Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изначально мопед был просто велосипедом с мотором. Соответственно, никаких строгих условий для его управления не существовало. Сейчас мопед — полноценное транспортное средство. Не каждая самоходная машина может быть им признана. Например, на мотоблоке можно ездить и несовершеннолетним, поскольку он не признается транспортным средством, а его управляющий — водителем. Однако мотоблоки не используют для проезда по дорогам общего пользования, чего нельзя сказать о мопедах. По проезжей части в летнее время люди на них активно передвигаются. Причем таким видом транспорта чаще всего пользуется молодые люди, не имеющие достаточного опыта. Соответственно, меняется уровень безопасности, а с ним и требования к управлению таким транспортом.
Скутер и мопед с точки зрения ПДД
Обратите внимание, в рамках правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. ПДД для скутеров в 2023 году аналогичны правилам для мопедов. Ну а скутер и мопед с точки зрения правил — это одно и то же:
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Примечание. К мопедам относятся только скутеры, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см., а максимальная скорость не превышает 50 км/ч. Если Ваш скутер имеет больший объем двигателя или может развивать большую скорость, то он является мотоциклом.
Для начала хочу рассмотреть дорожную ситуацию, которую мне довелось наблюдать несколько лет назад
Шестиполосная дорога в центре одного из российских городов, полдень. По улице едет довольно много автомобилей. До пробки еще далеко, но и пустых мест между автомобилями не так уж и много.
Среди прочих транспортных средств в потоке движется небольшой скутер. Мое внимание он привлек еще издалека. Связано это было с тем, что водитель использовал ближний свет фары. «Ух ты, — подумал я тогда. — А ведь кто-то знает правила дорожного движения». По мере приближения скутера мое удивление только нарастало.
Скутер ехал прямо по центру шестиполосной проезжей части, причем прямо по двойной сплошной линии разметки. Тут уже я улыбнулся: «Неужели водитель думает, что двойная сплошная — это дорожка для скутеров?».
Тем не менее для меня до сих пор остается загадкой, что было в голове у водителя скутера и двух его пассажиров (всем лет по 12-13) при такой удивительной езде…
Предлагаю Вам посчитать, сколько пунктов ПДД нарушено в данном примере. Ну а после прочтения данной статьи можно будет провести подсчет еще раз. Не исключено, что результаты будут отличаться.
На каких ТС можно ездить без прав
В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).
Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.
Со скольких лет можно управлять мототехникой
Ответом на вопрос, нужны ли права на мопед, будет «да», ведь они необходимы для подтверждения знаний ПДД, а также способности управлять транспортным средством в условиях интенсивного потока. Водитель такой техники является полноправным участником движения и без навыков и знаний представляет опасность не только для себя, но и для других людей.
Важно знать! Права на мопед допускается получать с 16 лет, несмотря на то, что законодатель не определил минимальный возраст.
Выдает удостоверение ГИБДД после успешных экзаменов и получения медсправки об отсутствии противопоказаний к вождению. Основными заболеваниями, не позволяющими сесть за руль мототехники, являются:
- Любые психологические отклонения, требующие прохождения терапии с использованием психотропных лекарств.
- Сниженное зрение от 0,6 и ниже, слепота.
- Эпилепсия.
- Отсутствие конечностей или разная их длина, нарушающая координацию.
- Нарушение работы вестибулярного аппарата.
- Перенесенные серьезные операции, нарушающие сознание, координацию, восприятие окружающего пространства и прочее.
В остальных случаях оформить на скутер права можно в общем порядке. Это важный документ, который обязательно надо предоставить с общим пакетом бумаг. Обычно без него человеке не допускается даже к прохождению экзамена.
Ограничения для водителей категории «М»
Главным ограничением стало право управлять мотоциклом, мопедом, скутером и любым другим схожим транспортным средством до 50 кубов (не включительно) не ранее достижения 16-летнего возраста. За нарушение данного закона водитель обязан заплатить штраф в размере до 15000 рублей.
Штраф налагается и в том случае, когда средство передвижения имеет двигатель в 50 кубов или больше, но на руках имеет только права категории «М». Такие средства передвижения требуют уже «А»-прав.
Кроме того, воздержаться от управления мопедом или мотоциклом следует в следующих случаях, определяемых медицинскими требованиями:
- плохое зрение, слепота частичная или полная;
- эпилепсия, шизофрения и расстройства систем высшей нервной деятельности;
- наличие травм, которые могут помещать управлять мопедом, отсутствие конечностей;
- различные физические расстройства, не позволяющие садиться в водительское кресло, в том числе инвалидность;
- нарушение функций вестибулярного аппарата
Мопеды пользовались большой популярностью в Советском Союзе. Их невысокая цена, чуть ли не бесплатный бензин, привели к массовому использованию этого транспортного средства. Множество подростков при такой езде игнорируют обязательные требования. Многие до сих пор не знают точно, нужны ли права на современный мопед, без которых раньше можно было обойтись.
Действующий уже несколько лет Регламент дорожного движения предполагает наличие водительского удостоверения у владельцев мопедов. Оно оговаривается получением категории M, разрешающей управлять данным средством, не опасаясь встречи с представителем автоинспекции. Разумеется, что это требование касается только тех, кто не имеет какой-либо другой открытой категории. Остановленный же инспектором седок подвергнется административному штрафу от 5 тысяч рублей до 15 за эксплуатацию без соответствующего удостоверения.
Рассматривая скутер и мопед, можно сказать, что они имеют различную мощность двигателя. Это выражается в необходимости получения различной категории прав. Например, электрический скутер подразумевает также категорию водителя M. Поэтому сюда причисляются все двигатели с мощностью от 0,25 до 4 киловатт. Не играет никакой роли — приобретено средство в магазине, или умелец его сконструировал сам, установив на него электромотор.
Как пройти экзамен на получение прав?
Экзамен на удостоверение категории «M» состоит из 2 частей: теоретической и практической. Экзаменатор не должен быть моложе 25 лет, у него должны быть права категории «M» или выше.
Первая часть включает в себя прохождение теста на компьютере. Если она будет успешно пройдена, кандидату необходимо будет подготовиться к сдаче практики, которая осуществляется на площадке и в городе. Отправляться на экзамены можно лишь после прохождения соответствующего обучения в автошколе. Даже если вы уже сами подготовились и у вас есть знания, просто так пройти экзамены не получится.
Если вам не удалось пройти экзамен, можно подготовиться и явиться на пересдачу спустя неделю. Если вы провалите экзамен дважды, до пересдачи вы будете допущены лишь через месяц.
Процедура получения прав на двухколесные ТС достаточно простая. Она не отнимает большое количество времени. Поэтому если вы обожаете мопеды и планируете приобретение этих ТС, вам стоит подумать о том, как получить права на мопед. Конечно, можно управлять ТС где-нибудь далеко за городом, где нет инспекторов ГИБДД. Но если вы решитесь ездить по городским дорогам или по загородной автомагистрали, вам все же понадобится водительское удостоверение.
Как правильно ездить?
Вот некоторые правила, которые обязательно нужно запомнить!
- Скутер должен двигаться по краю крайней правой полосы движения. В правилах оговаривается исключение – выезжать можно только для объезда автобуса, осуществляющего посадку пассажиров.
- На многополосной проезжей части, в случае необходимости разворота или поворота налево, скутер или мопед не имеет права на такие действия. Однако, водитель может остановиться, провести в руках транспортное средство через пешеходный переход, вновь оседлать железного коня и ехать дальше.
- Обязательно наличие шлема!
- Интересный момент по поводу перевозки пассажиров. Количество мест для сидения должно оговариваться в техническом паспорте мопеда. Дети до 7 лет должны перевозиться исключительно в специальных креслах.
- Водители, не имеющие опыт вождения, не могут перевозить пассажиров, даже при наличии места. Такими водителями считаются те, у которых с момента получения прав не прошло 2 года.
- Нельзя бросать руль! Хотя бы одной рукой, но всегда нужно держать руль мопеда во время езды.
- Запрещается транспортировка. Вообще! Нельзя транспортировать скутер или мопед другим транспортным средством. Также не разрешается буксировать мопедом или скутером никаким способом. Допускается только наличие специально предназначенного прицепа. Обычно это боковой прицеп – коляска.
- Обязательно во время движения включать ближний свет фар. Это поможет другим участникам движения ясно определять положения вашего транспортного средства. В этом значительно выигрывают скутеры японского производства. У них, как правило, свет автоматически всегда включен.
Скутеры с объёмом двигателя менее 50 см3
До 2013 года в законе не было определённых правил, со скольки лет можно ездить на скутере. Кроме того, что необходимо было достичь как минимум 14-летнего возраста для езды на скутерах с объёмом двигателя менее 50 см3.
Разумеется, были некоторые «тонкости», которые ограничивали свободу этого правила. Например, детям не разрешалось выезжать на проезжую часть или любую другую дорогу с активным движением.
Но, несмотря на это правило, оно довольно часто нарушалось, что нередко приводило к весьма печальным последствиям. В таком возрасте подростки могли просто-напросто растеряться в сложной ситуации и стать причиной ДТП.
Изменения произошли в 2013 году, когда в России был введён закон, согласно которому, для того чтобы водить скутер объёмом двигателя до 50 см3, необходимы права категории «М». Но, несмотря на это, удостоверения начали выдавать лишь спустя год после введения данного закона. Этим законом правительство пытается не столько уменьшить актуальность данного средства передвижения, сколько обезопасить детей. До 2013 года водить скутер могли дети, начиная с 14 лет. В этом возрасте они не только не удосуживались выучивать правила дорожного движения. Самым страшным в этой ситуации было то, что дети даже не думали об элементарной ответственности и соблюдении самых простых правил дорожного движения. Эти два фактора сыграли очень злую шутку со многими из них.
С какого возраста разрешено ездить на мотоцикле
- Автокредитование
- Все о ОСАГО
- Все о КАСКО
- Автострахование
- Налоги на авто
- ДТП — что делать?
- Все о каршеринге
- Штрафы
- Регистрационные действия
- Общение с ГИБДД
- В помощь водителям
- Рассчитать транспортный налог
- Рассчитать ОСАГО
- Рассчитать КАСКО
- Рассчитать автокредит
- Рассчитать расхода топлива
- Калькулятор растаможки авто
Давайте сразу разберемся: в российских законах не определено транспортное средство под названием «скутер». Если смотреть на объем мотора, то такой транспорт по Правилам дорожного движения в п. 1.2 можно назвать:
- Мопед, в случае мощности двигателя до 50 см кубических.
- Мотоцикл, при мощности мотора свыше 50 кубов.
Поэтому, двухколесный транспорт с силовым агрегатом 49 кубов считается мопедом. Но по Федеральному закону №196-ФЗ в пункте 1 указано, что езда на мопедах возможна только при наличии водительских прав, а именно, специального удостоверения. Поэтому права на скутер нужны в обязательном порядке.
Если мощность мотора 49 кубов, то в правах должна быть открыта категория «М». В этом случае можно ездить на мопеде. Но Правительство РФ при создании законов учло тот факт, что на мопедах ездить не слишком сложно. Поэтому разрешили управлять этим транспортом лицам с любыми другими категориями.
По указанному выше Федеральному закону любые водительские права подойдут для управления мопедом. Категория «М» — самая низшая для водителей, поэтому ездить на мопеде можно с любой категорией прав, даже если в них не открыта именно эта.
Если у водителя есть медицинские противопоказания для вождения мопеда, то в правах ставится отметка «ML».
Это не позволяет водителю ездить на скутере, независимо от мощности двигателя и наличия других категорий в правах. Если данная отметка поставлена ошибочно, нужно обратиться в МРЭО ГИБДД с заявлением о корректировке информации. Для этого потребуется оформить новую медицинскую справку, чтобы доказать, что врачи не нашли противопоказаний для управления мопедом.
Вопрос в том, что часто возникают спорные моменты между инспекторами ГИБДД и водителями. Это касается категории «М». Полицейские не согласны, что на скутере можно ездить с любой категорией прав.
В этом случае существуют две стороны вопроса:
- Если у человека нет медицинских противопоказаний, то в водительское удостоверение автоматически ставится отметка с категорией «М», если есть остальные.
- Если даже она не поставлена, а другие категории есть, то это дает право на управление мопедом.
Отличие между этими двумя позициями большое. Например, если в ваших правах есть категория «В», а отметка «М» не стоит, то на дороге вас может остановить инспектор, который имеет первое мнение. При этом он оштрафует вас, выписав постановление.
Такое решение нужно оспаривать, так как оно незаконно. Федеральный закон непосредственно говорит, что, если есть любая категория на управление транспортом, то ездить на мопеде можно. В этом законе не говорится, что отметка «М» должна обязательно быть. Поэтому штраф можно обжаловать и добиться справедливости.
Когда будете в очередной раз менять права, то в поликлинике при прохождении медкомиссии напомните главному врачу, чтобы он отметил в справке допуск к категории «М». В этом случае в ГИБДД вам укажут ее в водительском удостоверении.
Нужны ли права на скутер 49 кубов?
- МВД готовит электронную реформу техосмотра в 2021 году — 04/01/2021
- 350 тысяч незаконных диагностических карт выдано в России — 04/01/2021
- Лицензирование автобусов с 1 января 2021 — 04/01/2021
- Парковка во дворах с 1 января 2021 года — 04/01/2021
- Шлагбаумы во дворах могут снести с 1 января 2021 года — 04/01/2021
- Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
- Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
- Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
- Поправки в экзамен ГИБДД с 1 октября 2020 года перенесли — 23/05/2020
- Новые штрафы ГИБДД с 2021 года: правда или фейк? — 26/10/2020
- Ездить на скутере достаточно несложно, его может освоить даже ребёнок 10-летнего возраста. Но законом категорически запрещена езда на транспортном средстве в таком юном возрасте. Приобрести транспорт может оказаться лёгким, а вот справиться с ним и его массой на дороге маленький ребёнок никак не сможет.
- Со скольки лет можно ездить на скутере? По закону Российской Федерации для управления скутером гражданин должен достичь отметки 16 лет. Именно после шестнадцати лет юноша может сдать на специальные права категории М, с помощь которых и можно будет осуществить управление этим транспортным средством. Для комфортного и безопасного вождения любой человек обязан чётко знать правила дорожного движения, дорожные знаки, цвета светофора и команды регулировщика дороги.
Если ребёнок, которому ещё не исполнилось 16 лет, садиться за управление скутером, то ответственность за него будет находиться в руках его родителей. Наказание за нарушение правил или за какое-нибудь дорожное происшествие может оказаться как административным, так и уголовным. Происходит так, что гражданин, который покупает своему малолетнему ребёнку такой подарок, становится не только плохим воспитателем ребёнка, но и правонарушителем в некоторых случаях. Закон в этом случае может спокойно заявить родителю о плохом воспитании ребёнка и отсутствии заботы о его жизни и здоровье.
Так, теперь мы знаем со скольки лет разрешено управление скутером, теперь переходим к более серьёзному транспортному средству – мопеду. Этот вид транспортного средства считают полезным и неотъемлемым для поездок на дачный участок или на природу. Главным отличием мопедов от скутеров является наличие педалей. В случае когда у владельца мопеда заканчивается бензин, то не нужно его тащить до дома либо придумывать способ транспортировки. Можно просто начать крутить педали, как на обычном велосипеде.
Если вы родитель и хотите порадовать ребёнка такой вещью, то следует внимательно ознакомиться с законом. Нам кажется, что мопед — это достаточно простое средство, и что даже маленький ребёнок способен с ним легко совладать. Это конечно же так, но что на этот счёт думает закон. Со скольки лет разрешено управлять мопедом?
Со скольки лет права на мотоцикл 2020
За прием у него теоретического экзамена, то есть у него должна быть с собой еще одна квитанция. Поверхность земли здесь неровная: есть подъем на въезде и в правом кругу «восьмерки», а левый круг опущен у основания.Но если настроить мотоцикл так, чтобы обороты двигателя были слегка повышенными, этот элемент можно проехать, не трогая ручку «газа».Категории «А» не сдал экзамен первый раз, ему дается неделя на подготовку.Получается, если он сдавал экзамен в среду, то в ближайшую субботу экзамен у него не примут — следующий раз можно прийти только в субботу, через неделю.
Само обучение на категорию М проходит в специализированном учреждении.Будущему обладателю прав данной категории придётся сильно потрудиться, чтобы сдать внутренние экзамены в автошколе и получить допуск к основному экзамену.
Скутер и мопед с точки зрения ПДД
Примечание. К мопедам относятся только скутеры, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см., а максимальная скорость не превышает 50 км/ч. Если Ваш скутер имеет больший объем двигателя или может развивать большую скорость, то он является мотоциклом.
Для начала хочу рассмотреть дорожную ситуацию, которую мне довелось наблюдать несколько лет назад
Шестиполосная дорога в центре одного из российских городов, полдень. По улице едет довольно много автомобилей. До пробки еще далеко, но и пустых мест между автомобилями не так уж и много.
Тем не менее для меня до сих пор остается загадкой, что было в голове у водителя скутера и двух его пассажиров (всем лет по 12-13) при такой удивительной езде.
Предлагаю Вам посчитать, сколько пунктов ПДД нарушено в данном примере. Ну а после прочтения данной статьи можно будет провести подсчет еще раз. Не исключено, что результаты будут отличаться.
Давайте перейдем непосредственно к правилам для водителей скутеров.
Что запрещается делать водителям скутеров?
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Рассмотрим все по порядку.
1. Необходимо держаться хотя бы одной рукой за руль при движении на скутере.
3. ПДД для скутеров, также как и правила для велосипедистов, запрещают поворачивать налево и разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть две или более полосы или на дороге есть трамвайные пути. Причем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае.
Тем не менее у водителя скутера всегда есть возможность остановиться, слезть с транспортного средства и превратиться на время в пешехода. После этого можно перейти широкую проезжую часть в нужном направлении по пешеходному переходу и вновь превратиться в водителя транспортного средства.
Примечание. Данное требование не распространяется на дороги, расположенные внутри велосипедных зон, а также на дороги, на которых поворот налево разрешен из крайней правой полосы.
4. Водителю мопеда в обязательном порядке нужен специальный шлем. Этот вопрос подробно рассматривался в статье «Нужен ли на скутер шлем».
В завершение предлагаю Вам еще раз вернуться к примеру со скутером из начала данной статьи и посчитать, сколько пунктов правил нарушили его водитель и пассажиры.
Надеюсь, что после изучения данной статьи Вы запомнили все правила для скутеров и будете лучше ориентироваться в транспортном потоке.