Право социального обеспечения в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право социального обеспечения в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Организацией работы по социальному обслуживанию на местах для граждан пожилого возраста и инвалидов занимается Центр соцобслуживания населения. Необходимые услуги могут предоставляться на месте, в самом органе или же дома у нуждающегося.
Закон закрепил, что получателем соцуслуг может стать лицо, чьи условия жизни ухудшились в силу определённых обстоятельств. Например, из-за:
- наличия детей-инвалидов;
- получения инвалидности;
- отсутствия места для проживания;
- утраты дееспособности;
- невозможности обслуживать себя самостоятельно;
- проблем с социальной адаптацией;
- внутрисемейных конфликтов;
- тяжёлых заболеваний;
- отсутствия работы и денежных средств.
Независимо от основания, на котором запрашивается помощь, назначить её могут только по решению органов соцзащиты населения. Оказывается же она в муниципальных учреждениях или частных организациях, с которыми был заключён договор.
Надомный вид обслуживания
Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.
Надомное обслуживание заключается в:
- организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
- помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
- помощи в приготовлении пищи;
- сдачи белья в химчистку;
- сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
- поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
- помощи в получении услуг юриста;
- помощи в организации похорон.
Дома для престарелых в Подмосковье
Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.
Мы готовы предложить:
- Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
- Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
- Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
- Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
- 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
- 5-разовое полноценное и диетическое питание.
- Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
- Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
- Еженедельный осмотр профильных врачей.
- Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.
1. Основной целью надомного социального обслуживания является улучшение качества жизни человека.
2. Социальное обслуживание на дому не вырывает человека из привычной среды, помогая сохранить психологический комфорт.
3. Основные преимущества получения услуг на дому:
— время предоставления услуг удобное обеим сторонам;
— не нужно никуда ехать;
— широкий перечень услуг;
— не нужно приспосабливаться к новому месту, распорядку, персоналу;
— контакт только с одним постоянным социальным работником.
4. Сверх бесплатных услуг в договоре можно оформить дополнительные платные услуги.
Стационарное обслуживание
Стационарное обслуживание направлено на получение гражданами разных видов помощи. Данное социальное сопровождение имеет некоторые принципы:
Меры социальной поддержки инвалидов
- помощь оказывается лицам частично, полностью утратившим способность к обслуживанию, людям, которым требуется постоянный уход, наблюдение;
- стационарные учреждения способны обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования;
- предоставляется уход медицинская, санитарная помощь;
- позволяет провести МСЭК, чтобы установить группу инвалидности или продлить ее;
- позволяет получить социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию;
- позволяет обеспечить посещение священнослужителя, адвоката, родственников, нотариуса;
- предоставляет помещение для проведения религиозных обрядов.
Стационарные учреждения создают наиболее адекватные условия исходя из возраста, состояния здоровья, обеспечивают не только медицинскую помощь, но и реабилитацию и отдых. У данных заведений имеются следующие особенности. Стационарное обслуживание производится в домах для престарелых людей и инвалидов. Они принимают граждан, которые достигли пенсионного возраста, инвалидов первой и второй группы, не имеющих родственников, обязанных их содержать.
Важно! В зависимости от того, к какой категории льготников относятся потребители социальных услуг на дому, обслуживание может быть предоставлено на безвозмездной основе, платно или на условиях частичной оплаты.
Социальных работников ежегодно становится все меньше, причина тому – отсутствие престижа профессии и низкие зарплаты. А потому претендовать на социальное обслуживание на дому может ограниченный круг лиц:
№ п/п. | Получатели услуг по социальному обслуживанию | Подробные сведения |
1 | Временно нетрудоспособные лица | При условии, если с человеком не проживает кто-либо, способный оказать поддержку |
2 | Пенсионеры | В 2023 году – женщины и мужчины в возрасте 56 и 61 года соответственно, в 2023 году – 57 и 62 лет, …, в 2024 году – 60 и 65 лет. |
3 | Лица с ограниченными возможностями здоровья | Инвалиды 1, 2, 3 группы |
4 | Люди, оказавшиеся в тяжелом положении | Алкоголизм, наркомания (зависимость у члена семьи гражданина) |
5 | Другие граждане, относящиеся к льготным категориям лиц | Например, сироты и дети без попечения родителей, оказавшиеся без жилья |
Ошибка: Пенсионер, не относящийся к федеральным льготникам и получающий пенсию, размер которой превышает 1,5 размера прожиточных минимумов по региону, пытается оформить услугу социального обслуживания на дому на безвозмездной основе.
На бесплатное социальное обслуживание на дому могут рассчитывать исключительно федеральные льготники и пенсионеры, чей ежемесячный доход оказывается меньше 1,5 размеров прожиточного минимума в регионе.
Ошибка: Инвалид 3 группы, самостоятельно обслуживающий себя и не имеющий трудностей в быту, претендует на помощь социального работника на дому.
Специалисты органов социальной защиты населения тщательно изучают ситуацию с целью выяснения степени нуждаемости заявителей в помощи социальных работников. Если выясняется, что заявитель самостоятельно ухаживает за собой, выполняет работу по дому и не испытывает трудностей с посещением организаций, магазинов и поликлиник, ему будет отказано в социальной помощи на дому, т.к. социальных работников мало, а претендентов на соц. обслуживание – много.
Выход на пенсию воспринимается многими пожилыми людьми болезненно. Они испытывают стресс, психологический дискомфорт. Человек чувствует свою ненужность, понижается его самооценка, появляется чувство неуверенности в себе, ухудшается самочувствие. В таких обстоятельствах людям необходима поддержка, содействие в организации их жизнедеятельности.
При отсутствии родственников помощь окажут специально созданные для этого организации. Особенности их работы по сопровождению прописаны в Федеральном законе, в стратегических документах и программах. Заботливое отношение, уход за теми, кому он необходим — приоритетное и востребованное направление.
Факт. Система предоставления услуг определяется органами управления.
Лица установленной категории могут получить такие формы обслуживания:
- надомное;
- полустационарное;
- стационарное;
- срочное;
- социальное консультирование.
Деятельность по оказанию содействия таким гражданам проводится постоянно или временно. Это зависит от желания человека и показаний для предоставления услуг.
-
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: «Омега — Л», 2011.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 — ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122 — ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
4. Федеральный закон от 24.11. 1995 г. № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178 — ФЗ «О государственной социальной помощи».
6. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
7. Баркер Р. Словарь социальной работы. — Москва, 1994 г.
8. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
9. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
10. Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова.- М.: КНОРУС, 2011.
11. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М.: Владос, 2005.
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
№ п/п. | Проблема системы социального обслуживания | Причина возникновения проблемы |
1 | Недостаточное финансирование |
|
2 | Плохо развития нормативно-правовая база | Недостаток унификации документации на законодательном уровне. |
3 | Недостаток профессиональных кадров |
|
4 | Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) | Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания. |
Нормативно-правовое регулирование
Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан». В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности.
Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные.
- Центры реабилитации после эндопротезирования тазобедренного сустава
- Что будет, если запретят досрочный перевод пенсионных накоплений в 2020 году
- Московским пенсионерам увеличат минимальный размер пенсии
Важно! В зависимости от того, к какой категории льготников относятся потребители социальных услуг на дому, обслуживание может быть предоставлено на безвозмездной основе, платно или на условиях частичной оплаты.
Социальных работников ежегодно становится все меньше, причина тому – отсутствие престижа профессии и низкие зарплаты. А потому претендовать на социальное обслуживание на дому может ограниченный круг лиц:
№ п/п. | Получатели услуг по социальному обслуживанию | Подробные сведения |
1 | Временно нетрудоспособные лица | При условии, если с человеком не проживает кто-либо, способный оказать поддержку |
2 | Пенсионеры | В 2020 году – женщины и мужчины в возрасте 56 и 61 года соответственно, в 2020 году – 57 и 62 лет, …, в 2024 году – 60 и 65 лет. |
3 | Лица с ограниченными возможностями здоровья | Инвалиды 1, 2, 3 группы |
4 | Люди, оказавшиеся в тяжелом положении | Алкоголизм, наркомания (зависимость у члена семьи гражданина) |
5 | Другие граждане, относящиеся к льготным категориям лиц | Например, сироты и дети без попечения родителей, оказавшиеся без жилья |
- Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
- наличие тяжелых психических отклонений,
- наркотическая зависимость,
- алкогольная зависимость,
- прием психотропных препаратов,
- наличие карантинных болезней,
- наличие тяжелых инфекционных патологий;
- наличие открытой формы туберкулеза;
- наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
- Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
- Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
- Заявитель является лицом без определенного места жительства.
Из документов при обращении в органы соцзащиты понадобятся следующие бумаги:
- заявление на оказание социальной помощи на дому;
- заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы;
- справка из медицинского учреждения об отсутствии заболеваний, при которых получения социальной помощи невозможно;
- пенсионное удостоверение;
- справка о составе семьи;
- справка о величине доходов.
Процесс оформления государственной поддержки состоит из нескольких последовательных этапов и одинаков для всех регионов, будь то Москва или другой населенный пункт:
- Обратиться в местное отделение Пенсионного фонда либо Многофункциональный центр лично или через законного представителя. Предусмотрена возможность подачи заявления через личный кабинет на интернет-портале ПФР.
- Написать заявление на предоставление ЕДВ. Поскольку НСУ назначается автоматически получателям ежемесячной выплаты, оформлять отдельное заявление нет необходимости. Исключение – лица, которые подверглись радиоактивному воздействию.
- Получить справку, дающую право на получение НСУ, где указывается категория льготника, срок назначения ЕДВ и перечень услуг.
Для предоставления ежемесячной выплаты, которая является основанием для назначения социальных услуг, необходимо предоставить определенные документы:
- заполненное заявление;
- паспорт либо другой равнозначный документ;
- документальное подтверждение права на получение ЕДВ (справка об установлении инвалидности, удостоверение и т. п.).
Порядок и условия заключения договора
Для оказания социальных услуг пенсионерам и инвалидам потребуется заключить договор. Сторонами соглашения являются сам льготник и орган социальной защиты. Договор начинает действовать со дня подписания до конца календарного года. Повторно заключать договор на следующий период нет необходимости – он автоматически пролонгируется, но только если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.
В документе обязательно прописываются:
- перечень оказываемых услуг, который утверждается специально созданной комиссией после изучения всех аспектов жизни и деятельности физлица;
- частота посещения заявителя, определяемая с учетом нуждаемости гражданина и помощи, оказываемой родственниками или другими людьми.
Уход за пенсионерами на дому, равно как и помощь инвалидам, осуществляется работниками соцслужб после заключения договора. Для подписания соглашения необходимо подать заявление в территориальный орган соцзащиты и предоставить следующие документы:
- паспорт или свидетельство о рождении;
- пенсионное удостоверение;
- документ, подтверждающий место жительство по заявленному адресу;
- справку с заключением медико-социальной экспертизы;
- справку о доходах всех совместно проживающих граждан;
- программу реабилитации.