Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для временно пребывающих иностранцев существуют свои правила по перечислению, поскольку из их числа выделяют специалистов с высокой квалификацией, доходы которых по любому из договоров не подлежат никаким взносам, кроме как на травматизм. Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС.
Тарифы по страховым взносам «на травматизм»
Страховые взносы «на травматизм» рассчитываются по тарифам (от 0,2 до 8,5%), которые зависят от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).
При этом порядок определения основного вида деятельности для целей установления тарифов по взносам «по травматизму» определен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Порядок определения вида деятельности).
В связи с созданием Социального фонда России (далее – СФР) в данный документ Минтрудом будут внесены соответствующие поправки (сейчас они на стадии утверждения). В частности, планируется, что страхователи для подтверждения основного вида деятельности в 2023 году не позднее 17 апреля 2023 года должны подать в СФР соответствующее заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (п. 3 Порядка определения вида деятельности). Основным видом деятельности, как и раньше, будет признаваться тот вид деятельности, по которому получена большая выручка за прошлый год (п. 9 Порядка определения вида деятельности).
Не забудьте внести корректировки в локальные документы
Ввиду изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).
Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.
Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.
Взносы на обязательное пенсионное страхование
С 1 января 2023 года расширится и перечень лиц, за которых работодатели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ст. 6 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ).
С указанного момента данный перечень будет дополнен лицами, обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг.
Напомним, сейчас такие сотрудники исключаются из числа застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, и работодатели не платят за них взносы в ПФР (ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). С нового года данная норма утратит силу и с выплат в пользу работников студенческих отрядов нужно будет уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на общих основаниях.
Взносы студенческие отряды с 2023 года смогут уплачивать по единому льготному тарифу 7,6% (на пенсионное страхование – 6%). Но это касается только студенческих отрядов, включенных в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Если студенческий отряд не включен в соответствующий реестр, то с выплат в пользу обучающихся пенсионные взносы нужно будет уплачивать по общему тарифу 22%.
На сколько месяцев вперед можно внести фиксированный авансовый платеж за патент на работу в 2022 году?
На сегодняшний день иностранному гражданину необходимо продлевать регистрацию на основании патента всякий раз, когда он оплачивает авансовый НДФЛ по патенту на работу.
То есть, каждый раз после очередной оплаты патента в 2022 году, иностранный гражданин должен будет продлевать свою регистрацию.
И поскольку это довольно хлопотная процедура, возникает резонный вопрос, можно ли оплатить патент на работу на несколько месяцев вперед, чтобы не приходилось продлевать регистрацию каждый месяц?
За один раз иностранный гражданин может внести фиксированный авансовый платеж НДФЛ по патенту за период от 1 до 12 месяцев.
То есть если иностранный гражданин платит за патент на месяц вперед, то ему нужно будет продлить регистрацию по патенту также на 1 месяц. И через месяц все заново: сначала оплата фиксированного авансового платежа НДФЛ по патенту на следующий период, затем сразу после оплаты патента продление регистрации.
Если же иностранец оплачивает патент на 3 месяца вперед, то и регистрацию ему нужно продлевать на 3 месяца вперед. И возвращаться к этому вопросу придется уже только через 3 месяца, сразу после внесения очередного авансового платежа по патенту на работу иностранным гражданином.
Важно! При этом оплатить патент на работу более чем на 12 месяцев не получится, так как документ будет действовать максимум год со дня выдачи.
То есть, например, если иностранный гражданин вносит фиксированный авансовый платеж НДФЛ сразу на 15 месяцев вперед, то патент все равно будет действовать только 12 месяцев со дня выдачи. Остальная оплата фиксированного авансового платежа по патенту за 3 месяца уйдет на счет государства и просто-напросто сгорит.
Соответственно, максимальный срок оплаты фиксированного авансового платежа за патент на работу составляет 12 месяцев со дня выдачи.
Как продлить патент после 12 месяцев не выезжая из России вы можете узнать из этой статьи.
Таким образом, иностранный гражданин может заплатить за патент на работу сразу на год вперед, сделав взнос фиксированных авансовых платежей НДФЛ по патенту за 12 последующих месяцев или же ежемесячно вносить авансовый платеж по патенту в течение года.
Ндфл с граждан украины в 2021 временно проживающих
Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Украинцы уезжают на заработки или ПМЖ в Россию. В связи с вооружённым конфликтом на территории Донецка и Луганска, число желающих переехать за последние 5 лет увеличилось в несколько раз. По прибытии в Россию украинцы должны оформить регистрацию по месту пребывания.
По истечении года проживания на основании РВП гражданам Украины доступна возможность подачи ходатайства для получения вида на жительство в России.
Важно помнить, что в случае отказа сотрудником ГУВМ МВД в выдаче РВП обжаловать через суд это решение невозможно.
Иностранные граждане нередко приезжают в Россию на заработки. Если въезд в страну осуществляется в визовом режиме, для официального трудоустройства понадобится оформить разрешение на работу. А для тех, кто пересек границу РФ в безвизовом режиме, предусматривается получение патента.
При этом п. Таким образом, с 1 января г. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России. Не так все просто с пенсионными отчислениями.
Понятие единого социального взноса появилось после того, как 8 июля 2010 года парламент принял закон 2464, чтобы оптимизировать систему социального страхования. Закон объединил все функции начисления, оплаты и распределения средств, поступающих на счета действующих в то время четырех фондов. В процессе разработки законопроекта правительство учитывало опыт европейских стран.
Это должно было облегчить работу бухгалтеров и консолидировать деятельность фондов при распределении взносов на социальное и пенсионное страхование. Ожидалось, что единый социальный взнос наполнит бюджет Пенсионного фонда и решить (частично или полностью) проблему пенсионного обеспечения украинских граждан.
Тем не менее, с момента принятия закона пришлось внести множество поправок, и документ до сих пор не идеален. К тому же, размер ставок для ЕСВ оказался довольно высоким и привел к избыточной нагрузке на фонд оплаты труда большинства предприятий.
При расчете единого соцвзноса рассматривается в качестве расчетной базы вся начисленная зарплата, включая какие-либо компенсации, оплату за работу в выходные или в ночные часы, другое. Следует также принимать во внимание и выплаты в натуральной форме.
Перечень начислений, которые входят в расчетную базу ЕСВ:
- Основная зарплата
- Дополнительная зарплата (работа в праздничные. сверхурочные, надбавки и т.п.)
- Начисления по листу нетрудоспособности
- Пособия по беременности и родам
- Другие виды помощи, надбавок и компенсация
- Начисления по договорам гражданско-правового характера
Документами, регулирующими порядок начисления ЕСВ, являются
- Закон Украины «Об оплате труда»
- Инструкция 35
- Перечень №1170
Пересчет пенсии осуществляется соответственно российскому законодательству. РФ имеет соглашение о социальном и пенсионном обеспечении со странами – участниками СНГ от 1992 года. Именно данное соглашение, основанное на территориальных принципах, играет регулирующую роль в вопросе пенсионного обеспечения лиц, которые переселяются в Россию.
Территориальный договор определяет, что пересчет пенсии осуществляется по законодательству того государства, на территории которого лица проживают. При этом учитывается трудовой стаж, который приобретался в СССР до 1992 года, он приравнивается и к страховому стажу.
А также после этой даты засчитывается весь стаж, приобретенный на территории государства-участника соглашения, с которого исчисляют пенсию уже на территории РФ.
Налоги для предпринимателей
Размер налоговых платежей для предпринимателей будут фиксированными в течение всего года.
Суммы единого налога для 1 и 2 групп ФЛП привязаны к прожиточному минимуму и минимальной зарплате соответственно. В 2023 году сумма ЕП ежемесячно для них будет составлять:
- 1 группа ФЛП — 268,4 гривны, то есть 10% от прожиточного минимума;
- 2 группа ФЛП – 1 340 гривен, то есть 20 % от минимальной зарплаты.
Для 3 группы ФЛП ставки в 2023 году не изменятся:
- 5% от суммы доходов для неплательщиков НДС;
- 3% от суммы доходов для плательщиков НДС;
- специальные 2% для неплательщиков НДС во время действия военного положения.
Размеры Единого социального взноса в 2023 году будут такими:
- минимальный ЕСВ – 1 474 гривны в месяц;
- максимальный ЕСВ – 22 110 гривен в месяц.
Ставка ЕСВ за себя для ФЛП будет составлять 4422 гривны за каждый квартал 2023 года, или 22% от действующей минимальной зарплаты ежемесячно.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
По какой ставке следует производить отчисления в ФОМС РФ, ФСС РФ и ПФ РФ при трудоустройстве гражданина Украины, имеющего разрешение на временное проживание на территории РФ?
15.07.2015Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Страховые взносы в ФОМС РФ с выплат, осуществляемых в пользу украинского работника, начислять не требуется.
Страховые взносы в ФСС РФ уплачиваются по ставке 1,8%.
Тариф страховых взносов в ПФ РФ составляет 22% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются по тарифу, установленному для соответствующего класса профессионального риска.
Обоснование вывода:
Порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование с выплачиваемых иностранному гражданину, работающему в РФ, сумм доходов зависит от его правового статуса по Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»(далее — Закон № 115-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, признаются временно пребывающими в РФ иностранными гражданами.
Согласно части 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются для организаций объектом обложения страховыми взносами.
В силу части 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов в этом случае определяется как сумма указанных выплат и иных вознаграждений, начисленных организациями за календарный год в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
На основании п. 15 части 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для организаций суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных Законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Так, из положений ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (далее — Закон № 326-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, следует, что временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане не признаются застрахованными лицами. Поэтому начислять страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования с выплат, осуществляемых в пользу указанного в запросе лица, не следует (смотрите также письмо Минздравсоцразвития России от 26.01.2010 № 20-1/253427).
В свою очередь, п. 1 части 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) (регулирующего правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) предусматривает, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), работающие по трудовым договорам.
В отношении таких категорий иностранных граждан установлен специальный пониженный тариф взносов в ФСС РФ — 1,8% (п. 2.1 части 2 ст. 12, часть 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, с выплат по трудовому договору, осуществляемых в пользу гражданина Украины, временно пребывающего в РФ, следует исчислять страховые взносы в ФСС РФ по ставке 1,8%. Однако если с гражданином Украины, временно пребывающим в РФ, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), то на выплаты, производимые в пользу данного иностранного гражданина, взносы в ФСС РФ не уплачиваются (п. 1 части 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ).
Пункт 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее — Закон № 167-ФЗ), регулирующего организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ, определяет, что застрахованными лицами в целях применения Закона № 167-ФЗ являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ и работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
В отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающих на территории РФ, организации уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).
Пункт 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ устанавливает, что в настоящее время для организаций, за исключением организаций, для которых ст. 33 Закона № 167-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов, применяется тариф страхового взноса 22% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).
Следовательно, страховые взносы в ПФ РФ с заработной платы гражданина Украины в 2015 году следует исчислять по ставке 22% (сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов — по ставке 10%).
На основании п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе иностранные граждане и лица без гражданства (если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Как указывается в п.п. 1, 2 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами в такой ситуации признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений. При этом база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ.
Как видим, никаких исключений для временно пребывающих в РФ иностранных граждан Закон № 125-ФЗ не предусматривает. Значит, с заработной платы работника-украинца страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует исчислять в общеустановленном порядке.