Типы и структура медицинских организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типы и структура медицинских организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, планирующие и осуществляющие в пределах своей компетенции меры по охране здоровья граждан.

Стационарные типы лечебно-профилактических учреждений

В стационарных лечебных учреждениях оказывается медицинская помощь в случаях, когда состояние пациента требует:

  • комплексных лечебных и диагностических мероприятий
  • специализированной медицинской помощи
  • проведения серьезного оперативного лечения
  • постоянного наблюдения и контроля со стороны медперсонала

Основные задачи, которые выполняют стационарные типы лечебно-профилактических учреждений:

  • Проведение диагностики и лечения заболеваний
  • Оказание неотложной помощи
  • Проведение реабилитационных мероприятий
  • Профилактическая деятельность
  • Проведение научно-исследовательских работ

Направление лпу что это такое

Консультации высококвалифицированных специалистов имеют право получить все жители г. Кирова и Кировской области следующими путями:

— по программе добровольного медицинского страхования (ДМС);

— по личному желанию, за наличный расчет (платные медицинские услуги).

Порядок обращения для направления в областное ЛПУ:

2. Запись осуществляется только через регистратуру лечебного учреждения (ЛПУ), направившего пациента на консультацию в областное ЛПУ, без возможности самостоятельной записи через Интернет, талон на прием к врачу должен быть подтвержден.

3. Запись на прием к врачу организована на один календарный месяц вперед. Срок ожидания плановой амбулаторной консультативно-диагностической помощи должен составлять не более 10 рабочих дней.

4. Плановая консультация врача-специалиста по инициативе пациента может быть предоставлена платно, о чем гражданин должен быть проинформирован заранее.

5. Вне очереди могут приниматься граждане, чье право внеочередного обслуживания определено Федеральными законами.

Последовательность действий гражданина при получении Услуги через систему «Электронная регистратура»

2. В назначенный день приема гражданин приходит в поликлинику областной больницы не позже, чем за 30 минут до начала приема. Предъявляет медицинскому регистратору полис обязательного медицинского страхования и бланк направления из ЛПУ. Медицинский регистратор проверяет наличие подтвержденной записи на прием к врачу в информационной системе и выдает талон на консультацию к врачу специалисту.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ № 209 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки.

Таким образом, еще одним условием отнесения организации к субъектам малого предпринимательства является нахождение в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, данное условие не является обязательным для организации, поскольку связано оно напрямую с получением поддержки со стороны органов государственной власти (федеральных и региональных), а также органов местного самоуправления.

Функции здравоохранения

Здравоохранение считается важной вехой в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всём мире. Примером этого является искоренение кори во всём мире в 1980 г., первое заболевание человека, которое было полностью ликвидировано с помощью целенаправленных медицинских вмешательств.

Здравоохранение – это ключевой элемент национальной безопасности государства.

К основным функциям государственной системы здравоохранения относится:

  • защита и укрепление здоровья граждан;
  • профилактика заболеваний;
  • предотвращение заболеваний;
  • эффективная диагностика – своевременное и раннее выявление заболеваний, травм и других нарушений здоровья;
  • эффективное лечение болезней и травм;
  • уход и реабилитация больных после болезни (и раненых);
  • манипулирование телом больного в случае медицинской необходимости, восстановление, улучшение его метаболических, психосоматических и механических функций организма.

СОП или стандартная операционная процедура — это документ, в котором подробно расписан конкретный вид работ или процедур. СОПы еще называют рабочими инструкциями, опираясь на которые работники медицинской клиники выполняют должностные обязанности.

СОПы применяют для:

  • анализа работы в медорганизации;
  • определения лучшего способа выполнения работы;
  • стандартизации процессов;
  • упрощения ввода в работу новых сотрудников;
  • проведения внутренних аудитов;
  • управления знаниями, фиксации совокупного опыта персонала;
  • поиска источников ошибок и рисков в работе;
  • защиты от претензий внешних аудиторов из Роспотребнадзора, Росздравнадзора, МВД.

Главная цель создания СОПов — анализ качества работы персонала. При подготовке инструкций видно, какие ошибки и сбои встречаются при выполнении медицинских процедур, насколько однотипно их выполняют разные специалисты. Кроме того, СОПы помогают упростить обучение сотрудников.

Читайте также:  Знай свои права: что важно знать каждому пациенту?

Как оформить бланк СОПа: рекомендованная структура

Изучите требования стандартов ISO 9001, GxP, ISO 15189. Правила, которые есть в этих документах, адаптируйте под требования медицинской организации. Не пытайтесь полностью все скопировать, иначе при заполнении бланка у вас останутся пустые разделы.

На титульном листе СОПа перечислите:

  • название СОПа;
  • идентификатор (код);
  • Ф. И. О., должность и подпись разработчика СОПа;
  • Ф. И. О., должность и подпись руководителя, утвердившего СОП;
  • Ф. И. О., должность и подписи сотрудников, согласовавших СОП;
  • дату разработки;
  • дату утверждения и введения в действие;
  • печать организации.

Разделы СОПов структурируйте примерно так:

  • назначение;
  • область применения;
  • сотрудники, для которых предназначен СОП;
  • ссылки на нормативные документы;
  • термины и определения;
  • используемые сокращения;
  • применяемое оборудование и инструменты;
  • ответственность за невыполнение или неправильное применение СОПа;
  • описание процедуры, требования к промежуточному контролю;
  • действия во внештатных ситуациях;
  • алгоритм или блок-схема;
  • процедура оценки знаний по СОПу и допуска персонала к самостоятельной работе.

Где хранить внутренние СОПы

Бумажные оригинальные версии храните в архиве медицинской организации, в сейфе у главного врача или в специально оборудованном помещении, к которому нет доступа у третьих лиц. Несмотря на то, что СОП нельзя назвать секретным и важным документом, потеря оригинала приведет к проблемам. Вам придется разработать новый, а потом снова обучать работников по нему.

Если вы создали электронную версию СОПа и подписали его ЭЦП, то храните его на сервере медицинской организации. Доступ к хранилищу защитите паролем, иначе СОП может быть скопирован работниками, сохранен на компьютеры. После актуализации документа, вы не сможете убедиться, что устаревшую версию уничтожили. В итоге в организации могут активно применяться правила, которые будут отличаться друг от друга.

Библиография Официальные документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации Федеральные законы

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в ред. от 28.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

Нормативно-правовые акты иностранных государств

О частной медицинской деятельности: Закон Республики Таджикистан от 02.12.2002 N 60 // СПС «Законодательство стран СНГ».

Об утверждении Положения о деятельности медицинских организаций, оказывающих урологическую и андрологическую помощь: Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 08.01.2014 N 3. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12.02.2014 под N 9139 // СПС.

Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих гастроэнтерологическую и гепатологическую помощь населению Республики Казахстан: Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 11.02.2014 N 78. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27.03.2014 под N 9273 // СПС.

Patients’ Rights Act N 74/1997 (With amendments according to Acts 77/2000, 40/2007, 112/2008 and 55/2009) // http://www.althingi.is/lagas/nuna/1997074.html; http://eng.velferdarraduneyti.is/acts-of-Parliament/nr/20100.

Каждому пациенту необходима профилактика или проведение дополнительных лечебных, оздоровительных процедур, чтобы избежать рецидивов болезни.

Излечившийся пациент не должен уже сидеть на таблетках, ему предлагается альтернатива – физиотерапия; эта область медицины основана на лечебных возможностях природных и искусственно созданных физических факторах, что делает её безопасной и своего рода «экологичной» отраслью медицины.

Электролечение включает в себя следующие отрасли, имеющиеся в арсенале поликлиники:

  • лазеротерапия
  • амплипульс
  • электромиостимуляция
  • магнитотерапия
  • дарсонвализация
  • ионофрез (электрофорез)
  • фонофорез
  • УВЧ-терапия
  • КУФО-терапия (ультрафиолетовое облучение)
  • ингаляционная терапия

Номенклатурная классификация медизделий и их виды

Существующая номенклатурная классификации медицинских изделий и коды видов медицинских изделий в Российской Федерации утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 № 4н. Номенклатурная классификация размещается в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Присвоение вида производится на основании информации, представленной в регистрационной документации на медицинское изделие.

Читайте также:  Льготы для матери одиночки в 2023 Москва

Номенклатурная классификация содержит:

  • числовое обозначение вида медицинского изделия – шестизначный идентификационный уникальный номер записи, представленный на сайте в первом столбце таблицы (столбец «Код»);
  • наименование вида медицинского изделия (столбец «Наименование»);
  • описание вида медицинского изделия (столбец «Описание»).

Также номенклатурная классификация формируется по группам и подгруппам. Они выполняют вспомогательную функцию, служат для навигации при поиске видов. Каждая группа подразделяется на подгруппы. Различные группы включают от 5-ти до 56-ти подгрупп. Один вид может относиться к нескольким группам (подгруппам).

Наименование вида не является стандартизованным наименованием конкретного медицинского изделия, а определяет вид или видовую группу, которая представляет собой совокупность изделий, имеющих одинаковое или аналогичное назначение и устройство (конструкцию).

Поиск вида осуществляется в первую очередь по наименованию. Для уточнения отнесения применяется поиск по описанию вида, которое содержит описание свойств и классификационных признаков медицинского изделия.

Поиск вида в номенклатурной классификации возможно осуществлять следующими способами:

Поиск по слову или части слова в наименовании вида производится путем помещения слова или его части в строку поиска наименования.

Строка «Расширенный поиск» позволяет осуществлять навигацию:

  • по коду вида;
  • по слову или части слова в описании вида;
  • по слову или части слова в названии раздела.

В левой части страницы расположен перечень разделов и подразделов, который позволяет выбрать виды, содержащиеся в данном разделе (подразделе). Один вид может относиться к нескольким разделам (подразделам). Если не удается найти вид по ключевому слову, рекомендуется внимательно просмотреть виды, входящие в соответствующий раздел. Это позволяет подобрать дополнительные ключевые слова для поиска вида.

Одновременное использование поиска по наименованию и описанию, или одновременный поиск по наименованию и выбор соответствующего раздела (подраздела) позволяет сузить поиск нужного вида.

В соответствие с приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 № 4н номенклатурная классификация медицинских изделий содержит информацию о самих видах, а также набор классификационных признаков, связанных с каждым видом.

Виды в номенклатурной классификации представлены шестизначным номером вида и наименованием вида. Использование шестизначного числового идентификатора вида позволяет использовать шестой знак для дополнительной детализации вида исходя из потребностей отечественного здравоохранения. В международной классификации используется пятизначный номер.

Классификационные признаки видов представлены четырьмя группами:

  • 1-я группа – назначение медицинских изделий, 39 признаков, кодируются трехзначными цифровыми кодами;
  • 2-я группа – признаки в отношении стерильности медицинских изделий, 5 признаков, кодируются двузначными цифровыми кодами;
  • 3-я группа – технологии применения медицинских изделий, 8 признаков, кодируются двузначными цифровыми кодами;
  • 4-я группа – области медицинского применения, 32 признака, кодируются двузначными цифровыми кодами.

Классификационные признаки играют большую роль в упорядочивании, классификации видов, номенклатура видов медицинских изделий в РФ должна и в дальнейшем строиться как компьютерная база данных, регулярно обновляемая, с доступом пользователей в сети Интернет.

Номенклатурный классификатор МИ – это постоянно развивающаяся система, развитие идет как вширь (каждый год появляется несколько сотен новых видов вследствие появления принципиально новых медицинских изделий и повышения требования к детализации конкретного вида), так и вглубь – к видам медицинских изделий могут, например, далее привязываться конкретные модели, информация о классах риска, типовые спецификации, подвиды взаимозаменяемых медицинских изделий.

В нашей стране классификация МИ выглядит следующим образом:

1. Анестезиологические и респираторные медицинские изделия.

2. Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия.

3. Гастроэнтерологические медицинские изделия.

4. Медицинские изделия для акушерства и гинекологии.

5. Медицинские изделия для диагностики in vitro.

6. Медицинские изделия для манипуляций/восстановления тканей/органов человека.

7. Медицинские изделия для оториноларингологии.

8. Медицинские изделия для пластической хирургии и косметологии.

9. Неврологические медицинские изделия.

10. Ортопедические медицинские изделия.

11. Офтальмологические медицинские изделия.

12. Радиологические медицинские изделия.

13. Реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия.

14. Сердечно-сосудистые медицинские изделия.

15. Стоматологические медицинские изделия.

16. Урологические медицинские изделия.

17. Физиотерапевтические медицинские изделия.

18. Хирургические инструменты/системы и сопутствующие медицинские изделия.

19. Эндоскопические медицинские изделия.

20. Программное обеспечение, являющееся медицинским изделием.

В каждом разделе есть свои подразделы, а дальше идет кодирование каждого медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией.

Таким образом, любое медицинское изделие подлежит не только регистрации в государственном реестре МИ, но обязательной классификации, для удобства его применениями конечными потребителями, медицинским персоналом, фармацевтами и т.п.

Также при классификации медицинских изделий учитывают их функциональное назначение и условия применения, а также следующие критерии:

  • длительность применения медицинских изделий;
  • инвазивность медицинских изделий;
  • наличие контакта медицинских изделий с человеческим телом или взаимосвязи с ним;
  • способ введения медицинских изделий в тело человека (через анатомические полости или хирургическим путем);
  • применение медицинских изделий для жизненно важных органов и систем (сердце, центральная система кровообращения, центральная нервная система);
  • применение источников энергии.

Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь (амбулаторно-поликлиническая)—это медицинская помощь, оказываемая в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника на дом.

Читайте также:  Договор с физлицом: трудовой или ГПД?

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее —Основы)каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи(ссылка на программу), а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Территориальная доступность медицинской организации для населения

В ст. 10 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации перечислены конкретные меры, которые должны помочь обеспечить территориальную доступность населения к медицинским организациям. Так, согласно указанной статье, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
3) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинскими работниками средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Территориальная доступность медицинской организации означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
Особенности территории РФ таковы, что санитарная авиация — подчас единственная надежда жителей отдаленных местностей (или мегаполисов с затрудненным движением) получить скорую медицинскую помощь. Распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р субъектам РФ рекомендовано использовать при развитии социальной инфраструктуры методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Данные методические рекомендации исходят из признания несоответствия существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объема оказываемых ими услуг потребностям населения, а также сокращения числа учреждений социально-культурной сферы.
Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах здравоохранения, в отличие от аналогичной методики в области образования, не устанавливает параметров географической доступности (например, радиус обслуживания дошкольных учреждений составляет от 300 м в городе и до 500 м — в сельской области, для иных учреждений образования в расчет берется соотношение между числом обучающихся и численностью жителей). Исходя из уровней обслуживания, где за единицу отсчета принимается отделение на 25 коек для стационара или врачебная должность для амбулатории Методика помогает рассчитать потребность в госпитализации, но не доступность медицинской помощи. В связи с этим для разных территорий Российской Федерации складывается своя территориальная доступность медицинской помощи. Но это не значит, что органы власти не должны стремиться к улучшению доступности медицинской помощи. При этом, необходимо не только осуществлять строительство и открытие новых организаций здравоохранения, но и улучшать доступность к объектам здравоохранения посредством ремонта и строительства дорог, улучшения транспортного обслуживания населения.

Порядок организации ПКУ в аптечных организациях

Локальным приказом (распоряжением) руководителя, следует утвердить порядок организации предметно-количественного учета перечня лекарственных средств, подлежащих ПКУ в аптеке, в соответствии с правилами, установленными законодательными и нормативно-правовыми актами. Это может быть приказ, распоряжение или СОП по учету медикаментов в аптеке. В любом случае там должна быть представлена следующая информация:

  • Перечень препаратов, подлежащих ПКУ
  • Структурные подразделения, в которых ведется ПКУ ЛП
  • Ответственные за ведение и хранение журналов учета (регистрации) операций с ЛП, подлежащими ПКУ
  • Места хранения и сроки хранения журналов и документов, подтверждающих приходные и расходные операции
  • Ответственные за контроль соблюдения порядка ПКУ в организации

Что касается перечня предметно-количественного учета лекарственных средств: не стоит просто копировать все возможные препараты из приказов, лучше составить список групп ЛС в аптеке. Из тех препаратов, с которыми действительно придется работать. Так будет гораздо удобнее и поможет избежать путаницы и лишней работы.

По поводу ответственных лиц: это не должен быть (!!!) один человек. Иначе получится такая ситуация, что записи сможет вести только один сотрудник. Если препараты, к примеру, в аптеке отпускают первостольники, то лучше вписать их. Чтобы не было путаницы и лучше был организован контроль учета хранения и применения лекарственных средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *