Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.

Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Финансовый вопрос семейного образования

Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на компенсацию от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, они столкнулись с проблемами.

Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:

  1. Перевод ребенка на семейную форму.
  2. Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
  3. Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.

Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета — такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.

Еще они узнали, что:

  • Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
  • Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.

Домашнему обучению предложили новые правила «Это правильная мера, — считает Елена Приступа. — Потому что муниципалитет рассчитывает бюджет школы до начала учебного года, а он зависит от числа учеников. При этом дети на семейном обучении в это число не входят». Популярности такого выбора во многом способствовала пандемия коронавируса, считает депутат. Однако есть и другие причины: недовольство качеством образования в обычной школе, плохие отношения ребенка с другими учениками или педагогами, невозможность посещать ребенком школу из-за занятий спортом, частые переезды родителей. Впрочем, родители имеют право и не объяснять, почему они решили перевести ребенка на семейное образование.

Переводя ребенка на семейное образование, родители отчасти берут на себя функцию государства, позволяя федеральному бюджету экономить немалые деньги, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Было бы логичным потратить эти средства на помощь таким семьям, — полагает депутат. — Но новые поправки не предусматривают поддержку родителей, которые занимаются семейным образованием. Такое образование возможно по федеральному закону, при этом федеральный закон не гарантирует родителям компенсаций за такую работу».

Читайте также:  Уменьшение УСН и ПСН на страховые взносы в 2023 году

«С теми странами, где существует регистрация однополых браков, которые являются участниками Римской конвенции, где истолкование позволяет заключать вторые и третьи браки, мы, безусловно, будем руководствоваться нашей Конституцией, именно российскими основами правопорядка и нравственности, и в данном случае мы эту проблему здесь решаем», – пояснил Крашенинников.

Семейное образование как форма обучения

Семейное обучение – это способ получения образования на дому. Данный метод применим в отношении детей, обучающихся по программе 1-9 классов. Ученики, достигшие возраста 15 лет и получившие средний уровень образования, занимаются по другой схеме – самообразованием.

Кому подходит семейное обучение

Еще некоторое время назад домашнее образование считалось привилегией преимущественно детей с проблемами со здоровьем. Но сегодня перевод на семейное обучение стал возможным и для других учащихся. Рассмотрим, кому из ребят данный способ учебы подходит больше всего:

  • Тем, кто быстро и легко усваивает новые знания. Таким ученикам, как правило, бывает скучно на уроках, поскольку они в кратчайшие сроки справляются с предложенными заданиями вполне успешно. Обучение дома позволяет им тратить меньше времени на основное образование и больше – на развитие других навыков.
  • Детям, не успевающим освоить учебную программу наравне со сверстниками. Это не указывает на их неспособность к обучению в принципе. Просто некоторым ученикам требуется больше времени и, может быть, иной подход для того, чтобы изучить весь материал. Семейное обучение дает таким ребятам возможность не лишиться уверенности в своих силах и получить нужный результат.

Минусы семейного образования

  • Скука и одиночество. Некоторым ребятам общение с другими людьми жизненно необходимо. Недостаток коммуникаций ребенка с внешним миром может сделать из него «отшельника».
  • Ограниченные контакты со сверстниками не сделают из воспитанника лидера. Даже если такие задатки имеются, их нужно тренировать так же, как мозги и мышцы. А для этого нужно всегда находиться в гуще событий, активно участвовать в жизни общества, побеждать конкурентов.
  • Неумение общаться с людьми. Иногда дети, получающие семейное образование и проходящие обучение на дому, оказываются не подготовленными к коммуникациям во внешней среде.

Семейное и домашнее обучение: в чём разница?

Многие путают понятия семейного и домашнего обучения. Действительно, в обоих случаях ребёнок не посещает школу. На практике эти образовательные модели имеют мало общего. Сравнительная таблица поможет наглядно увидеть разницу.

Вопрос Семейное образование Домашнее (надомное) образование
Причина перехода? Желание родителей Состояние здоровья
Кто учит? Родители, наёмные репетиторы, онлайн-сервисы и онлайн-школы Школьные учителя
На ком ответственность? На родителях На школе

Что нужно знать родителям, которые планируют перевести ребенка на семейное обучение

Тем родителям, которые выбрали для своего ребенка семейную форму обучения, стоит учесть ряд возможных нюансов:

  • Если в регионе дети не получают семейное образование, то компенсация, соответственно, тоже не выплачивается.
  • Если компенсация в регионе не установлена, но дети могут учиться дома, вопросы о выплатах следует в первую очередь обсудить с руководством школы. Размер компенсации будут определять местные власти.
  • Если школа дала твердый отказ, можно посетить управление образования. Если и там решать вопрос с выплатами отказываются, но родители хотят добиться справедливости, можно подать исковое заявление. В таких случаях размер выплаты определит суд. Но стоит учесть, что такие дела редко удается выиграть.
  • Если дети проживают в регионе, который осуществляет выплаты, им нужно аттестоваться в школе по месту жительства. Это значит, что родители должны закрепить ученика-«семейника» за общеобразовательным учреждением в своем городе или области. Если дети проживают в Перми, а аттестуются в Красноярске, семья не получит соответствующих выплат.

Наверное, семейное образование никогда не станет массовым явлением. Да и не требуется от него этого. Всегда будут те, кто мечтает о таком обучении, те, кто его осуждает, и те, кто уже не мыслит жизни в режиме «как у всех».

Я точно знаю, что если есть какие-то опасения, то семейное образование пробовать рано.

Вместе со всеми прелестями у свободы в образовании есть и серьезные сложности. Если в мегаполисах система поставлена на поток, то в небольших городах школы зачастую вообще не знают о том, что такое хоумскулинг. Родителям приходится в лучшем случае проходить весь путь знакомства и погружения в семейное образование в худшем — пробивать лбом стену бюрократии. А всё потому что законодательная база, касающаяся этой части образования, пока оставляет желать лучшего.

Читайте также:  ДИСПОЗИЦИЯ НОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Кроме того, семейное образование требует очень серьёзных вложений. И в первую очередь не финансовых (хотя и их тоже), а временных и моральных. Нужно по-новому учиться организовывать день и образовательный процесс. Для родителей это не всегда легко. Но в любом случае все сложности с лихвой компенсирует радость от свободы и чувства полета и творчества, приходящие вместе с семейным образованием.

Закон о семейном образовании

Как перейти на семейное обучение по закону Как проводятся аттестации при семейном образовании Приказ о промежуточной аттестации при семейном образовании экстерном Семейное обучение — это хорошо, или плохо?

Положена ли компенсация за семейное образование? В России есть несколько форм образования, что дает свободу выбора родителям и ученикам.

Что такое семейное обучение? Такая форма образования позволяет ученику не посещать школу и не приглашать преподавателей из школы домой. Семейное образование — это возможность посещать образовательное учреждение только для сдачи экзаменов и промежуточной аттестации, остальное время обучаться дома с родителями или репетиторами.

Такая форма может быть выбрана на постоянной основе, на год или на время прохождения определенной аттестации.

Законодательная основа: где найти информацию о семейном образовании по новому закону Положение о семейном образовании прописано в законе «Об образовании РФ» №273 ФЗ, который позволяет родителям выбирать форму обучения для ребенка в соответствии с его потребностями и остальных членов семьи.

Подробная информация содержится в ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

В соответствии с ним родители могут объединить несколько видов образования для ребенка. Например, он может посещать школу 2-3 раза в неделю или посещать занятия только по выбранным дисциплинам, а остальные изучать дома.

А также Вы можете ознакомиться с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№ 1015 и Письмом Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 Как перейти на семейное обучение по закону В законе об образовании по семейному обучению сказано, что для перехода на такую форму не требуются справки от врача или уважительные причины, достаточно желания родителей и ученика.

В соответствии с положением о семейном обучении процесс перехода сводится к следующему:

  • Родители должны написать заявление о переходе;
  • Сообщить в местный муниципальный орган самоуправления в сфере образования по месту жительства.

По новому закону переход на семейное обучение в школе достаточно прост, беспокоиться об этом не нужно.

Как проводятся аттестации при семейном образовании По закону о семейном образовании промежуточную аттестацию можно сдавать как в школе, так и дома. Это обязательное условие для перехода в следующий класс, промежуточная аттестация на семейном образовании позволяет определить уровень знаний ребенка и то, насколько хорошо он успевает по школьной программе.

Проверка проводится бесплатно в школе или дистанционно по договорённости. Некоторые школы требуют сдавать такие экзамены раз в год, другие — раз в четверть, это устанавливает учебное заведение, предварительно согласовав с вами. График промежуточной аттестации учащихся на семейном обучении устанавливает школа, но вы можете изменить его как вам удобно и обязательно утвердить эти изменения с директором школы.

Министр образования Российской Федерации Ольга Васильева предложила на 2023 год целый ряд новшеств, способных значительно скорректировать стандарты образования в Российской Федерации.

Так, если взять длящуюся уже несколько лет реформу выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, никак не получается построить ее так, что бы полностью исключить фактор внешнего влияния на оценку знаний ученика.
В сфере высшего образования, так же наблюдаются большие проблемы.

Астрономия в школьной программе в большинстве школ уже присутствует и основной вопрос – будет ли введен ЕГЭ по астрономии?

Как заявила Ольга Васильева, единый государственный экзамен по этому предмету в ближайшее время вводить не будут.

Также, большое внимание уделено созданию программ подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  Завышение стоимости квартиры: риски для продавца и покупателя

В настоящее время основными центрами притяжения абитуриентов являются крупные города такие как Москва и Санкт-Петербург. Это создает определенные неудобства абитуриентам, вынужденным ехать «за тридевять земель» для поступления в вуз.

Решено, что в 2023 году в стране откроются свыше 50 опорных вузов, которые станут «центрами роста» науки и высшего образования.

Директора городских школ введение единых стандартов также поддерживают. По их мнению, они сыграют на руку и ученикам, и их родителям.

«Единые образовательные стандарты – такая вещь, которая должна продуктивно сказаться на качестве образования. Когда требования во всех организациях будут едиными, то и детям будет проще адаптироваться в новых коллективах», – комментирует Андрей Порсин, директор барнаульской школы №63.

По его мнению, все школы должны в равной степени давать примерно одно и то же, независимо от того, где ребенок находится.

Заместитель директора лицея №112 Ирина Крицкая отметила, что различия в программе раньше были очень заметны и создавали определенные трудности.

«Часто так случалось, что детки, приходя из другой школы к нам, попадали в совершенно новые условия. В учебниках информация разнится, поэтому какая-то тема уже могла быть изучена ребенком, а какая-то еще нет», – пояснила она.

По словам директоров, новая программа сложнее не станет и беспокоиться не о чем. Школьникам больше не придется обращаться за помощью репетиторов, что в значительной мере сэкономит силы детей и средства родителей.

Внедрение инновационных технологий

В некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50-и субъектах страны будет организовано более двух тысяч классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3Д-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы.

К сведению! Планируется, что к 2024-му году общее количество инновационных оборудованных центров в школах должно достичь 16 тысяч.

Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2019-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.

О том, как войти в реку

Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.

Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!

А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.

Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.

Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *