Новые правила техосмотра 2022: кому нужно проходить
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила техосмотра 2022: кому нужно проходить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Новое в законодательстве
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Какие правила техосмотра автомобиля сохранились
Вопрос о том, нужно ли пройти техосмотр, даже не стоит, поскольку ответ очевиден – конечно, нужно. Но новые правила 2022 года внесли свои коррективы в рассматриваемую практику. Но нечто знакомое все же осталось. В частности, техническая часть, которая практически никак не изменилась. Были внесены только небольшие поправки в процесс, но они незначительные.
Например, есть не совсем новое правило – оператор должен особо пристальное внимание обратить на то, как работают тормоза. Они в обязательном порядке должны быть полностью исправными, чтобы водитель мог вовремя остановиться. Также очень важным является исправность рулевого управления. Логично, что это нужно, чтобы не возникало проблем по части задавания направления автомобилю. Очень важный аспект – исправность мотора. Помимо двигателя обязательно обращается внимание на работу его систем.
Обязательно должны быть исправными световые приборы, поскольку они делают легковойавтомобиль заметным на дороге и помогают безопасно передвигаться в темное время суток. Стеклоочистители и омыватели гарантируют, что водитель сможет видеть дорогу, даже если лобовое стекло будет запачкано. Шины и колеса также проверяются. Например, резина должна соответствовать сезону и не быть изношенной.
Ещё одно правило на тему передних стекол заключается в том, что они не должны закрываться тонированными пленками. Это снижает видимость, и пройти техосмотр не выйдет. И обязательно должны быть исправными ремни безопасности. К звуковым сигналам также выдвигаются свои требования, главным из которых является исправность.
Легковой автомобиль должен соответствовать требованиям по безопасности, что использовались на момент его производства. Это значит, что если производитель не предусматривал ремней безопасности, дополнительно ставить их на машину не потребуется. Обычно это касается раритетных автомобилей. Таковыми могут признать машины, которые выпускались 30 лет назад и раньше.
Оператор должен проверять, соответствует ли автомобиль всем этим требованиям, но придумывать свои он не имеет права. Потому если все нормы соблюдены, а специалист отказывается утверждать диагностическую карту, несмотря на успешное прохождение процедуры, для него могут быть последствия. Кроме того, сотрудник ГИБДД не может аннулировать диагностическую карту по придуманному поводу. Потому вы в любом случае получите ОСАГО.
Старые действующие документы на автомобиль, несмотря на новые правила, отменять не будут. Если диагностическая карта все ещё работает, она будет продолжать это делать без прохождения повторной процедуры. Если же сроки истекают, оформление техосмотра будет проходить уже по новым правилам. Другими словами, большинство водителей почувствуют изменения уже с октября текущего года, поскольку большинство СТО пока не успели подготовиться к новым условиям. Если оформляете ОСАГО, это нужно учитывать.
Получить юридическую помощь по вопросам техосмотра автомобиля можно на нашем сайте.
Какие работы включает в себя техосмотр
Подход к процедуре очень тщательный, поскольку проверяется все согласно законодательству, вплоть до наличия огнетушителя и наполненности аптечки необходимыми медикаментами. К примеру, ТО школьных автобусов позволяет проверять наличие знака аварийной остановки, противооткатных упоров, а также целостность и эффективность огнетушителей и аптечек, которых должно быть по паре на такой многоместный транспорт.
Техническое обслуживание автобуса 1 включает в себя:
- проверку и регулировку хода педалей;
- регулировку ремней генератора и их замену при необходимости;
- корректировку частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу;
- контроль состава отработавших газов;
- проверку надежности креплений, целостности изоляции и герметичности магистралей;
- контроль качества и уровня масла, а также прочих технических жидкостей;
- диагностику систем (тормозная, ходовая, отопления и охлаждения, электрооборудования и питания).
Техническое обслуживание автобуса 2 дополняется:
- подтяжкой гаек и креплений разных узлов;
- натяжением цепи ГРМ;
- проверкой функционирования ручек и замков дверей;
- устранением зазоров;
- заменой фильтров;
- диагностикой АКБ, радиатора и всех элементов ходовой части и тормозной системы;
- регулировкой усилия поворота руля.
Кто может проводить техосмотр автобуса?
5. Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3 (далее — оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее — уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно — график, заявка).
Пункт 5 правил техосмотра автобусов говорит о том, что пройти осмотр можно у любого оператора технического осмотра, имеющего аккредитацию на осмотр автобусов. Однако при этом должен обязательно присутствовать сотрудник ГИБДД. То есть с 1 марта 2021 года проверками автобусов будет заниматься в том числе и ГИБДД.
Это самое важное нововведение новых правил, прочие пункты документа лишь раскрывают особенности участия полицейского в процедуре техосмотра.
Пункт 5 также говорит и о том, что техосмотр автобусов будет возможен только по предварительной записи. Это необходимо, чтобы автобус приехал на техосмотр именно в то время, когда в пункте кроме технического эксперта присутствует и сотрудник ГИБДД. Очевидно, что полицейский не будет «просиживать» в ожидании автобусов с утра и до вечера, он будет приходить по мере необходимости.
Когда правила техосмотра автобусов начнут действовать?
Выше в данной статье речь шла о том, что новые правила техосмотра автобусов начнут работать с 1 марта 2021 года. Однако эта дата напрямую не прописана в тексте постановления:
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пункт 2 говорит о том, что документ начнет действовать одновременно с тем, как начнет действовать новая редакция федерального закона «О техническом осмотре» (она рассмотрена в следующих статьях: часть 1, часть 2).
На текущий момент дата начала действия новой редакции закона «О техосмотре» — именно 1 марта 2021 года. Однако нужно напомнить и о том, что изначально этот закон должен был начать действовать с 8 июня 2020 года. Однако дата была перенесена. Если дату перенесут еще раз, то вместе с законом «О техосмотре» будут отложены и правила, рассмотренные в данной статье. В любом случае, если это произойдет, данная статья будет обновлена.
В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить полный текст правил организации и проведения технического осмотра автобусов:
Что касается рассмотренных выше нововведений, то судя по всему их цель состоит в том, чтобы за счет участия сотрудников ГИБДД обеспечить должное техническое состояние пассажирского транспорта. Полицейский является дополнительной гарантией того, что автобус действительно приезжал на пункт техосмотра, проходил там необходимые проверки и оказался в исправном техническом состоянии. Будем надеяться, что новые правила позволят уменьшить количество ДТП, связанных с техническими неисправностями автобусов.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Требования для прохождения техосмотра в 2023 году
Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:
- тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
- рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
- внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
- стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
- шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
- двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
- дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.
С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.
Обязан ли водитель предъявлять карту техосмотра сотруднику ДПС
Несмотря на изменение требований, прохождение технического осмотра по-прежнему является необходимым и обязательным условием для законной эксплуатации транспортных средств. Без этого можно за руль не садиться. А вот нужно ли предъявлять диагностическую карту сотруднику ДПС? Возить постоянно с собой документ о прохождении в автосервисе процедуры диагностики больше не нужно. По закону никто не может обязать автовладельца это делать. Теперь сотрудники ГИБДД лишены полномочий требовать документ и прохождении ТО. За его отсутствие не предусмотрена административная ответственность. Если инспекторы ГИБДД станут утверждать, что документ о прохождении техобслуживания должен быть при себе и угрожать штрафом, то их действия будут считаться неправомерными.
Для чего проходят техосмотр
Технический осмотр автомобиля – это своеобразная экспертиза, целью которой является проверка некоторых узлов и отдельных агрегатов транспортного средства на исправность. По закону проходить ее следует раз в 1-2 года, в зависимости от возраста машины. А вот для личной безопасности производить техобслуживание ТС желательно намного чаще (раз в 3-6 месяцев).
Если в ходе ТО механических поломок выявлено не будет, то владельцу авто выдадут специальный талон, указывающий на полную пригодность его самоходной техники к передвижению по дорогам общего пользования. Без такой бумаги водитель даже не сможет оформить страховой полис (один из обязательных документов, требуемых для управления транспортом), и поставить свою движимую собственность на учет в МРЭО.
Какие нужны документы?
Если автобусом владеет частное лицо (ИП), то он проходит техосмотр на общих основаниях. С собой ему необходимо брать лишь документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации ТС, а в его отсутствии — паспорт транспортного средства. Если за рулем находится не владелец автобуса, то ко всему прочему нужна еще генеральная доверенность, предоставляющая данному лицу право управления ТС. Если же автобусы находятся на балансе юридической организации, то для прохождения ТО необходимо:
- Получить у диагностической станции 2 экземпляра договора на оказание услуг по прохождению ТО.
- Заполнить их и заверить у руководителя.
- Оплатить стоимость техосмотра для каждого транспортного средства в соответствии с тарифами диагностической станции.
- Получить водителю доверенность на подписание акта выполненных работ, в ином случае руководитель должен лично присутствовать при прохождении ТО.
- Приехать на станцию, имея на руках квитанцию об оплате, договор, заверенный руководителем, свидетельство о регистрации ТС, доверенность и документ, удостоверяющий личность водителя (паспорт).
В доверенности лучше указать, что водитель имеет право не только подписать акт выполненных работ, но и согласовать дополнительное соглашение, которое будет необходимо, если такой транспорт не пройдет технический осмотр. На диагностическую станцию нужно привозить два экземпляра договора на оказание услуг, чтобы там смогли их заверить.
Необходимые документы
Чтобы получить карту диагностики, нужно обратиться в авторизованную станцию с заявлением. Для прохождения процедуры водитель должен предъявить на пункте техосмотра определенный перечень бумаг, без наличия которых технический осмотр провести не возможно.
Документы для прохождения техосмотра в 2023:
- паспорт;
- свидетельство о регистрации авто или ПТС;
- удостоверения водителя;
- квитанция об оплате услуг оператора.
Перенос информации на новый бланк разрешения
Перенос информации, содержащейся в действующем разрешении, на новый бланк без прохождения техосмотра осуществляется в следующих случаях:
- замена регистрационного знака автомобиля (в том числе при смене его собственника);
- утеря разрешения;
- повреждение разрешения.
В этих случаях можно обратиться на любую диагностическую станцию, имеющую разрешение Минтранса, независимо от места государственной регистрации автомобиля.
Перенос информации на новый бланк разрешения осуществляется сотрудником УП «Белтехосмотр» на основании публичного договора по заявлению владельца (его представителя) автомобиля.
Справочно:
Текст договора, а также бланки заявлений для физических и юридических лиц размещены на интернет-сайте УП «Белтехосмотр».
Вместе с заявлением необходимо также представить следующие документы (пп. 3.6 п. 3 публичного договора):
- документ, удостоверяющий личность (для физлица);
- свидетельство о регистрации;
- разрешение (кроме случаев утери);
- документ об оплате.
Для получения статуса пункта технического осмотра автотранспорта необходимы разрешительные документы, выдачей которых, согласно Правилам аккредитации операторов ТО (утвержденных приказом Минэкономразвития), занимается РСА. Целью аккредитации является установление соответствия заявителя требованиям закона.
Для получения аттестата в РСА необходимо предоставить:
- заявление;
- учредительные документы;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- подтверждение наличия помещения – документы о собственности или аренде помещения;
- документы, подтверждающие наличие в собственности или аренде необходимых технических средств, советующих списку для выбранной категории транспорта;
- документы на предоставление услуг связи для регулярной передачи информации в единую информационную систему (ЕАИСТО), содержащую информацию об автовладельцах и их техосмотре;
- подтверждение наличия в штате технического эксперта, соответствующего установленным требованиям;
- доверенность от юридического лица для подтверждения правомочности подписи лица, поставившего подпись в заявлении;
- опись вложения;
- платежный документ, подтверждающий оплату проведения аккредитации.
Разрешение РСА выдается оператору ТО на конкретно выбранную им область – категорию ТС, досматривать которую ему дает право полученный аттестат.
Категорию нужно выбрать из списка транспортных средств:
- мотоциклы (L);
- для перевозки пассажиров, имеющее менее 8 мест (М1);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой менее 5 тонн (М2);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой более 5 тонн (М3);
- грузовые грузоподъемностью менее 3,5 тонн (N1);
- грузовые грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн (N2);
- грузовые грузоподъемностью более 12 тонн (N3);
- прицепы массой менее 0,75 тонн (О1);
- прицепы массой от 0,75 до 3,5 тонн (О2);
- прицепы массой от 3,5 до 10 тонн (О3);
- прицепы массой свыше 10 тонн (О4).
Срок действия диагностической карты техосмотра
Диагностическая карта, выданная станцией на которой проводился техосмотр, является подтверждением факта выполнения этой станцией контрольно-диагностических работ и при наличии в указанной карте соответствующей отметки – основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
В случае если по результатам проверки установлено, что транспортное средство не соответствует требованиям ТНПА, транспортное средство необходимо предоставить для повторного проведения техосмотра не позднее двадцати дней после даты предыдущего проведения технического осмотра. При повторной проверке проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем проведении техосмотра признаны не соответствующими требованиям ТНПА и согласно установленному на станции прейскуранту, оплачивается только эта процедура.
Если в течение 20 дней у вас не получится устранить выявленную неисправность, предоставить недостающие документы или по каким-то причинам вы не успеете приехать в пункт прохождения гостехосмотра, вам придется снова пройти контрольно-диагностическую линию в общем порядке и оплатить полную сумму за услуги проверки.