Ответственные лица за управление ООС: кого и по какой программе обучать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственные лица за управление ООС: кого и по какой программе обучать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Внимание! В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Положения об установлении порядка подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности» (подготовлен Минприроды России 23.03.2018)

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства РФ, 2002, № 2, ст. 133) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 21, ст. 2023, 2006 г. № 13 ст. 1409, 2008 г. № 12, ст. 1130, № 23 ст. 2713, № 24 ст. 2867, № 50 ст. 5946, 2009 г. № 6 ст. 738, № 10 ст. 1224, № 18 (часть II) ст. 2248, 2010, № 38, ст. 4825, 4835; 2011, № 7, ст. 981, № 47, ст. 6662, 2012, № 37, ст. 5002, № 46, ст. 6339, 2013, № 24, ст. 2999, ст. 3000, № 32, ст. 4311, 2017, № 6, ст. 928, № 8, ст. 1251), приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности.

2. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования обеспечить:

организацию и контроль подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности;

организацию и контроль деятельности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросам подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности.

Министр С.Е. Донской

Современные требования к экологической безопасности зафиксированы в целом ряде правовых актов. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды с последними изменениями, включая те из них, которые были внесены федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ;
  • федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, регулирующий порядок обращения с отходами производства и потребления;
  • федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающий общие правила лицензирования в Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях, который определяет санкции за нарушение действующего законодательства в области благополучия окружающей среды;
  • другие нормативные документы.

Нормативы, содержащиеся в перечисленных правовых актах, дифференцированы в зависимости от области деятельности компании, степени интенсивности его влияния на экологию и иных факторов.

Обязанности эколога на предприятии. С чего начать?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Экология и охрана труда предприятиям руками лучших инженеров города Проектирование и согласование экологической документации по всей стране

  1. Календарь эколога
  2. Услуги
  3. Блог
  4. Планы проверок
  5. О компании
  6. Клиенты
  1. О компании
      Наши сотрудники
  2. О компании
  3. Карьера
  4. Отчетность об обращении с отходами
  5. Проект СЗЗ
  6. Клиенты
  7. Обучение по экологии и охране труда
  8. Общее
      Обучение по экологии и охране труда
  9. Производственный экологический контроль
  10. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
  11. Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
  12. Расчет платы за НВОС
  13. Ведение журналов
  14. Специальная оценка условий труда
  15. Постановка на учет объектов негативного воздействия
  16. Комплексное экологическое разерешение
  17. Декларация о воздействии на окружающую среду
  18. Сопровождение по охране труда
  19. Экологический аутсорсинг
  20. Специальная оценка условий труда
  21. Постановка на учет объектов негативного воздействия
  22. Ведение журналов
  23. Проект ЗСО
  24. Экологический сбор
  25. Планы проверок
  26. Проект НДС в сети Водоканала
  27. Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
  28. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
  29. Вода
      Декларация о составе и свойствах сточных вод
  30. Проект НДС в сети Водоканала
  31. Лицензия на недропользование в части добычи воды
  32. Проект ЗСО
  33. Баланс водопотребления и водоотведения
  34. Проект НДС
  35. Отходы в доходы
  36. Комплексное экологическое разерешение
  37. Декларация о воздействии на окружающую среду
  38. Воздух
      Проект ПДВ
  39. Проект СЗЗ
  40. Паспорт ГОУ
  41. Инвентаризация источников выбросов
  42. Расчет платы за НВОС
  43. ПНООЛР
  44. Инвентаризация отходов
  45. Наши сотрудники
  46. Баланс водопотребления и водоотведения
  47. Лицензия на обращение с отходами
  48. Проект ПДВ
  49. Календарь эколога
  50. Карьера
  51. Перевод отходов в сырье (Технические условия)
  52. Лицензия на недропользование в части добычи воды
  53. Производственный экологический контроль
  54. Блог
  55. Сопровождение по охране труда
  56. Декларация о составе и свойствах сточных вод
  57. Паспорт отхода
  58. Экологический аутсорсинг
  59. Услуги
      Вода Декларация о составе и свойствах сточных вод
  60. Проект НДС в сети Водоканала
  61. Лицензия на недропользование в части добычи воды
  62. Проект ЗСО
  63. Баланс водопотребления и водоотведения
  64. Проект НДС
  65. Воздух
      Проект ПДВ
  66. Проект СЗЗ
  67. Паспорт ГОУ
  68. Инвентаризация источников выбросов
  69. Отходы
      ПНООЛР
  70. Перевод отходов в сырье (Технические условия)
  71. Экологический сбор
  72. Отходы в доходы
  73. Инвентаризация отходов
  74. Паспорт отхода
  75. Продление лимитов
  76. Отчетность об обращении с отходами
  77. Лицензия на обращение с отходами
  78. Общее
      Обучение по экологии и охране труда
  79. Производственный экологический контроль
  80. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
  81. Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
  82. Расчет платы за НВОС
  83. Ведение журналов
  84. Специальная оценка условий труда
  85. Постановка на учет объектов негативного воздействия
  86. Комплексное экологическое разерешение
  87. Декларация о воздействии на окружающую среду
  88. Сопровождение по охране труда
  89. Экологический аутсорсинг
  90. Проект НДС
  91. Паспорт ГОУ
  92. Отходы
      ПНООЛР
  93. Перевод отходов в сырье (Технические условия)
  94. Экологический сбор
  95. Отходы в доходы
  96. Инвентаризация отходов
  97. Паспорт отхода
  98. Продление лимитов
  99. Отчетность об обращении с отходами
  100. Лицензия на обращение с отходами
  101. Продление лимитов
  102. О компании
  103. Инвентаризация источников выбросов
  1. О компании
  2. Наши сотрудники
  3. Карьера
  1. Экологический аутсорсинг
  2. Отчетность об обращении с отходами
  3. Проект СЗЗ
  4. Перевод отходов в сырье (Технические условия)
  5. Ведение журналов
  6. Воздух
      Проект ПДВ
  7. Проект СЗЗ
  8. Паспорт ГОУ
  9. Инвентаризация источников выбросов
  10. Паспорт ГОУ
  11. Баланс водопотребления и водоотведения
  12. Постановка на учет объектов негативного воздействия
  13. Общее
      Обучение по экологии и охране труда
  14. Производственный экологический контроль
  15. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
  16. Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
  17. Расчет платы за НВОС
  18. Ведение журналов
  19. Специальная оценка условий труда
  20. Постановка на учет объектов негативного воздействия
  21. Комплексное экологическое разерешение
  22. Декларация о воздействии на окружающую среду
  23. Сопровождение по охране труда
  24. Экологический аутсорсинг
  25. Продление лимитов
  26. Проект ПДВ
  27. Инвентаризация источников выбросов
  28. Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
  29. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
  30. Паспорт отхода
  31. Лицензия на недропользование в части добычи воды
  32. Специальная оценка условий труда
  33. Вода
      Декларация о составе и свойствах сточных вод
  34. Проект НДС в сети Водоканала
  35. Лицензия на недропользование в части добычи воды
  36. Проект ЗСО
  37. Баланс водопотребления и водоотведения
  38. Проект НДС
  39. Отходы в доходы
  40. Проект ЗСО
  41. Комплексное экологическое разерешение
  42. Расчет платы за НВОС
  43. Экологический сбор
  44. Проект НДС в сети Водоканала
  45. Сопровождение по охране труда
  46. Производственный экологический контроль
  47. Обучение по экологии и охране труда
  48. ПНООЛР
  49. Декларация о составе и свойствах сточных вод
  50. Отходы
      ПНООЛР
  51. Перевод отходов в сырье (Технические условия)
  52. Экологический сбор
  53. Отходы в доходы
  54. Инвентаризация отходов
  55. Паспорт отхода
  56. Продление лимитов
  57. Отчетность об обращении с отходами
  58. Лицензия на обращение с отходами
  59. Лицензия на обращение с отходами
  60. Инвентаризация отходов
  61. Декларация о воздействии на окружающую среду
  62. Проект НДС
Читайте также:  SWIFT-переводы: как отправить деньги за границу

Рекомендуем прочесть: Штраф 03 01 2021 г до какого числа действует скидка
Обязанности эколога на предприятии.

Вводный инструктаж по экологической безопасности

Если ваша компания относится к предприятиям, деятельность которых может негативно повлиять на окружающую среду, например, производит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы отходов в воду или почву, специалисты рекомендуют в этом случае проводить вводный инструктаж по экологической безопасности со всеми работниками компании.

Это требование не регламентировано в законе, то есть не является обязательным. Тем не менее, вводный инструктаж по экологии поможет персоналу внимательнее относиться к своим обязанностям.

Вводный инструктаж по экологической безопасности рекомендуют проводить в течение первого месяца работы для:

  • новых сотрудников;
  • студентов, проходящих производственную практику;
  • работников сторонних организаций, которые ведут деятельность на территории предприятия.

Вводный инструктаж проводят внутри организации. Делать это может эколог или другой специалист компании, на которого приказом руководителя возложена эта обязанность. На практике компании либо включают вопросы по экологии в программу вводного инструктажа по охране труда, либо разрабатывают отдельную программу. Во втором случае прохождение персоналом инструктажа по экологической безопасности фиксируют в отдельном журнале, который разрабатывают в компании в произвольной форме.

В программу вводного инструктажа по экологической безопасности вы можете включить:

  • нормативно-правовые требования по охране окружающей среды в РФ;
  • все виды негативного экологического воздействия предприятия;
  • список мероприятий по экологической безопасности, которые реализуют на предприятии и другие актуальные для компании темы.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

Описание загрязнения на рабочих местах

Наиболее распространенным отрицательным воздействием на предприятиях является загрязнение воздуха на рабочем месте. Это связано с присутствием в воздушном пространстве помещения опасных веществ или каких-либо газов (паров), частиц (пыли). Другие типы опасности могут быть связаны с контактом вредных веществ с кожей или их попаданием внутрь организма путем проглатывания. Воздействие опасных веществ может происходить несколькими способами:

  • рабочий дышит загрязненным воздухом;
  • рабочий имеет прямой контакт с токсичными и/или коррозионными материалами;
  • случайное заглатывание токсических химикатов или неочищенной воды и других типов жидкости.

Кроме того, шум на производственных местах является еще одним примером загрязнения, которое требует защиты окружающей среды на производствах и предприятиях. Его воздействие может отрицательно повлиять на слух и психологическое состояние работников. Еще одна опасность может исходить от китайского гипсокартона, который часто используется в зданиях, где работают сотрудники компаний.

Что нужно сделать по экологии на предприятии

Чтобы выполнить природоохранные требования, предприятие:

  • получает разрешение – для предприятий с выбросами в окружающую среду (ч. 4 ст. 23 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • ставит объекты с негативным воздействием на окружающую среду на государственный учет (п. 3 ст. 11 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
  • составляет паспорт на отходы I–IV классов опасности (ст. 14 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ);
  • получает лицензию – для предприятий, которые собирают, транспортируют, перерабатывают, утилизируют, обеззараживают и хранят отходы I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ);
  • рассчитывает и перечисляет плату за загрязнение окружающей среды;
  • отчитывается в Росприроднадзор;
  • обучает руководителя и ответственного за экологическую безопасность (ст. 73 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • разрабатывает программу экологического контроля и экологическую документацию.

За нарушение правил экологической безопасности Росприроднадзор привлечет ответственных должностных лиц и организацию к административной ответственности (ст. 23.29 КоАП).

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации. При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.) Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности). Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

Деятельность экологической службы (эколога) на предприятии

Внимание! В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов.

Ответственными за производственный экологический контроль могут быть: главный инженер организации, его заместитель, какие-либо функциональные руководители, независимо от наличия или отсутствия штатных экологов. Требования к квалификации специалиста в области природопользования и охраны окружающей среды (эколога) Уже давно возросла потребность в квалифицированных специалистах в области охраны окружающей среды, которые могли бы регулировать и предотвращать негативное воздействие на окружающую среду.

Труд эколога востребован в государственных и муниципальных органах исполнительной власти, на крупных предприятиях, заводах, производствах, в природоохранных организациях, при строительстве промышленных объектов, в

Ответственный за экологическую безопасность на предприятии

За отсутствие на предприятии обученного ответственного лица за экологическую безопасность могут привлечь к ответственности по КоАП РФ.

Рекомендуем прочесть: Расчитать отпуск если не тработан даже месяц

См. Постановление 15 ААС от 06.02.2014 . Обязанность руководителей и специалистов пройти подготовку по экологической безопасности установлена в Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Ответственным за экологическую безопасность может быть назначен любой сотрудник организации.

Чаще всего назначают специалистов по охране труда. Также может быть введена отдельная должность эколога.

Подробнее см. статьи в обосновании. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда». 1. Статья: Чему нужно обучить специалиста по охране труда? «Сейчас работодатели пытаются возложить на специалиста по охране труда функции инженера-эколога. Государственная инспекция труда категорически против такого совмещения должностей.

Это снижает контроль по охране труда из-за недостатка времени, что может привести к возникновению несчастных случаев на производстве.

Ответственный за экологическую безопасность на предприятии

Предусмотрена ли ответственность за отсутствие на предприятии обученного ответственного лица за экологическую безопасность?

За отсутствие на предприятии обученного ответственного лица за экологическую безопасность могут привлечь к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ. См. Постановление 15 ААС от 06.02.2014 №№ 15АП-19138/2013, А32-13704/2013.

Обязанность руководителей и специалистов пройти подготовку по экологической безопасности установлена в ст. 73 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Читайте также:  В Уфе под снос направят квартал аварийных домов общей площадью в 6,78 га

Ответственным за экологическую безопасность может быть назначен любой сотрудник организации. Чаще всего назначают специалистов по охране труда. Также может быть введена отдельная должность эколога.

Подробнее см. статьи в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда».

1. Статья: Чему нужно обучить специалиста по охране труда?

«Сейчас работодатели пытаются возложить на специалиста по охране труда функции инженера-эколога. Государственная инспекция труда категорически против такого совмещения должностей. Это снижает контроль по охране труда из-за недостатка времени, что может привести к возникновению несчастных случаев на производстве. Если специалист по охране труда вдобавок к своей работе все-таки выполняет функции эколога, то ему нужно обучиться по программе защиты окружающей среды или обращения с опасными отходами.*

2. Статья: Нужен ли эколог на предприятии

«На каких предприятиях должен быть эколог

Прямая норма, указывающая на необходимость иметь штатных специалистов экологов, законодательством не предусмотрена. Несмотря на это, создание службы экологического контроля или введение в штат должности инженера-эколога приоритетно для предприятий, которые:

  • оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  • обязаны осуществлять производственный экологический контроль согласно статье 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

К ним относятся предприятия, где осуществляются:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Деятельность таких предприятий контролирует Росприроднадзор и его территориальные органы.

Кроме того, труд эколога может быть востребован в государственных и муниципальных органах исполнительной власти, в природоохранных организациях, в аутсорсинговых, проектных и консалтинговых организациях.

Какие обязанности выполняет эколог

Должностные обязанности инженера-эколога определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих1. Так, инженер-эколог:

  • контролирует соблюдение экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды на предприятии;
  • разрабатывает проекты перспективных и текущих планов проведения мероприятий по охране окружающей среды, контролирует их выполнение;
  • участвует в экологической экспертизе технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники;
  • участвует в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов;
  • контролирует соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, анализирует их работу, следит за соблюдением правил охраны природы, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия;
  • составляет технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию;
  • участвует в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • составляет отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принимает участие в работе комиссий по проверке деятельности предприятия.

Можно ли совмещать должность эколога

Работу эколога по совмещению может выполнять любой работник организации. Чаще всего должность эколога совмещает специалист по охране труда, так как профильное образование по этой специальности включает рассмотрение вопросов экологии.*

Если выполнять обязанности эколога некому, то предприятие вправе передать экологию на аутсорсинг, заключив договор с лицензированной организацией. Экологическое сопровождение предполагает:

  • разработку экологической политики – стандартов предприятия в области экологии;
  • разработку и согласование ряда сложных проектов (ПДВ, ПДС, ПНООЛР) с органами Росприроднадзора;
  • оформление и передачу ежеквартальных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • составление и согласование статистических отчетов (формы: № 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах», № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах», № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды», № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»);
  • введение в действие необходимого комплекта документов и поддержание документооборота в актуальном состоянии;
  • проведение экологического мониторинга;
  • взаимодействие с государственными органами надзора по вопросам охраны окружающей среды.

Серьезность опасности

В настоящее время люди слышат о загрязнении так часто, что кажется, что это происходит буквально на каждом предприятии! Существует множество различных способов, которые могут предпринять как отдельные люди, так и все общество в целом, чтобы предотвратить и изменить воздействие загрязнения на рабочий персонал.
Первым шагом к этому является осознание того, что некоторые люди наиболее подвержены риску, чем другие. Персонал, подвергающийся наибольшей опасности воздействия загрязнения, может быть защищен, если принять для этого некоторые меры. Поэтому важно изучить информацию, связанную с загрязнением рабочего места и простые методы борьбы, которые можно воплотить на практике, чтобы изменить воздействие загрязнения и риски, с конечной целью предотвращения этой проблемы. Контрольный список профессий и областей повышенной опасности воздействия вредоносных веществ на предприятиях:

  • горно-металлургические работы;
  • литейщики;
  • строительные работы;
  • химическая промышленность (в том числе химическое производство, а также химическая повторная упаковка и хранение);
  • производственные рабочих мест (включая производство автомобилей);
  • аэрокосмическая промышленность;
  • рабочие области химчистки;
  • авторемонтные мастерские;
  • сотрудники автозаправочных станций;
  • работа в мини-маркете или торговом центре;
  • текстильная промышленность;
  • некоторые рабочие специальности в офисе, в зависимости от местоположения и / или строительных материалов, используемых для офисного здания;
  • исследовательские работы (исследователи могут подвергаться воздействию различных опасных материалов, если аварии происходят в исследовательской лаборатории).

Экологическая безопасность предприятия оценивается на местном уровне органами санитарно-эпидемиологического надзора. На федеральном — природоохранной прокуратурой. Собственникам производств стоит учитывать, что данные организации достаточно легко выписывают штрафы, начиная от нескольких десятков тысяч рублей и заканчивая миллионами, а также закрывают производства до устранения причин. В случае запрета на функционирование организации заплатить за нарушение норм все же придется. Кстати, о нормах. Высчитываются они согласно итогам экологического аудита в соответствии с нормативными документами Закона «Об охране окружающей среды». При этом итоги исследований, которые приводятся как в текстовом, так и в графическом виде, подразумевают наихудшее развитие событий на производстве. То есть собственник заинтересован в постоянной модернизации мощностей с целью снижения количества отходов, так как чем их больше, тем выше налог, который назначается за загрязнение окружающей среды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *