муниципального образования город-герой Новороссийск
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «муниципального образования город-герой Новороссийск». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2023 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.
На что можно потратить грант
- Приобрести земельные участки из земель сельхозназначения в Ростовской области
- Оплатить разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
- Приобрести, построить или отремонтировать производственные и складские здания, помещения, пристройки, инженерные сети и т. д., а также оплатить регистрацию этих зданий, помещений.
- Построить дороги и подъезды к производственным объектам
- Подключить производственные объекты к инженерным сетям
- Приобрести сельскохозяйственных животных (в том числе у ЛПХ – не более 5 голов сельхозживотных).
- Приобрести сельскохозяйственную технику и инвентарь, грузовой автотранспорт, оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, посадочный материал для многолетних насаждений.
С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Популярные вопросы и ответы
Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?
Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.
Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?
Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.
Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.
Кто может получить субсидию?
Субсидию могут получить граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», если они выращивают картофель и овощи в открытом грунте, в том числе из элитных семян.
Государство может возместить расходы:
-
на закупку посадочного материала (из расчёта на 1 гектар посевной площади)
-
производство овощей (из расчёта на 1 тонну реализованных овощей). Имеются в виду расходы на подготовку к реализации (сбор, упаковка, доставка и т. д.).
Досрочный выход на пенсию
Согласно Статье 28 Закона N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается досрочно:
- женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
- одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
- опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;
- женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Выплаты на развитие личного подсобного хозяйства
Если в список многодетных семей на жилье и выделение жилищной субсидии попасть не удалось, это не лишает права на другие формы социальной поддержки, например участие в адресных программах. Каждая из них регулируется местным законодательством, поэтому может отличаться по сути и форме в каждом регионе.
Адресная помощь многодетным семьям предоставляется на индивидуальной основе: исключительно на основании обращения в компетентные органы и при соблюдении предусмотренных законом условий. Как правило, они касаются нуждаемости членов семьи.
В ряде регионов практикуется также оказание адресной помощи на основе подписанного социального контракта.
Конкретные формы, в которых предоставляется материальная помощь многодетным семьям, оговариваются нормативными актами каждого субъекта РФ отдельно. Но это не мешает выделить общие формы поддержки, характерные для большинства российских регионов:
- Единовременные и ежемесячные денежные выплаты. Например, в столице многодетным семьям с тремя-четырьмя детьми ежемесячно предоставляется 1 200 руб. в месяц в рамках компенсации стоимости роста жизни. Денежная помощь в размере 2500/4500 рублей на ребенка предоставляется, если семья считается малообеспеченной и мать или отец воспитывают детей сами. Перечень адресных выплат обычно состоит из нескольких десятков видов пособий.
- Продовольственная помощь. Предоставляется в виде продуктовых и хозяйственных наборов, выделяемых малообеспеченным семьям ежемесячно. В Москве такая гуманитарная помощь выделяется в виде электронных сертификатов, которыми можно оплатить продукты в торговых сетях, участвующих в программе.
- Детские товары: компенсация расходов на книги, игрушки, детскую одежду и обувь и прочее. Помощь может предоставляться как в натуральном выражении, так и в виде сертификатов на покупку.
- Натуральные формы поддержки. Многие регионы практикуют предоставление вещевой помощи, самостоятельное приобретение и раздачу обуви, покупку бытовой техники и прочих товаров длительного пользования.
- Компенсации транспортных расходов (муниципальный транспорт, пригородные электрички и так далее).
- Прочие льготы: льготные детские путевки в лагеря и санатории, бесплатные новогодние подарки для детей из многодетных семей от органов соцзащиты, бесплатное питание в детских садах и школах и так далее.
Обычно выделение адресной помощи на региональном уровне связывают не с многодетным статусом, а с нуждаемостью семьи. Как правило, для ее получения кандидаты должны быть официально признаны малоимущими. Для этого средний доход на каждого члена семьи должен быть ниже установленного в регионе прожиточного минимума.
Чтобы подсчитать средний доход на каждого члена семьи, нужно определить их совокупный ежемесячный (официальный) доход и разделить полученную сумму на количество человек. Если она ниже ПМ, можно обращаться за адресной помощью.
Далеко не всегда заявителей ждет положительный результат. Адресная ежемесячная и ежегодная помощь многодетным и малоимущим семьям не предоставляется, как правило, по следующим причинам:
- подача ложных сведений, поддельных или недействительных документов;
- превышение среднего дохода на каждого члена семьи прожиточного минимума в регионе ее проживания;
- переезд семьи в другой регион или отсутствие регистрации по фактическому месту проживания;
- отсутствие оснований для признания семьи малоимущей и так далее.
Отказ УСЗН в назначении помощи должен быть мотивированным.
В соответствии с указом Президента РФ от 05.05.1992, такая государственная помощь включает в себя:
- бесплатное питание в школе для многодетных семей в 2021 году;
- первоочередной прием детей в дошкольные учреждения, ликвидацию очередей в ясли;
- бесплатное предоставление лекарств и иных препаратов, приобретаемых по врачебным рецептам для ребенка до 6 лет;
- выделение школьной формы либо заменяющего ее комплекта одежды для посещения школьных занятий, а также обеспечение спортивной формой на все время получения образования и иная помощь к школе.
Большинство регионов не ограничивается предоставлением лишь государственных форм поддержки. Многие из них предусматривают собственные виды помощи:
- первоочередное предоставление мест в региональных вузах для абитуриентов, сдавших ЕГЭ, при прочих равных условиях;
- бесплатные образовательные услуги по программам дополнительного образования;
- посещение на льготных условиях учреждений культуры;
- первоочередное предоставление путевок в оздоровительные организации;
- единовременная помощь многодетным семьям для первоклассников;
- единовременные выплаты при поступлении в вуз;
- ежегодная выплата на приобретение школьно-письменных принадлежностей (в Москве – по 10 000 рублей один раз в год выплачивают на приобретение одежды для каждого школьника) и так далее.
В области медицины нет такого разнообразия мер поддержки. Они, как правило, предусматривают лишь:
- первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения;
- дополнительное обеспечение лекарственными средствами;
- социальное обслуживание для семей с детьми-инвалидами;
- направление на санаторно-курортное оздоровление.
Какие направления деятельности считаются приоритетными
Программа активной поддержки сельского хозяйства рассчитана на 2013-2023 годы. Предполагается, что к тому времени отрасль окрепнет и будет расширяться самостоятельно.
Финансирование сельскохозяйственной области производства преследует следующие цели:
- освоение заброшенных или пустующих участков земли;
- создание новых рабочих мест и направлений работ;
- повышение уровня заработных плат в отрасли;
- расширение сырьевого рынка;
- замена импортных продуктов (особенно мясных и молочных) на отечественные.
Прежде чем выделять финансирование, власти изучают вопрос значимости сельскохозяйственных отраслей для нынешней экономики страны. На данный момент наиболее приоритетными направлениями считаются:
- инновационное развитие, модернизация циклов сельскохозяйственного производства;
- помощь в открытии и расширении маленьких фермерских и крестьянских хозяйств;
- оказание помощи фермерам, специализирующимся на растениеводстве;
- проработка линий сбыта продуктов с/х производств;
- открытие перерабатывающих предприятий;
- помощь в организации мясо-молочного скотоводства и животноводства;
- разработка плана рационального использования земельных угодий;
- мелиорация сельскохозяйственных земель.
Ответы на распространённые вопросы про субсидии для сельского хозяйства на развитие
Вопрос №1: По каким критериям определяется начинающее сельскохозяйственное предприятие?
Ответ: С целью рассмотрения кандидатов для участия в конкурсе на получение гранта под начинающими предприятиями понимаются те, в которых трудится от 15 (микропредприятие) до 100 работников (малое), в которые входят юр. лица (составляющие 25% уставного капитала), и в которых прибыль с начала года не возросла.
Вопрос №2: Кто может претендовать на получение кредита на развитие с/х предприятия по льготной ставке?
Ответ: Кредиты по ставке 5% с последующим возмещением банкам ключевой ставки из бюджета страны предоставляется предпринимателям, организовавшим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным кооперативам и фермерским хозяйствам.
Финансовая помощь — льготное кредитование
Ежегодно увеличивается список средств финансовой помощи для самозанятых, которые помогут начать и расширить собственное дело или выйти из кризиса, если вдруг налогоплательщик НПД попадет в затруднительную ситуацию.
До 23–24 года будут действовать программы:
-
ПСК Инвестиционная — кредит с годовой ставкой 11% дается на инвестиционные цели для финансирования текущей деятельности: для покупки, изготовления, модернизации или технического переоснащения основных средств.
-
ПСК Оборотная — можно получить кредит на предпринимательские цели, на оборотные средства. Минимальный размер суммы 500 000 рублей.
-
1764 (это номер соответствующего Постановления Правительства) — ссуду выдают плательщикам НПД, которые занимаются наукой и техникой, образованием, продажами, сельским хозяйством и прочими полезными видами деятельности.
Требования к претендентам
Кроме, определенных законом общих требований, каждый фонд вправе выдвигать дополнительные условия, как к претендентам, так и к идеям, под которые выдают гранты. Если речь идет о производстве — устанавливаются ограничения по объемам реализации или количеству технологических линий. Если грант выдается в сельском хозяйстве – допустимая площадь возделываемых фермером земельных участков.
Перед тем, как получить грант на открытие малого бизнеса, начинающий предприниматель может быть поставлен перед необходимостью:
- Пройти один или несколько курсов обучения основам предпринимательства;
- Трудоустроить определенное количество сотрудников;
- Подтвердить документально, что он ранее не получал иных видов финансовой помощи;
- Обеспечить определенный среднегодовой оборот предприятия;
- Доказать отсутствие долгов по обязательным платежам в бюджет и налогам;
- Соответствовать требованиям по возрасту, образованию или стажу профессиональной деятельности;
- Зарегистрировать бизнес в указанном административном округе.
В политике финансирования при помощи государственных фондов преимущество отдается предприятиям, существующим 1-2 года, чья деятельность имеет выраженную социальную составляющую, направленную на улучшение условий жизни граждан:
- Образование, работа с детьми и молодежью;
- Культура, просвещение, общественная деятельность;
- Социальная реинтеграция граждан, прошедших курсы лечения от зависимостей;
- Трудоустройство незащищенных групп населения;
- Гуманитарная помощь пострадавшим от стихийных бедствий или военных действий.
Особое внимание следует обратить на качество проработки бизнес-плана. Экономические расчеты рентабельности, себестоимости продукции и точки окупаемости, таблицы с перечнем закупаемого оборудования, графики роста сбыта – большое количество реальных исходных данных говорит комиссии о серьезности намерений кандидата. Этапы и объемы финансирования должны учитывать как привлеченные, так и собственные инвестиции.
С другой стороны, эти усилия в случае победы будут полностью оправданы. Так, в сельском хозяйстве бизнес план для получения гранта 1500000 руб. может обеспечить начинающему фермеру компенсацию до 90% расходов на обустройство и развитие предприятия. Собственные вложения фермера составят при этом не более 150-165 тысяч рублей.
Следует помнить, что возможность получения грантов на развитие малого бизнеса 2023 для определенных видов деятельности запрещена на законодательном уровне. Считается, что работающие в таких сферах компании не приносят общественной пользы, не производят материальных ценностей и не способствуют развитию бизнеса и государства в целом.
Оформление документов
Каждый фонд может устанавливать свой перечень требуемых от претендента документов на получение гранта для начинающих предпринимателей в 2023 году, но есть и основная его часть, которая включает:
- Бизнес-план реализуемого проекта;
- Документы о регистрации предприятия, уставы;
- Копию документа, удостоверяющего личность заявителя;
- Заявку на участие в конкурсе;
- Сопроводительное письмо с акцентом на актуальность и востребованность проекта.
Заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями фонда и содержать описание проблемы, цели проекта, способы решения поставленных задач, методику управления рисками, суммы и этапы финансирования. Список дополнительных материалов может отличаться от гранта к гранту, но чаще всего требуют:
- Копии заключенных договоров и контрактов, на основании которых делается заключение о том, какими ресурсами располагает предприятие;
- Анкету руководителя для оценки его профессиональных и личных качеств;
- Рекомендательные письма от контрагентов и фондов, с которыми кандидат успешно имел дело ранее;
- Финансовую отчетность, выписку о состоянии счетов предприятия.
Весь обмен документами происходит в электронном виде. Предварительное рассмотрение заявки на предмет соответствия условиям конкурса, проводимого для получения гранта на развитие малого бизнеса в 2023 году, занимает от трех до десяти дней. Если документы представлены в полном объеме, а деятельность предприятия отвечает интересам фонда, заявка поступает на рассмотрение комиссии.
Далее, проект оценивается по нескольким показателям, за выполнение каждого из которых комиссия начисляет определенное количество баллов (от 0 до 30):
- Количество вновь создаваемых рабочих мест;
- Средняя зарплата сотрудников;
- Доля собственных вложений претендента;
- Сфера деятельности предприятия.
Изучение поступивших проектов и определение победителей может занять от двух недель до двух месяцев, после чего результаты становятся открытыми для публичного доступа на официальном сайте фонда. В десятидневный срок предприниматели, получившие гранты на развитие малого бизнеса в 2023 году, должны заключить с фондом договоры о сотрудничестве, в котором будут указаны обязательства реципиентов, размеры и порядок финансирования, а также требования к отчетности.
Льготы сельхозпроизводителям в 2023 году
Помимо оформления кредита по льготной ставки, как крупные, так и мелкие производители могут получить дополнительную финансовую помощь от государства или из регионального бюджета. Регионы также заинтересованы в поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и различных кооперативов. Это в первую очередь связано с тем, что такие хозяйства в поселках или небольших городах являются практически единственным местом работы для большей части населения.
Деятельность сельхозпроизводителей в крупных городах заключается не только в производстве, но в поставке и реализации готовой продукции. На этом этапе очень важно не позволить монополизироваться крупным хозяйствам, иначе это может привести к резкому росту цен. В данном случае в качестве «сдерживающего рычага» выступает государство, которое поддерживает начинающих небольших производителей в том, чтобы они также могли занять свое место на рынке.
Важно! Одной из мер помощи, которые оказывает государство сельхозпроизводителям является снижение налогов по отдельным категориям продукции. Это позволяет фермерам экономить до 25 млн. рублей в год. Эти деньги производители направляют на расширение бизнеса или иные цели.
Минсельхоз продолжает совершенствовать механизмы господдержки АПК, в том числе молочной отрасли.
1 декабря 2022 года постановлением Правительства РФ № 2201 были утверждены изменения в Правила выдачи “компенсирующей” и “стимулирующей” субсидиям на 2023 год.
Так, предоставление субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собствунную переработку молока (“субсидия на литр”) будет консолидировано в рамках “стимулирующей” субсидии. При этом направление “производство молока” должно быть определено на уровне субъекта РФ в качестве приоритетного направления и отражено в соглашении с Минсельхозом РФ.
К базовой ставке субсидирования, определяемой субъектом РФ, одновременно применяются следующие коэффициенты:
- если целевые показатели по соглашению о предоставлении субсидии в прошлом году достигнуты, то коэффициент составит 1,2; если же нет, то коэффициент определяется пропорционально степени достижения (факт/план);
- в зависимости от уровня продуктивности: если достигнут уровень продуктивности коров выше установленного в регионе значения (не может быть ниже 5000 кг), то коэффициент составляет 1,2;
- если обеспечен прирост производства и застраховано поголовье молочного стада, то коэффициент исчисляется пропорционально степени прироста производства, но не более 1,2, а если прирост не достигнут или достигнут, но поголовье не застраховано, то коэффициент составит 0,8.
Компенсация за изъятие скота или продукции при ликвидации очагов болезней
С 1 марта 2023 года начнет действовать закон № 222-ФЗ от 28 июня 2022 года. Он устанавливает новый порядок выплаты компенсаций за изъятие скота или продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Важное нововведение – владельцу изъятых животных могут отказать в компенсации или ощутимо уменьшить ее размер.
По новым правилам после получения заявления о возмещении ущерба местные власти будут направлять запрос в территориальные управления Россельхознадзора. Суть запросов – установить, допускал ли собственник животных за последние 12 месяцев нарушения ветеринарного законодательства. Если выяснится, что нарушения были, сумму компенсации могут снизить на 25 или 50%, а то и вовсе отказать в возмещении ущерба. Перечень таких нарушений определил Минсельхоз.
Так, размер компенсации могут снизить за неинформирование ветеринарных служб обо всех случаях заболевания или гибели скота, за установленные факты выгула свиней или их контактов с другими животными, за нарушения при обращении с особо опасными биологическими отходами и в ряде других случаев. При неоднократном нарушении ветеринарных правил в компенсации могут отказать. Если при подозрении или установленном диагнозе на особо опасную болезнь животных на предприятии в выпущенной в оборот продукции выявят возбудителя этой болезни, в компенсации откажут сразу.
Ввод ветпрепаратов в оборот
В наступившем году изменится механизм ввода ветеринарных препаратов в гражданский оборот. Изменения начнут действовать с 1 сентября 2023 года после вступления в силу закона № 317-ФЗ от 2 июля 2021 года. Он вносит поправки в закон «Об обращении лекарственных средств».
По новым правилам производитель ветпрепарата или тот, кто ввозит его в Россию, должен предоставить в Россельхознадзор документ о его качестве, а также подтверждение уполномоченного лица предприятия о том, что препарат соответствует требованиям, которые были указаны при его государственной регистрации. Ввод в гражданский оборот иммунобиологических препаратов, например вакцин или сывороток, будет возможен только на основании разрешения, полученного в Россельхознадзоре, по результатам испытаний первых двух серий препарата в аккредитованной испытательной лаборатории.
Документ будет считаться действительным на весь срок обращения той серии препарата, на которую его выдали. Разрешение на последующие серии будет действовать 3 года. Для ввода в гражданский оборот импортного ветпрепарата потребуется также заключение о соответствии требованиям GMP (Good Manufacturing Practice – надлежащей производственной практики). Такой документ выдает Россельхознадзор после проведения GMP-инспекции производственной площадки, где выпускают этот препарат.
Таким образом уравниваются требования, предъявляемые к зарубежным и отечественным производителям. Дело в том, что по закону об обращении лекарственных средств все российские предприятия по выпуску ветпрепаратов и так обязаны получать заключения о соответствии требованиям GMP, в то время как иностранные производители должны получать такие заключения только на те препараты, которые были зарегистрированы уже после внедрения стандарта GMP в России. А находящиеся в гражданском обороте препараты, которые зарегистрировали раньше, под это требование сегодня не подпадают.
Кроме этого, по новому закону производители или импортеры ветпрепаратов ежегодно не позднее 1 февраля обязаны предоставлять в Россельхознадзор протокол испытания в аккредитованной лаборатории одной серии каждого торгового наименования препарата, поступившего в течение года в гражданский оборот.
Сколько денег можно получить по гранту на развитие семейной фермы?
Размер гранта определяется уполномоченным органом.
Денежные средства в виде гранта на развитие семейной фермы можно получить в размере;
не превышающем 30 млн. рублей, но не более 60 процентов стоимости проекта грантополучателя.
Исключение. Для субъектов Дальневосточного федерального округа, не более 70 процентов.
При этом часть стоимости проекта грантополучателя (не более 20 процентов) может быть обеспечена за счет средств субъекта Российской Федерации.
При использовании средств гранта на обеспечение собственного участия при привлечении льготного инвестиционного кредита, тогда грант предоставляется в размере, не превышающем 30 млн. рублей, но не более 80 процентов указанных затрат.
Важное пояснение.
От общей инвестиционной стоимости проекта, средства гранта могут составить не более 20%. Которые в свою очередь составляют не более 80% в структуре источников финансирования проекта без учета кредита. Т.е. в собственное финансовое участие при реализации проекта включается размер гранта до 80% и личные сбережения от 20%.
Исключение. Для субъектов Дальневосточного федерального округа, не более 90 процентов.
Повторное получение гранта на развитие семейной фермы возможно после полного освоения ранее предоставленного гранта (в том числе гранта Агростартап), но не ранее чем через 18 месяцев со дня полного освоения ранее полученного гранта при условии достижения плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме.
Также, следует иметь в виду, что получатель не должен получать иную государственную поддержку в рамках Государственной программы в целях финансирования ее затрат.
Сельские агломерации — сельские территории, а также поселки городского типа и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территории, не превышающей 30 тыс. человек. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
Сельские территории — сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга.