Борьба с контрафактом в условиях нового регулирования параллельного импорта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Борьба с контрафактом в условиях нового регулирования параллельного импорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Как избежать нарушений и штрафов

Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.

Однако содержать свой собственный штат декларантов дорого, далеко не для всех компаний это оправдано. Как же быть в этом случае?

Мы рекомендуем отдавать таможенное оформление на аусторсинг, обращаясь в компанию, которая специализируется на таможенном оформлении и обладает необходимым опытом и кадрами.

AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.

Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!

Порядок проведения таможенного контроля

На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.

Формы таможенного контроля:

  • Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
  • Проверка документов и сведений;
  • Таможенный осмотр товаров и транспорта;
  • Таможенный досмотр товаров и транспорта;
  • Личный таможенный досмотр;
  • Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  • Таможенная проверка.

Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.

Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:

  • При декларировании соблюдены все формальности;
  • Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
  • Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
  • В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.

При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).

Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.

Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).

При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.

Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.

Степени таможенного досмотра

  1. Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
  2. Взвешивание (полное или выборочное);
  3. Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
  4. Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
  5. Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
    • Без взятия проб и образцов;
    • С взятием проб и образцов;
  6. Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.

Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.

Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.

  1. Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
  2. Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
  3. Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.

Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).

Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.

Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?

  1. Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД.
    Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица.
  2. Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
  3. Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
  4. Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
  5. К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу.
    Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники.
  6. Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
  7. После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.

Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.

  1. При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
  2. ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
  3. Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
  4. Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.

Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.

Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.

Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).

Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.

Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).

Таможенный осмотр проводится:

  1. На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
  2. В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
  3. На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.
Читайте также:  Налоги с заработной платы 2023

Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).

Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.

При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:

  • Проводить устный опрос;
  • Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
  • Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
  • Использовать технические средства;
  • Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
  • Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
  • Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
  • Вести таможенное наблюдение.

Проведение таможенного контроля

Проведение мероприятий таможенного контроля продолжается до того момента, после которого перевозимые товары помещаются под выпуск для внутреннего потребления. Исключение составляет условно выпущенная продукция и реимпорт. В иных случаях процедура проверки заканчивается после:

  • обращения в государственную собственность;
  • помещения под процедуру отказа или уничтожения;
  • фактического вывоза с территории ЕАЭС;
  • признания части иностранного груза производственной потерей.

Порядок проведения таможенного контроля и что это такое

Все работающие в Российской Федерации инспекционно-досмотровые комплексы функционируют в соответствии с принятыми правительственными постановлениями. В нормативных и правовых актах, помимо понятийного аппарата, определяющего надзорных органов исполнительной власти, представлен и набор четких инструкций, в соответствии с которыми специалисты ФТС должны проводить те или иные вмешательства.

Таким образом, регламент деятельности варьируется исключительно в формате строго очерченных рамок, а при его реализации сотрудники постовых служб руководствуются ранее созданным указаниями. Технология проведения таможенного контроля – это этапы, понятия, принципы и порядок осуществления соответствующих мероприятий, очерченных правительственной документацией. К числу операций, которые, как правило, проводятся на местах, относятся:

  • устный опрос;
  • запрос бумажных и цифровых свидетельств;
  • назначение экспертизы;
  • сопровождение;
  • установление определенного маршрута;
  • учет продукции;
  • наблюдение;
  • проверка системы сертификационного регистрирования и пр.

Конечно, вопрос о транспортировке товаров через границу – это чрезвычайно важный аспект, нуждающийся в самом подробном рассмотрении. Однако перед предпринимателями, обладающими статусом участников внешнеэкономической торговой деятельности, постоянно появляется огромное количество иных задач самого разного уровня сложности.

Для автоматизации бизнес-процессов в 2021 году принято использовать специализированное программное обеспечение, например, сервис «Склад 15» от российского бренда «Клеверенс». Компания, занимающаяся разработкой профильного софта на протяжении последнего пятнадцатилетия, является надежным поставщиком решений для организаций, учреждений, транспортных зон, сетевых магазинов, фирм e-commerce и пр.

Ответственность за нарушения таможенных правил, посягающие на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Под перемещением через таможенную границу РФ таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 ТК).

При этом стоит отметить, что понятия «перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможенной границы» не являются синонимами. Перемещение товаров через таможенную границу РФ может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы РФ (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ).

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также иная территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 ТК, ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, за исключением случаев, прямо указанных в законодательных актах РФ по таможенному делу.

Ответственность за нарушения таможенных правил, посягающие на порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

Статья 254 ТК состоит из трех частей, предусматривающих ответственность за выдачу без разрешения таможенного органа, утрату, нарушение сроков доставки или недоставление в место, определенное таможенным органом, товаров, транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них.

Противоправность указанных деяний прежде всего выражается в несоблюдении требований ст. 140 ТК, в соответствии с которой на перевозчика возложена обязанность доставить товары, транспортные средства и документы на них в место, определенное таможенным органом. Такая доставка производится по установленным маршрутам без какого-либо изменения упаковки перевозимых товаров или их состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме целей доставки.

Практически для всех видов товаров выработаны нормы убыли. В случае же возникновения по данному поводу разногласий между перевозчиком и таможенным органом назначается экспертиза, проводимая Центральной таможенной лабораторией либо экспертными подразделениями Ростеста, Госстандарта и других организаций.

Маршрут доставки таможенным органом, как правило, не устанавливается, а если маршрутизация используется, то в основном для контроля за транзитными товарами. Однако маршрутизация может осуществляться таможенным органом и при доставке товаров под таможенным контролем во внутренние таможни. При этом контроль за доставкой автомобильных грузов осуществляется не более чем в двух пунктах в регионе деятельности каждой таможни. Указанные пункты (чаще всего склады временного хранения, учредителями которых являются таможенные органы) работают круглосуточно и находятся вблизи автомагистралей.

При рассмотрении ч. 1 ст. 254 ТК (выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в определенное таможенным органом место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем) в первую очередь следует определить понятия выдачи и утраты. Под выдачей товаров и транспортных средств понимается их передача третьим лицам. Так, за выдачу товаров несет ответственность перевозчик, доставивший товары не в таможенный орган назначения, а получателю, адрес которого указан в товаросопроводительном документе. В отличие от выдачи утрата не связана с прямым волеизъявлением лица и, по сути, является результатом, выразившимся в выбытии вещи из владения лица.

Утрата и выдача товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть допущены не только в процессе доставки, но и впоследствии, при осуществлении хранения. Этим обусловливается привлечение к ответственности за совершение данных действий также складов временного хранения и лиц, принявших товар на ответственное хранение.

При заполнении документа контроля за доставкой товаров в графе 40 перевозчик подписывается под обязательством о доставке товара в установленные место и сроки. Однако отсутствие такого обязательства не является основанием для освобождения лица от ответственности по данной статье в силу того, что обязанность доставить товар вытекает не из графы 40 документа контроля доставки, а из ст. 140 ТК.

Документ контроля за доставкой товаров (ДКД) — документ, необходимый для таможенных целей и для таможенного контроля и заполняемый на каждую партию товаров, перевозимых от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения. В качестве ДКД используются книжка МДП или бланк грузовой таможенной декларации.

Деяние лица, выразившееся в выдаче, утрате или недоставлении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, ряд таможенных органов квалифицируют одновременно по ч. 1 ст. 254, ч. 1 ст. 279 ТК (в части недекларирования товаров и транспортных средств). Правомерность таких действий они обосновывают положениями ст. 144 ТК, согласно которой до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик. Однако так как перевозчик является только лицом, фактически перемещающим товары либо ответственным за использование транспортного средства, и не может выступать в качестве, достаточном для совершения с товарами действий по их декларированию от собственного имени, то оснований для привлечения его к ответственности по ч. 1 ст. 279 ТК не имеется.

Применение ч. 1 ст. 279 ТК возможно лишь, когда перевозчик выступает одновременно в качестве получателя товара. В этом случае он привлекается к ответственности по двум статьям в силу того, что на нем лежат две обязанности: обязанность доставить товар и обязанность его оформить.

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 254 ТК, влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с применением альтернативного дополнительного взыскания в виде конфискации либо взыскания стоимости этих товаров и транспортных средств либо отзыва лицензии или квалификационного аттестата.

Некоторые перевозчики предпринимают попытки признать недействительным постановление таможенного органа о наложении взыскания в судебном порядке.

Перевозчики часто апеллируют к тому, что они доставили товар в таможню назначения, где люди в форменной одежде поставили на документах штамп о доставке товара, скрепленный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Однако в процессе производства по делу установлено, что указанные штампы и оттиски, сделанные личной номерной печатью, не соответствуют представленным образцам, а из таможни назначения получен ответ о том, что товар не доставлялся. При привлечении перевозчиков к ответственности таможенные органы исходят из того, что юридические лица не несут ответственность только в случае действия непреодолимой силы. Ряд же судебных органов полагает, что факт подделки штампов служит основанием для проведения служебной проверки, но не для привлечения лица к ответственности.

Один перевозчик в исковом заявлении указал, что он неправомерно привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 254 ТК, так как в соответствии с действующим законодательством должен нести ответственность только за уплату причитающихся таможенных платежей. В качестве обоснования заявленного была использована следующая логическая конструкция. Действительно, товар был помещен под процедуру внутреннего таможенного транзита . Транзит товаров регулируется главой 6 Таможенного кодекса РФ. В соответствии со ст. 40 этой главы при выдаче без разрешения таможенного органа, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта.

Процедура, аналогичная применяемой в настоящее время процедуре доставки товаров под таможенным контролем. Регулировалась Приказом ГТК России от 16 апреля 1993 года N 136, утратившим силу 31 июля 1997 года.

В данном случае претензии перевозчика необоснованны. Во-первых, налицо подмена понятий внутреннего таможенного транзита, являющегося процедурой доставки товаров между пограничным и внутренним таможенным органом, предваряющей помещение товаров под определенный таможенный режим, и транзита — таможенного режима . Во-вторых, вне зависимости от того, произошли ли выдача, утрата или недоставление при доставке товара во внутреннюю таможню или при использовании таможенного режима транзита, когда доставка осуществляется в иной пограничный таможенный орган, перевозчик несет ответственность по ч. 1 ст. 254 ТК. Санкция в виде неуплаты таможенных платежей относится к группе финансово — правовых санкций и применяется к перевозчику вне зависимости от привлечения его к ответственности за нарушение таможенных правил.

Читайте также:  Уход за пенсионером: как не терять стаж, будучи безработным

Под таможенным режимом транзита товаров понимается режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 35 ТК).

Частью 2 ст. 254 ТК предусмотрена ответственность за утрату или недоставление принятых для вручения таможенному органу таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем. Для вручения таможенному органу могут передаваться документ контроля доставки товаров, краткая декларация, грузовая таможенная декларация, транспортные, товаросопроводительные и другие документы. Ответственность по ч. 2 ст. 254 ТК наступает только в случае, если документы были приняты для вручения.

Практика идет по пути того, что в случае недоставления в таможню назначения и товаров и документов на них ответственность наступает только по ч. 1 ст. 254 ТК. Однако с учетом того, что совершается два отдельных правонарушения, применение обеих частей также обосновано.

Совершение деяния, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 254 ТК, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере от трех до пятидесяти процентов стоимости товаров и транспортных средств, на которые были утрачены или не были доставлены документы.

Действия, выразившиеся в несоблюдении установленного таможенным органом срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них, квалифицируются по ч. 3 ст. 254 ТК.

Указанная часть применяется в случае, если доставка в таможенный орган назначения произошла, но с нарушением сроков.

Сроки доставки устанавливаются таможенным органом самостоятельно, исходя из возможностей транспортного средства, маршрута доставки и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц (ч. 2 ст. 140 ТК).

В практике таможенных органов возникал вопрос, будет ли являться нарушением таможенных правил доставка товаров, транспортных средств и документов на них с нарушением срока, установленного таможенным органом, но в пределах срока, исчисленного из расчета две тысячи километров за один месяц. Анализ ч. 2 ст. 140 ТК позволяет говорить о том, что предельный срок в две тысячи километров предназначен для таможенного органа, который не может его превысить при определении срока доставки, но не как предельный срок самой доставки товаров перевозчиком. Для последнего обязательным является срок, установленный таможенным органом.

Очевидно, что ответственность по ч. 3 ст. 254 ТК наступает только в случае, когда срок доставки таможенным органом был установлен.

Ответственность за данное правонарушение наступает в виде предупреждения либо наложения штрафа в размере от двухкратного до десятикратного минимального месячного размера оплаты труда.

Статья 252 ТК. Если вследствие аварии или действия непреодолимой силы перевозчиком не могут быть выполнены обязанности, предусмотренные ст. 140 ТК, Таможенный кодекс РФ предписывает ему совершить следующие действия: принять все меры для обеспечения сохранности и недопущения какого-либо неразрешенного использования товаров и транспортных средств, а также незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров и транспортных средств (ст. 141). Эти положения применяются также, когда морские, речные и воздушные суда делают вынужденную остановку или посадку на территории РФ.

Статьей 252 ТК предусмотрена ответственность за несоблюдение изложенных выше требований. Кроме того, ответственность по данной статье наступает за необеспечение перевозки названных товаров и транспортных средств в ближайший таможенный орган или доставки должностных лиц этого органа к месту нахождения товаров и транспортных средств.

Непреодолимая сила является институтом гражданского права и ее понятие содержится в ст. 401 и 202 Гражданского кодекса РФ, согласно которым под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Общепринятого определения аварии не существует.

Так, в Кодексе торгового мореплавания СССР 1968 года общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (ст. 232). В Правилах дорожного движения Российской Федерации 1993 года термин авария употребляется наряду с дорожно — транспортным происшествием — событием, возникающим в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз или сооружение.

Правоприменительная практика таможенных органов исходит из того, что авария — это такая поломка транспортного средства, которая препятствует дальнейшему движению и не дает возможности завершить процедуру доставки товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом место без:

  • изменения, уничтожения, повреждения либо утраты средств идентификации, примененных таможенным органом;
  • погрузки, выгрузки, перегрузки этих товаров и транспортных средств;
  • исправления повреждений их упаковки, а также осуществления упаковки и переупаковки.

Приведем пример. При доставке в приграничный таможенный орган произошла поломка транспортного средства, на котором осуществлялась перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем. Водитель автотранспортной организации, выполнявшей перевозку, поставил транспортное средство с товаром на платную стоянку при автозаправочной станции и направился за деньгами на ремонт транспортного средства в расположенный рядом город. По истечении нескольких дней он вернулся и после ремонта с нарушением установленных сроков доставил транспортное средство в место, определенное таможенным органом. В связи с тем, что транспортное средство находилось на стоянке без контроля со стороны таможенных органов и перевозчика в течение нескольких дней, автотранспортная организация была привлечена к ответственности по ст. 252 ТК.

За совершение деяния, предусмотренного рассматриваемой статьей, установлена ответственность в виде наложения штрафа в размере от двух до десяти процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения.

Статья 253 ТК предусматривает ответственность за непредставление в месте доставки товаров и транспортных средств и невручение документов на них таможенному органу.

Статья 142 ТК содержит положение, в соответствии с которым в месте доставки товары и транспортные средства должны быть представлены, а документы на них вручены таможенному органу. Представление выражается в уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств. Такое уведомление подается не позднее 30 минут со времени прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа — не позднее 30 минут со времени наступления начала работы этого таможенного органа.

Ответственность за непредставление товаров и транспортных средств, а также за невручение документов на них несет, как правило, перевозчик.

Однако обязанность представления товаров и транспортных средств и вручения документов на них может лежать и на разных лицах. Так, согласно Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС России и ГТК России 20 апреля 1995 года, железные дороги обязаны доставить грузы и документы на них на станцию назначения и уведомить о доставке груза таможенный орган (представить товары и транспортные средства), а работники этой станции обязаны передать таможенному органу четвертый лист ГТД, два экземпляра натурного листа, а также перевозочные и товаросопроводительные документы на вывозимый груз (вручить документы). Таким образом, в случае доставки товаров железнодорожным транспортом ответственность по ст. 253 ТК распределяется следующим образом: субъектом ответственности за непредставление в месте доставки товаров является железная дорога, а за невручение документов на них — станция назначения.

Иначе обстоит дело с транспортными средствами. Согласно телеграмме ГТК России и МПС России от 4 декабря 1993 года порожние вагоны, контейнеры, перевозочные приспособления (за исключением случаев, когда они являются товарами) при перемещении между железными дорогами СНГ и Балтии пропускаются пограничными таможенными органами без таможенного оформления на станции отправления по натурному листу, представленному железной дорогой, с указанием в нем цели перемещения. В данном случае обязанность как представить транспортные средства, так и вручить на них документы таможенному органу РФ лежит на перевозчике.

Обязательным условием для наступления ответственности по данной статье является доставка товаров и транспортных средств в место, определенное таможенным органом.

За невручение документов на товары и транспортные средства лицо будет нести ответственность только в том случае, если установлено, что документы имелись в наличии, однако по каким-либо причинам не были представлены таможенному органу. В противном случае действия лица образуют состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 254 ТК (утрата или недоставление принятых для вручения таможенному органу документов).

Действия, определенные в диспозиции ст. 253 ТК, влекут наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере до пятикратного минимального месячного размера оплаты труда.

Статья 258 ТК предусматривает ответственность за нарушение порядка таможенного оформления.

Диспозиция ст. 258 ТК содержит две группы деяний, образующих объективную сторону правонарушения:

  • несоблюдение установленных требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения;
  • предъявление неправомерных требований на применение упрощенного порядка таможенного оформления, а равно несоблюдение условий его применения.

В настоящее время существуют две противоположные позиции касательно начала таможенного оформления. Приверженцы первой из них утверждают, что таможенное оформление начинается с момента начала предварительных операций, а именно с момента уведомления таможенного органа о пересечении таможенной границы РФ либо о намерении пересечь таковую. Свою позицию они мотивируют тем, что, во-первых, предварительные операции открывают (после общих положений) раздел «Таможенное оформление» Таможенного кодекса РФ, а во-вторых, в соответствии со ст. 137 ТК под предварительными операциями понимаются все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Таким образом, таможенное оформление как процедура делится на две части — предварительное таможенное оформление и основное.

Вторая позиция состоит в том, что предварительные операции являются лишь своеобразным «приготовлением» к таможенному оформлению, вспомогательным процессом. Сторонники данной точки зрения ссылаются в первую очередь на ст. 18 ТК, содержащую основные понятия, используемые в Таможенном кодексе РФ. Пункт 15 данной статьи дает определение таможенного оформления как процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ. Первые же действия по заявлению таможенного режима лицо осуществляет, производя декларирование, уже после завершения всех предварительных операций.

Это мнение подтверждается также ст. 132 ТК, согласно которой таможенное оформление начинается не позднее 30 минут с момента заявления должностным лицом таможенного органа о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка совершения предварительных операций, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

За разрешительные документы — 9% дел

Требования предоставить разрешительные документы встречается в 54 импортных деклараций из 100 (статистика 2019 года). Для экспортных деклараций — 11 из 100. К импортному грузу больше требований со стороны технического регулирования, получения разрешений от министерств.

Читайте также:  Как получить льготы ветеранам труда в Надыме в 2023 году

Таможня завела 10 692 дела об АП за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз/вывоз товаров. Ответственность прописана в ст. 16.3 КоАП РФ. Количество дел по этой статье сократилось на 78% по сравнению с 2019 годом (19 022 дела).

Распространенная ошибка, которые приводят импортеров к нарушениям, — это отсутствие декларации или сертификата соответствия. Почему так происходит?

Нет единого перечня товаров. Чтобы понять, обязаны ли вы произвести оценку соответствия товара, нужно изучить технические регламенты. Сейчас действует 47 техрегламентов. Товар можно найти по описанию в регламенте, а не по коду ТН ВЭД. Есть спорные товары, для которых сложно сопоставить описание товара из документов от производителя и в техрегламенте. Это электротовары и оборудование.

Проверяйте товар в техрегламентах тщательней. Не забывайте проверять технические требования для упаковки товара. Просите сертификационный орган подтвердить в виде письма, что товар не подлежит обязательной оценке соответствия. Это письмо поможет при выпуске товара на таможне.

Что делать при задержании груза?

Зачастую с задержкой груза сталкиваются физические лица, которые заказывают себе товары для личного пользования из разных стран, включая Китай. Перевозкой их занимаются различные службы и организации.

Самой известной является ЕMS. Она отличается от обычной почты тем, что с прибытием посылки на почтовое отделение по адресу отправления заказчику приходит уведомительное письмо или смс на мобильный телефон о том, что посылка доставлена, и заказчик может ее забрать.

Если посылка отправлялась по этому каналу доставки, то ситуация несколько упрощается. Заказчику придет письмо о задержке. Если же посылка отправлялась обычной почтой, то заказчику самому придется выяснять, куда она делась. Это занимает много времени, ведь изначально нужно посетить почту, затем связаться с отправителем, подать заявку в таможню для выяснения задержки груза.

Виды таможенных правонарушений, предусматривающие административную ответственность

К таким проступкам относят действия:

  • отсутствие реакции на требование остановки автомобиля, следующего через госграницу в месте расположения органа таможни;
  • начало движения автомашины без разрешения, если авто находится в процессе контроля;
  • причаливание к судну без разрешения, если это плавсредство находится на стадии контроля;
  • препятствование доступа должностным лицам к имуществу таможни во время выполнения ими своих должностных обязанностей, если это имущество пребывает в стадии контроля;
  • несоблюдение сроков предоставления документов, требующихся для проведения контроля имущества;
  • сокрытие вещей, перемещение груза в обход точек пропуска и контроля, если состав контрабанды, других преступлений отсутствует;
  • перемещение грузов по поддельным, недействительным, похищенным документам через границу, при отсутствии состава контрабанды или других преступлений;
  • несоблюдение сроков декларирования при импорте товаров;
  • транспортирование, хранение, покупка товаров, прибывших на таможенную территорию минуя контроль.

Принципы наложения ответственности

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Нарушение таможенных правил

Любая деятельность в области таможенного дела связана с различными видами рисков. Самыми распространенными из них, на наш взгляд, являются риски нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Указанные риски могут нести за собой разные последствия, от административного наказания в виде предупреждения до уголовного преследования.

Именно поэтому и, учитывая тот факт, что российское законодательство не предусматривает освобождение от ответственности за незнание закона, мы предлагаем для Вашего обзора краткую статью о том, что же такое нарушение таможенных правил, виды административных правонарушений в области таможенного дела и последствия возникающие вследствие нарушения таможенных правил.

Определения

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ — это противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный таможенным законодательством РФ и международными договорами РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Конкретные виды административных правонарушений и ответственность за них определены главой 16 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

НТП – нарушение таможенных правил.

КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ — административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ – административно-процессуальный документ, выносимый по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.

САНКЦИЯ – часть нормы, которая указывает на меры государственного принуждения в случае ее неисполнения.

ВЭД – внешнеэкономическая деятельность.

Виды административных правонарушений и санкции за их совершение

Ответственность за нарушения таможенных правил предусмотрена главой 16 КоАП РФ.

Участники ВЭД, таможенные представители (брокеры), владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики в своей профессиональной деятельности зачастую сталкиваются с нарушением таможенных правил.

  • Незаконное перемещение товаров через таможенную границу ТС;
  • Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
  • Несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров
  • Представление недействительных документов при таможенном оформлении
  • Несоблюдение внутреннего таможенного транзита
  • Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации
  • Проведение грузовых операций без разрешения таможенного органа
  • Нарушение сроков временного хранения
  • Непредставление в таможенный орган отчетности
  • Несоблюдение таможенного режима

Санкции за административные правонарушения в области таможенного дела могут быть такими как:

  • наказание в виде предупреждения;
  • фиксированные штрафы от и до определенной суммы;
  • штраф в виде процентного соотношения от суммы неуплаченных таможенных платежей;
  • штраф в виде процентного соотношения от стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения;
  • конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

Какие есть формы таможенного декларирования товаров

Правовое регулирование служб таможни допускает применение трех форм таможенного декларирования.

  • Устная – предоставление в устной форме сотрудникам таможенной службы информации относительно отсутствия продукции, подлежащей обязательному внесению в таможенную декларацию. Данная форма заявления допускается к применению физлицами при транспортировке через таможенный контроль грузов некоммерческого предназначения, багажа, личных вещей. Устное таможенное декларирование используется в системах двух коридоров пропуска пассажиров. В этом случае лицо, намеренное применить устную форму таможенного декларирования, следует через «зеленый коридор», что сокращает время досмотра и упрощает саму процедуру контроля.

  • Электронное таможенное декларирование товаров предполагает информирование таможенных служб относительно перемещаемого через границу груза с использованием электронных средств связи.

  • Письменная форма таможенного декларирования товаров применяется в случае наличия в багаже/грузе товаров, которые попадают в перечень для обязательного таможенного декларирования.

Последние новости из мира туризма

  • казахстанский перевозчик «Air Astana» не допустил транзитного пассажира из России на рейс в Сербию с пересадкой во Франкфурте. Россиянин летел из Астаны, шенгенской визы у него не было. Выход из аэропорта не предполагался, но тем не менее авиакомпания не зарегистрировала россиянина на рейс, сославшись на решение миграционной службы Германии. При этом транзит через европейскую страну не запрещен для российских граждан. «Air Astana» пообещала предоставить туристу билет в Сербию через Турцию;
  • Италия ужесточила правила выдачи виз гражданам России. Теперь каждый заявитель должен предоставить финансовые гарантии. Таким образом, членам одной семьи необходимо предоставлять отдельные справки из банков. Допускается спонсорство несовершеннолетних детей родителями;
  • Финляндия стала отказывать во въезде россиянам с шенгенскими визами даже при наличии уважительных причин для посещения страны. Одна из соотечественниц рассказала, что ехала к гражданскому мужу, имея на руках приглашение от него, договор аренды, обратный билет. Однако на границе ее не пропустили. Известны случаи аннулирования шенгена матери, направлявшейся к сыну по приглашению, и женщине, заключившей контракт на работу с финской компанией;
  • Чехия ввела специальные визы для транзита через аэропорты страны. Новые требования касаются граждан России, Армении, Турции, Египта, Ирана, Индии, Кубы и ряда других стран. Обладателям шенгенских виз, вида на жительство в странах ЕС, членам семей европейских граждан, дипломатам оформлять дополнительные документы не нужно;
  • Индия сняла все ковидные ограничения на въезд туристов. Это касается и россиян. Больше не требуется предъявлять сертификат о вакцинации, результаты ПЦР-теста, заполнять онлайн-анкету. Но при появлении симптомов COVID-19 туристам следует информировать об этом ближайшее медицинское учреждение и уйти на изоляцию.

Нужен ли российский паспорт для выезда за границу в 2023 году

В большинстве случаев россиянам НЕ нужны внутренние документы для выезда за рубеж. Пограничники проверяют только загранпаспорт. Не имеет значения, биометрический он или обычный.

По российскому паспорту можно отправиться в Абхазию, Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Южную Осетию. Никаких отметок в документе не делается. На паспортном контроле можно предъявить и загранник, в нем штампы ставятся (кроме Абхазии и Южной Осетии).

Также следует помнить, что в Азербайджане могут отказать во въезде после посещения Армении, а в Грузии могут возникнуть вопросы, касательно ваших визита в Абхазию или Южную Осетию. Поэтому в Абхазию, Армению и Южную Осетию желательно брать российский паспорт.

При поездке в любую страну не будет лишним захватить с собой паспорт гражданина РФ — при утере или порче загранпаспорта он существенно облегчит жизнь. Для подстраховки документы стоит хранить отдельно.

Чем я в итоге рискую?

Во-первых, любая ошибка таможенного оформления – это потеря времени. Если речь идет, например, о скоропортящихся товарах, где дорог каждый час, задержка на таможне может оказаться фатальной.

Во-вторых, нарушение влечёт за собой штраф. Для юридических лиц минимальный штраф составляет 5 000 рублей, а максимальный может достигать нескольких стоимостей всей партии товара.

В-третьих, неправильное оформление дорогостоящего груза может привести к уголовному преследованию, если в этом случае объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей.

Административная ответственность регулируется главой 16 КоАП РФ, уголовная – статьей 196 УК РФ.

Помните, что таможенный контроль возможен в течение трёх лет с момента выпуска товара с терминала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *