поступлении на гражданскую службу гражданин предъявляет, помимо указанных документов, свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ, а также сведения о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 26).
Следует подчеркнуть, что в ч. 2 ст. 65 речь идет о нормативных правовых актах только федерального уровня и их перечень ограничен: федеральные законы, указы Президента РФ или постановления Правительства РФ. В связи с этим не могут быть установлены требования о дополнительных документах при приеме на работу, например, законом субъекта РФ или постановлением (приказом) министерства (пусть даже федерального уровня).
8. Не допускается сбор сведений о принадлежности поступающих на работу к политическим партиям, движениям, религиозным организациям, а также сведений, касающихся частной жизни работника, т.к. это нарушает закрепленное в ст. 23 Конституции РФ право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Указанные запреты призваны способствовать соблюдению принципа равноправия при поступлении на работу, недопущению дискриминации в сфере трудовых отношений.
Порядок приёма работника — основные этапы
Процесс трудоустройства должен включать в себя все предусмотренные законом процедуры. Предложенная пошаговая инструкция приёма работника на работу избавит вас от возможных ошибок. Алгоритм действий работодателя по выбору и оформлению сотрудника будет следующий:
- провести собеседование и убедиться, что квалификация и опыт соискателя соответствуют существующей вакансии;
- запросить у претендента необходимый для оформления пакет документов;
- убедиться, что будущий сотрудник не имеет законодательных ограничений на работу по выбранной специальности;
- получить заявление о приёме на работу от претендента;
- предоставить ему направление на медосмотр и убедиться в удовлетворительном состоянии здоровья;
- ознакомить работника с рабочим графиком и должностными требованиями;
- заключить трудовой договор;
- издать приказ о приёме на работу;
- отправить информацию о принятом работнике в Пенсионный фонд;
- при необходимости организовать стажировку на рабочем месте.
Пакет документов от работника
Устраивающийся на работу претендент (уже почти сотрудник), обязан предоставить:
- паспорт или иной документ идентификации личности;
- трудовую книжку (бумажный вариант). Если оформлена ЭТК, её предоставлять не нужно;
- ИНН;
- СНИЛС;
- военный билет (только для военнообязанных);
- дипломы и сертификаты об образовании.
Шаг 1 — Прояснение моментов с персональными данными сотрудника
Роструд говорит о том, что каждый работник должен ознакомиться под подпись с документами работодателя, на основании которых установлены правила обработки персональных данных. Кроме того, его нужно ознакомить с его правами и обязанностями в этой сфере.
При работе с персональными данными нужно придерживаться таких правил:
- когда от сотрудника получены только данные, которые нужны в рамках трудового законодательства и внутренних актов, получение согласия работника не нужно;
- обработка персональных сведений сотрудника направлена на достижение конкретных, заранее установленных и законных целей.
По ст. 22 ТК работодатель производит обязательное социальное страхование сотрудников. В связи с этим для передачи информации работников в ФСС и ПФР согласие брать не нужно.
Кроме того, согласие не надо получать в таких ситуациях:
- передача сведений сотрудника в случаях, которые связаны с исполнением им должностных обязанностей, в т.ч. при командировках;
- передача сведений в ИФНС, военные комиссариаты, профсоюзы;
- передача сведений в рамках полномочий, на основании запросов прокуратуры, органов безопасности и ОВД, трудовой инспекции при проведении ими контрольных мероприятий за соблюдением трудового законодательства.
При передаче персональной информации банкам, которые открывают и обслуживают карты для перечисления зарплаты, по мнению Роскомнадзора согласие не надо, когда:
- договор на выпуск карты оформляется напрямую с сотрудником, и в тексте документа имеются пункты о передаче работодателем персональных сведений работника;
- работодатель имеет доверенность на представление интересов сотрудника при оформлении договора с банком на выпуск карты и ее обслуживание;
- форма и система оплаты труда (выплата зарплаты на карту) указаны в колдоговоре (ст. 41 ТК).
Комментарии к ст. 65 ТК РФ
1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.
Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.
Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828.
2. В соответствии с п. 14 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719) воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
б) граждане, пребывающие в запасе:
мужского пола, пребывающие в запасе;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющие военно-учетные специальности.
Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п. 4 ст. 8 названного Закона документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине: а) фамилия, имя и отчество; б) дата рождения; в) место жительства; г) семейное положение; д) образование; е) место работы; ж) годность к военной службе по состоянию здоровья; з) профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; и) основные антропометрические данные; к) прохождение военной или альтернативной гражданской службы; л) прохождение военных сборов; м) владение иностранными языками; н) наличие военно-учетных и гражданских специальностей; о) наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания; п) возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; р) наличие судимости; с) бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и на военное время.
Гражданам, пребывающим в запасе, выдается военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а гражданам, подлежащим призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
3. Права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации определены Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. Работодатель не имеет права требовать от работника документы, подтверждающие его регистрацию.
4. Работодатель имеет право в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные ст. 9 упомянутого Федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ; дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
5. При поступлении на муниципальную службу гражданин в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Сведения, представленные в соответствии с названным Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.
В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта РФ.
Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.
Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.
6. Работодатель и заказчик работ (услуг) в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Права и обязанности сторон при трудоустройстве
В процедуре трудоустройства и у нанимателя и претендента на вакантное место есть ряд прав и обязанностей. Так:
- работодатель обязан истребовать от соискателя документы для трудоустройства на работу. ТК РФ в ст. 65 обуславливает их полный перечень, а также, в особых случаях имеет право затребовать ряд дополнительных документов, обосновав соискателю свои требования.
- соискатель обязан в полном объеме представить обязательные документы при приеме на работу, однако вправе отказаться предоставить работодателю любые дополнительные документы, если, по его мнению, данные требования не объективны или могут быть получены нанимателем иными способами.
Документы для трудоустройства несовершеннолетних
При устройстве на работу соискатель младше 18 лет по ст. 63, 65 ТК предоставляет в кадровую службу такие документы:
- паспорт (свидетельство о рождении);
- трудовую книжку;
- СНИЛС (при наличии, если СНИЛСа нет, его должен будет оформить работодатель);
- документы воинского учета;
- аттестат (при наличии),
- акты о присвоенной квалификации, наличии специальных познаний, навыков – когда работодатель требует, чтобы они были у претендента,
- согласие законных представителей и органов опеки (для лиц до 14-15 лет),
- медзаключение о соответствии по здоровью будущим условиям работы (несовершеннолетние в обязательном порядке проходят предварительный медосмотр).
Спорные моменты об ИНН и регистрации
Несмотря на то что необходимость представления ИНН при приеме на ту или иную должность законодательно не закреплена (за исключением отдельных категорий работников, в частности, госслужащих), некоторые работодатели требуют этот документ. С одной стороны, поскольку документы, предъявляемые при приеме на работу, регламентированы законом, их действия неправомерны. С другой — неправильно начинать трудовую деятельность с конфликтов, тем более что ИНН изготавливается достаточно быстро.
По поводу регистрации по месту жительства тоже много спорных суждений. С одной стороны, каждый, кто законно находится на территории РФ, вправе свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Кроме того, какая-либо дискриминация запрещена, в том числе отказ в трудоустройстве на основании отсутствия регистрации. С другой стороны, если жилье находится не в собственности, необходимо в срок до 90 дней обратиться в органы регистрационного учета по месту временного проживания для постановки на учет.
Необязательные для устройства на работу документы
В ст. 65 ТК РФ четко оговорено, какие документы необходимы при приеме на работу, и работодатель не вправе требовать от работника при трудоустройстве документы сверх указанного перечня. Однако на практике это условие нередко нарушается, и некоторые руководители предпочитают самостоятельно определять, какие документы нужны при приеме на их предприятие. В большинстве случаев таким дополнительным документом при приеме на работу называется свидетельство о присвоении ИНН. На самом же деле предъявлять его работник не обязан, т. к. все необходимые сведения работодатель может получить сам в налоговой инспекции.
Тем не менее все же рекомендуется иметь данное свидетельство при себе. Хотя закон этого и не требует, его представление будет отчетливым жестом доброй воли и показателем лояльности работника по отношению к работодателю.
А вот требование представить в числе документов при приеме на работу подтверждение прописки абсолютно незаконно — и здесь идти на поводу у работодателя не следует. Закон прямо запрещает дискриминацию по месту жительства, т. к. трудоустройство никак с ним не связано.
Другой комментарий к статье 65 ТК РФ
1. В ч.1 комментируемой статьи закреплен перечень документов, которые работник представляет работодателю при заключении трудового договора, то есть при устройстве на работу.
Общая характеристика этих документов заключается в том, что они удостоверяют личность работника, а также его образование и квалификацию. К числу этих документов отнесены следующие:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации.
В качестве иного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, могут выступать: свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста); дипломатический паспорт; паспорт моряка, удостоверение личности моряка и др.
В отношении иностранных граждан основным документом, удостоверяющим их личность, является паспорт иностранного гражданина. Иные документы перечислены в ст.10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
— трудовая книжка. Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При этом в отношении лиц, которые поступают на работу впервые, а также лиц, которые устраиваются на работу по совместительству, ч.1 комментируемой статьи содержит исключение в части, касающейся непредъявления трудовой книжки. В первом случае такой документ у лица, поступающего на работу впервые, отсутствует, а во втором случае этот документ хранится по основному месту осуществления трудовой деятельности;
— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Форма такого свидетельства утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 31 июля 2006 года N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»;
— документы воинского учета. Такие документы предъявляются только военнообязанными и лицами, подлежащими призыву на военную службу. Исходя из п.17 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 719, такими документами являются для призывников — учетные карты призывников, для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса — алфавитные карточки и учетные карточки, офицеров запаса — карточки первичного учета;
— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Данный документ предъявляется, если трудовая деятельность требует специальных знаний или специальной подготовки.
В частности, ч.7 ст.60 ФЗ «Об образовании в РФ» выделяет следующие виды документов об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию:
1) диплом о среднем профессиональном образовании (подтверждает получение среднего профессионального образования);
2) диплом бакалавра (подтверждает получение высшего образования — бакалавриат);
3) дипломом специалиста (подтверждает получение высшего образования — специалитет);
4) диплом магистра (подтверждает получение высшего образования — магистратура);
5) дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждает получение высшего образования по подготовке кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров соответственно в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Приказом Минобрнауки России от 1 октября 2013 года N 1100 утверждены образцы и описания документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним;
— еще одним дополнительным документом является справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такой документ необходим в случае, если лицо поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Например, к данным видам деятельности относятся педагогическая деятельность, клиринговая деятельность (работа в клиринговой организации). Указанная справка выдается в соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 7 ноября 2011 года N 1121.
2. Часть 2 комментируемой статьи наделяет работодателя правом требовать иные документы, помимо указанных в ч.1 комментируемой статьи, если имеет место соответствующая специфика работы, причем только на основании федерального законодательства.
Например, иностранные граждане по общему правилу имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу или патента (ст.13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять работодателю:
— граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;
— граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
— граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
— граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
— граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
В ч.3 комментируемой статьи содержится запрет относительно требования от работника иных документов, помимо предусмотренных ч.1 комментируемой статьи, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством (ч.2 комментируемой статьи). Данная норма ограничивает злоупотребления со стороны работодателя, который может потребовать предоставления иных документов с целью отказа в заключении трудового договора.
3. В ч.4 комментируемой статьи содержится гарантия, относящаяся к оформлению приема на работу работника, впервые заключающего трудовой договор. В этом случае трудовую книжку и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляет работодатель.
Отметим, что здесь имеется некоторое несоответствие ч.1 комментируемой статьи, из которой следует, что если работник поступает на работу впервые, то трудовую книжку оформляет работодатель, но в отношении страхового свидетельства государственного пенсионного страхования аналогичного исключения не установлено. В то же время норма ч.4 комментируемой статьи за работодателем такую обязанность закрепляет. Полагаем, что с учетом данного положения ч.1 комментируемой статьи требует внесения изменений.
4. Часть 5 комментируемой статьи содержит норму, обязывающую работодателя оформить новую трудовую книжку поступающему на работу работнику, у которого она отсутствует в связи с утратой, повреждением или по иной причине, по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки).
Нормативное регулирование трудоустройства
Процедура устройства на работу регулируется следующими нормативными актами:
- Трудовым кодексом Российской Федерации. В 10 и 11 главах подробно описано, каким образом заключается трудовой договор, оформляются новые сотрудники, а также содержится перечень необходимой для оформления на работу документации;
- Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. Данный документ утверждает форму трудовой книжки, являющейся основным документом персонального учета сотрудника;
- Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. В нем содержится перечень инструкций, в соответствии с которыми заполняются сведения о работе и сотруднике: увольнении, перемещениях на работе, поощрениях.
Важно! Оформляя работника, работники кадровой службы обязаны строго следовать требованиям закона. Несоблюдение норм, прописанных в официальной документации, может повлечь за собой дисциплинарную ответственность.
Особенности оформления на работу генерального директора
Законом при устройстве на работу установлены одинаковые правила для всех граждан вне зависимости от того, кем они собираются работать. Но в случае с оформлением на должность генерального директора имеются определенные нюансы.
Вначале осуществляются определенные процедуры, касающиеся выбора кандидата на должность руководителя и его последующего назначения, а после этого производится представление документации, обязательной для занятия поста гендиректора. Срок, на который предусмотрено заключение трудового договора, определяет устав компании.
Важно! Документация, представляемая претендентом на должность генерального директора при устройстве на работу
Обязательные | Необязательные (но запрашиваемые в ряде случаев) |
Паспорт | Прописка |
Трудовая книжка | Справка о доходах |
Военный билет | Характеристики с предыдущих мест трудоустройства |
Документ, подтверждающий образование | Справка о медобследовании |
СНИЛС | Справка, на основании которой рассчитываются больничные выплаты |
Трудоустройство студентов
При трудоустройстве студентов дневной формы обучения вначале оформляется ТД. Он может быть оформлен как на неопределенный, так и на конкретный срок (но не превышающий 5-ти лет).
На заметку! Обычно стороны заключают срочное соглашение.
Нюансы трудоустройства студента:
- обязателен учет возраста претендента. Заключение трудового соглашения возможно только с лицами, достигшими шестнадцатилетия;
- законодательство устанавливает определенные ограничения для сотрудников, не достигших восемнадцатилетия, в связи с этим они могут заниматься далеко не всеми видами трудовой деятельности;
- предусматривается врачебный осмотр, оплачиваемый нанимателем;
- для граждан, не достигших восемнадцатилетия, недопустимо установление испытательного срока;
- для студентов предусмотрена работа в течение полного или неполного рабочего дня. Не достигшие 18 лет лица могут трудиться не больше 7 часов в сутки. Лица, достигшие восемнадцатилетия, могут просить о неполном рабочем дне по своему усмотрению;
- студентов заочной формы обучения обычно принимают на должность по общим правилам.
Знайте! На студентов в полном объеме распространяются положения, закрепленные в трудовом законодательстве.
Все документы должны быть оформлены так же, как и для вышеперечисленных категорий работников.
Дополнительные документы в связи со спецификой работы
Некоторые специальности и должности, связанные с определенными законодательными требованиями, нуждаются в документальном подтверждении особенностей личности соискателя. ТК РФ и отдельные нормативные акты предусмотрели для таких профессий некоторую дополнительную документацию, которую вправе затребовать работодатель при трудоустройстве:
- водительское удостоверение соответствующей категории (если работник устраивается на должность, предусматривающую вождение определенного вида транспорта);
- медицинская книжка (необходима при занятии должности в педагогической, медицинской, торговой сферах, а также для работников общественного питания);
- разрешение на работу, выданное Федеральной Миграционной службой – для граждан других государств, устраивающихся работать в России;
- свежая справка о прохождении медицинского осмотра (по форме 086-У) об отсутствии противопоказаний для указанной профессиональной деятельности – для видов работы, связанных с опасностью для здоровья или в неблагоприятных условиях, а также для всех несовершеннолетних соискателей;
- справка об отсутствии судимости и/или уголовного преследования (возможно, о реабилитации после такового) нужна для некоторых должностей, предусматривающих ограничения по этому признаку, например, для работы в судебной системе.